Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
№ 67/26195/ 5 ИЮНЯ 2020 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 32 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Окончание на 33-й стр. Рис. 9. Тематика обращений граждан к Уполномоченному по правам ребенка по вопросам защиты прав на семью и в семье за 2019 год Работа органов власти и общества, направленная на то, чтобы дети росли в се- мье, а также сохранение и безопасность семьи как социального института в целом, являются важнейшими направлениями государственной семейной политики, обо- значенными в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и продолженными в мероприятиях Десятилетия детства. Семья, нуждающаяся в мерах социальной поддержки, вправе рассчитывать на предоставление необходи- мых условий для ее существования и защиты в случае необходимости. В регионе созданы необходимые условия для: — обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье; — своевременного выявления нарушений этих прав; — организации профилактической помощи семье и ребенку; — обеспечение адресной поддержки семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; — принятия мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации забота о де- тях, их воспитание — равное право и обязанность обоих родителей. Право несовер- шеннолетних граждан на получение содержания (алиментов) и создание условий проживания закреплено Семейным кодексом Российской Федерации. В 2019 г. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области в тесном взаи- модействии с региональным управлением Федеральной службы судебных приставов России рассматривала обращения граждан, направленные на восстановление пра- ва ребенка на достойный уровень жизни и взыскание алиментов на содержание ре- бенка. Например, гражданка М. обратилась с просьбой оказать содействие по взыска- нию алиментов с отца ребенка, который уклоняется от уплаты алиментов. На момент обращения сумма задолженности превышала 120 000 рублей. После вмешательства Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области судебным приставом –ис- полнителем вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в от- ношении транспортных средств. Должник был привлечен к административной ответ- ственности по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ и предупрежден об уголовной ответственности по ч.1 ст. 157 УК РФ. При рассмотрении обращений граждан было установлено, что в большинстве случаев судебными приставами предпринимались все предусмотренные действую- щим законодательством меры по восстановлению нарушенных прав ребенка, в том числе накладывались ограничения в пользовании специальным правом (вождение автотранспорта) и запреты на выезд за пределы Российской Федерации. Согласно Закону Липецкой области от 02.12.2004 № 142-ОЗ «О пособии на ре- бенка» на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, предусмотрено пособие. Однако в результате анализа поступивших обращений граждан было уста- новлено, что информированность о данном виде поддержки среди населения недо- статочна. 2019 г. отмечен ростом количества обращений по оказанию помощи в разреше- нии семейных споров, связанных с реализацией порядка общения детей с отдельно проживающим родителем, бабушками, дедушками и иными родственниками. Меж- личностные конфликты между родственниками часто становятся поводом для рас- смотрения вопроса о лишении или ограничении в родительских правах. При этом конфликтные ситуации усугубляются наличием имущественных пре- тензий и взаимным нежеланием родителей и родственников выстраивать конструк- тивные взаимоотношения ради детей. Даже принятое решение суда об определении места жительства ребенка или определения порядка общения не становится выхо- дом из ситуации конфликта, а лишь усугубляет ее. Так, например, в своих неоднократных обращениях в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области заявитель К. и ее дочь С. сообщали, что мать ре- бенка уклоняется от исполнения судебного решении, настраивает ребенка против родственников умершего отца. Ребенок находится в состоянии постоянного стрес- са и стал плохо учиться. Заявители просили ограничить мать в родительских правах. При рассмотрении сложившейся ситуации было установлено, что мама не пре- пятствует общению ребенка с бабушкой и дедушкой, работает и характеризуется по месту работы положительно, на учете в органах системы профилактики безнадзор- ности и правонарушений несовершеннолетних не состоит. Причиной данного кон- фликта, по мнению матери ребенка, стали претензии имущественного характера. С участием сотрудников органов системы профилактики безнадзорности и пра- вонарушений несовершеннолетних была произведена попытка примирить родствен- ников, выслушав позицию каждой из сторон, а также самого ребенка. Предпринятые меры нормализовали данную ситуацию, но ненадолго, т.к. в ноябре-декабре 2019 г. конфликтная ситуация только усугубилась. В декабре 2019 г. поступила жалоба мамы ребенка на действия бабушки и дедушки. Работа с данной семьей была продолжена в 2020 г. Необходимо отметить, что при вынесении судом решения об определении по- рядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем, установленное время общения приходится на выходные и праздничные дни. Соответственно, посредника между родителями и иными родственниками, которые находятся в конфликтной си- туации, нет. В другой ситуации гражданин А. в своем обращении в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области сообщил о том, что мама ребенка ненадлежа- щим образом исполняет родительские обязанности, оказывает негативное влияние на психическое и физическое состояние ребенка, а также на его нравственное раз- витие. Из жалобы следовало, что ни полиция, ни органы опеки не предпринимали ни- каких мер по защите прав и законных интересов ребенка. В ходе проверки факты нарушения прав ребенка не установлены. А причиной данной жалобы стал конфликт между родителями и нежелание его разрешить. В Липецкой области на учете в органах системы профилактики в 2019 г. по дан- ным УМВД региона состояли 1572 семьи, находящиеся в социально опасном поло- жении. В них проживали 2872 ребенка. За трехлетний период в области наблюдается сокращение количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 30% и количества детей, воспитывающихся в них, — на 21%. Рис. 10. Количество семей, находящихся в социально опасном положении, за 2017-2019 гг. До 30.09.2019 г. при Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области действовала Рабочая группа, созданная в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 января 2017 г. № Пр-21 о и Уполномоченно- го при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой в целях проведения все- стороннего анализа практики изъятия несовершеннолетних из семьи, с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью. В ее состав входили члены Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области, общественные помощники, представители органов ис- полнительной власти в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений не- совершеннолетних, образования, опеки и попечительства, охраны здоровья, соци- альной защиты населения и других социальных сфер, региональной Общественной палаты, других общественных объединений и некоммерческих организаций, имею- щих опыт общественной деятельности в рассматриваемой сфере. Задачами Рабочей группы являлись: — мониторинг случаев неправомерного изъятия детей; — экспертиза проведенных мероприятий по случаям неправомерных изъятий; — анализ деятельности органов, уполномоченных проводить мероприятия по изъятию детей из семей. В 2019 году в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса РФ в Липецкой области из семьи было изъято 9 детей. Из них два факта стали предметом рассмотрения на заседании Рабочей группы. Особое внимание Рабочая группа уделила факту отобрания детей у многодетной матери Б., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период ее пребывания в больнице. Было установлено, что дети находились дома без законного представителя под присмотром биологиче- ского отца новорожденного ребенка и помещены в ГУЗ «Липецкая областная клини- ческая инфекционная больница». По результатам рассмотрения данной ситуации членами Рабочей группы управ- лению образования и науки Липецкой области было рекомендовано передать детей маме после ее выписки из перинатального центра; управлению социальной защи- ты населения Липецкой области — оказать семье, оказавшейся в тяжелой жизненной ситуации, помощь. Лишение родительских прав в регионе применяется органами власти как крайняя мера. Так в 2019 году 141 чел. был лишен родительских прав и 76 чел. — ограничены в родительских правах. Количество лишенных родительских прав осталось на уровне предыдущего года, а количество ограниченных в правах выросло на 19%. Последнее все чаще используется в практике как мера предупредительного характера с целью дать родителям шанс на исправление ситуации в семье. В 2019 г. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области приняла уча- стие в реализации проводимого прокуратурой области регионального проекта «Вме- сте ради детей», направленного на защиту прав семьи и детей и профилактику пре- ступности несовершеннолетних. В рамках регионального проекта Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области посетила Лебедянский муниципальный район, где провела встречу с Сове- том отцов Лебедянского района, посетила образовательное учреждение г. Лебедяни, а также Г(О)БУ «Лебедянский центр помощи детям, оставшимся без попечения роди- телей, и содействия семейному устройству». В ходе встречи был поднят вопрос об усилении роли отца в воспитании детей. Отцовскому сообществу Лебедянского муниципального района рекомендовано ак- тивнее принимать участие в жизни не только своих детей, но и детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. В целях усиления роли отца во всех муниципальных образованиях региона в пе- риод с 27 декабря 2018 г. по 10 марта 2019 г. реализовывалась Всероссийская акция «Отцовский патруль. Мы ГоТОвы». В рамках акции среди обучающихся, педагогов и родителей проводились мероприятия, направленные на популяризацию Всероссий- ского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в системе се- мейного воспитания, организацию семейного досуга детей и взрослых. Проведено 38 встреч сотрудников Центров тестирования с учащимися школ и их родителями, на которых представлена информация об истории становления и реали- зации мероприятий по внедрению ВФСК ГТО. Во время бесед были продемонстри- рованы видеоролики и разъяснены особенности каждого вида испытаний, предо- ставлена информация о местах и сроках сдачи норм комплекса ГТО, а также прове- дено 56 спортивных семейных праздников, 21 встреча-знакомство учащихся с: чем- пионкой Европы по пауэрлифтингу, с мастерами спорта по вольной борьбе и канди- датом в мастера спорта по ушу, заслуженным тренером по тхэквондо, победителем чемпионатов мира, СССР и России по гиревому спорту, мастером спорта по спор- тивной гимнастике, мастером спорта по боксу, мастером спорта по вольной борьбе. 4 сентября 2019 г. состоялся рабочий визит в Липецкую область председателя Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребен- ка (руководителя Совета отцов) Коченова А.Ю., в рамках которого прошел «круглый стол», где вновь была поднята тема роли отца в воспитании детей. Несмотря на предпринимаемые в регионе меры по предупреждению социально- го сиротства, по состоянию на 01.01.2020 г. на территории Липецкой области прожи- вало 3132 ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей (3242 — в 2018 г.), что составляет 1,4% от общей численности детского населения. Проблема сиротства остается одной из острейших в современном обществе. По достижении 18-летнего возраста дети-сироты продолжают нуждаться во внимании государства и общества. В этой связи, актуальным вопросом в 2019 г. оставалось по- стинтернатное сопровождение. В ноябре 2019 г. был принят Закон Липецкой области от 13.11.2019 г. № 311-ОЗ «О постинтернатном сопровождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», что позволило повысить уровень работы, направлен- ной на социальную адаптацию выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из направлений деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ли- пецкой области являлась реализация Всероссийского проекта «ЮНАРМИЯ. НАСТАВ- НИЧЕСТВО», направленного на социализацию воспитанников учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и трудных подростков, на при- общение детей к военно-патриотической работе, содействие поиску нравственных ориентиров и выбору ими пути в жизни. Данный вид работы проводился совместно с Липецким региональным штабом ВВПОД «ЮНАРМИЯ», Государственным центром подготовки авиационного персо- нала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ, управлением образования и науки Липецкой области на площадках Г(О)БУ «Центр помощи детям, оставшим- ся без попечения родителей, и содействия семейному устройству им. Э.Б. Белана», Г(О)БУ «Лебедянский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству», Г(О)БУ «Боринский центр помощи детям, остав- шимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству» и ГБОУ «Спе- циальная школа-интернат г. Грязи». Также совместно с УМВД России по Липецкой области проводилась работа с трудными подростками по предупреждению правонарушений. Подводя итоги реализации проекта «ЮНАРМИЯ. НАСТАВНИЧЕСТВО», были от- мечены положительные тенденции в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предупреждении подростковой преступности. По поручению Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю. Куз- нецовой во всех муниципальных образованиях региона прошла Всероссийская акция «Класс доброты. Герои нашего времени». В рамках акции в образовательных учреждениях области был проведен ряд тема- тических мероприятий (классные часы, защита проектов, встречи с ветеранами, кон- цертные программы, конкурсы рисунков, мастер-классы по изготовлению подарков). Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области для учащихся МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» города Липецка провела урок «Класс доброты. Герои нашего времени». Дети узнали о юных героях Великой Отечествен- ной войны и современности. Школьники посмотрели видеофильм о людях с огра- ниченными возможностями здоровья, которые живут среди нас и нуждаются в при- нятии обществом и социализации, поговорили о том, что такое подвиг и чем важно спонтанное проявление доброты, вспомнили свои добрые дела по отношению к ро- дителям, учителям, одноклассникам, пожилым людям. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области рекомендует: 1. Управлению ФССП России по Липецкой области: — организовать совместно с управлением социальной защиты населения Липец- кой области информирование законных представителей детей, чьи родители уклоня- ются от уплаты алиментов, о предоставляемых мерах социальной поддержки; — предусмотреть в ходе исполнения судебного решения об определении поряд- ка общения с ребенком в выходные и праздничные дни участие судебного пристава- исполнителя или психолога при передаче ребенка от одного законного представите- ля другому законному представителю или близкому родственнику. 2. Управлению образования и науки Липецкой области: — развивать систему семейной медиации, проведения примирительных проце- дур с участием независимого медиатора, который способен минимизировать нега- тивные последствия семейных конфликтов. 3. Органам местного самоуправления: — содействовать реализации проектов, объединяющих активных отцов, по защи- те семейных ценностей и усилению роли отца в семье и обществе. 3. ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В ВОПРОСАХ ИМУЩЕ- СТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ Ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ста- тья 20 «Конвенции ООН о правах ребенка»). Вопрос защиты жилищных прав детей в 2019 году занимает первую позицию по количеству обращений жителей Липецкой области к Уполномоченному по правам ре- бенка – 57 обращений (17% от общего числа обращений граждан). За трехлетний пе- риод наблюдается почти полуторакратный рост числа таких обращений и расширя- ется их тематика. В 2017 г. поступило 44 обращения, в 2018 г. – 53 обращения по дан- ной группе вопросов. Основная часть обращений связана с вопросами улучшения жилищно-бытовых условий семей с детьми – 22 (39% от общего количества по имущественной темати- ке). Количество таких обращений за год увеличилось в 6 раз (с 4 – в 2018 г.), а их доля — на 32%. Остальные обращения распределились следующим образом: — оказание помощи в получении временного жилья – 7 (12%); — предоставление жилья лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 6 (10%) — численность данных обращений сократилась практически в два раза (с 11 – в 2018 г.); — соблюдение жилищных прав детей при раздельном проживании их родите- лей – 2 (3%); — вопросы, связанные с долгами перед банком — 2 (3%); — препятствие одного из родителей в продаже доли в квартире – 2 (3%); — признание сделки по жилью недействительной – 1 (2%); — вопросы, связанные с оформлением наследства – 1 (2%); — незаконное снятие с очереди на жилье – 1 (2%); — переселение из аварийного жилья – 1 (2%); — предоставление жилья многодетным семьям – 1 (2%); — вопросы, связанные с использованием материнского капитала под ипоте- ку – 1 (2%); — содействие в участии в программе «Молодая семья» – 1 (2%); — другие вопросы имущественного характера – 9 (16%). Рис.11. Тематика обращений граждан по вопросам нарушения прав и законных инте- ресов ребенка в жилищной сфере в 2019 г. В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области поступило об- ращение К. об оказании содействия в защите жилищных прав ее внучки, относящей- ся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе рассмотрения обращения было установлено, что многоквартирный дом, в котором проживала семья, состоящая из трех человек (бабушка, мама и ребенок), был признан ветхим и аварийным и подлежал расселению по программе «Переселе- ния граждан из аварийного жилого фонда, расположенного на территории Липецкой области на 2013-2017 гг.». Однако мама ребенка была лишена родительских прав. Согласно п.1 ст. 71 СК РФ родитель, лишенный родительских прав, теряет все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого он был ли- шен родительских прав. В соответствии с п.6 ст.148.1 СК РФ на опекуна возложе- на обязанность воспитывать опекаемого ребенка, заботиться о его здоровье, физи- ческом, психическом, духовном и нравственном развитии. Совместное проживание ребенка в одном жилом помещении с лишенным родительских прав законным пред- ставителем (матерью) ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетнего, и не соответствует нормам действующего законодательства. Опекун (бабушка) выполняла все требования действующего семейного законо- дательства и снимала другое жилое помещение. В 2017 г. суд обязал органы местного самоуправления предоставить нанимателю и членам его семьи, которым продолжала оставаться и лишенная родительских прав мама, благоустроенное жилое помещение. Воспользоваться правом выселения лишенной родительских прав мамы, преду- смотренным ч. 2 ст. 90 ЖК РФ опекун не смог, т.к. это противоречило нормам ст. 85, 86, 89 ЖК РФ, согласно которым граждане выселяются из жилых помещений с пре- доставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социально- го найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сно- су, жилое помещение признано непригодным для проживания. На основании вышеизложенного требуется привести в соответствие нормы жи- лищного права, предоставив опекунам возможность признавать граждан, лишенных родительских прав, утратившими статус членов их семьи и выселять их из ветхого и аварийного жилья с соблюдением норм ст. 90 ЖК РФ. В 2019 г. в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области про- должали поступать обращения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, что составляет 10% от общего коли- чества обращений по жилищной тематике. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попе- чения родителей, и лиц из их числа в регионе осуществляется в соответствии с госу- дарственной программой Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реа- лизация семейно-демографической политики Липецкой области на 2014-2020 годы» (подпрограмма № 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, остав- шихся без попечения родителей, и лиц из их числа»). По состоянию на конец 2019 года согласно областному реестру признаны нужда- ющимися в предоставлении жилого помещения 2520 детей-сирот и детей, оставших- ся без попечения родителей. Это на 62 человека больше, чем в предыдущем году. № п/п Сведения о предоставлении жилья в регионе 2017 г. 2018 г. 2019 г. 1. Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете по предоставлению жилья, всего: 2335 2458 2520 2. в т.ч. в возрасте 14 — 17 лет (вкл.) 792 853 804 18 — 22 лет (вкл.) 1062 1004 1021 с 23 лет 481 601 640 3. Количество детей указанной категории, чье право на получение жилья реализовано 178 137 255 Табл.3. Предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в 2017 – 2019 гг. Несмотря на рост количества детей указанной категории, чье право на получение жилья реализовано, продолжает увеличиваться численность очередников, и растет срок ожидания предоставления жилья. Рис. 12. Количество детей-сирот, нуждающихся в жилье и получивших жилье в 2017 – 2019 гг. В своих обращениях в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой об- ласти лица, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попече- ния родителей, просят оказать содействие в получении жилого помещения в одном из населенных пунктов области, где они работают. Например, гражданин В., относящийся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратился с просьбой оказать содействие в предоставлении ему жилого помещения не по месту постановки на учет, а по месту фактического проживания и работы. В 2019 г. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области в своем еже- годном докладе за 2018 г. вышла с предложением при формировании сводного спи- ска детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, запрашивать и указывать их по- желания на территориальное расположение предоставляемого им жилья. Данное предложением было принято и в течение 2019 г. проводилась работа по разработке законопроекта. Сотрудники аппарата приняли участие в заседании ОНФ Липецкой области, на площадке которого совместно с некоммерческой организаци- ей «Становление», представителями исполнительной власти и правоохранительных органов за круглым столом обсудили случаи нарушения жилищных прав детей-сирот. Представители регионального управления жилищно-коммунального хозяйства со- общили, что при разработке законопроекта, изменяющего условия предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предложения Уполномоченного по правам ребенка в Липец- кой области будут учтены, и работа в данном направлении в 2020 г. будет продолжена. В настоящее время Министерством просвещения Российской Федерации также разработан проект закона, предусматривающий вариантность форм предоставле- ния жилья, оформление сертификата, который при использовании дополнительных форм поддержки и личных средств можно будет потратить на приобретение жилья большей площадью и без привязки к месту постановки на учет. Также из обращений лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставших- ся без попечения родителей, было установлено, что требуется повышение качества информационного сопровождения выпускников учреждений государственной под- держки детства и среднеспециального образования по реализации их жилищных прав. В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области обратился К., являющийся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите- лей, и выпускником учреждения государственной поддержки детей данной категории. В своем обращении он сообщил, что по решению суда ему во внеочередном порядке предоставляется жилое помещение. Однако, гражданин К. не согласен, что жилое по- мещение ему предоставляется в одном из муниципальных районов, а не в городе Ли- пецке, где он постоянно проживает и работает. Кроме того, предоставляемое жилое помещение было ненадлежащего качества и требовало проведения ремонта. Заявителю были даны разъяснения в соответствии с действующим законода- тельством. Данный факт свидетельствует о том, что с выпускниками учреждений го- сударственной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро- дителей, не в полном объеме проводится работа по информированию об их правах. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области рекомендует: Управлению образования и науки Липецкой области, муниципальным органам образования и органам опеки и попечительства муниципальных образований: — обеспечить качественное информационное сопровождение выпускников орга- низаций государственной поддержки детства и среднего профессионального обра- зования по реализации их жилищных прав и оказание необходимой помощи. Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области: — повысить контроль качества жилья, предоставляемого детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам, относящимся к данной категории; — продолжить работу над законопроектом по предоставлению жилого помеще- ния детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам, относя- щимся к данной категории, не по месту их постановки на учет, а по месту фактиче- ской регистрации либо в муниципальном образовании, выбранном самим лицом. 4. ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 «Конвенции ООН о правах ребенка»). В 2019 г. в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области по- ступило 52 обращения по вопросам нарушения прав и законных интересов ребенка в сфере социального обеспечения, что практически в 2 раза больше, чем в предыду- щем году. Тематика обращений в данной сфере: — реализация права на получение мер социальной поддержки – 44 (84%). В 2,3 больше, чем в 2018 г. — 19 (70 %); — оказание материальной помощи малоимущим семьям – 3 обращения (6%); — оказания помощи в получении документов — 3 (6%); — предоставления детям путевки на прохождение санаторно-курортного лече- ния – 2 (4%). Рис. 14. Содержание и количество обращений граждан по вопросам в сфере социаль- ного обеспечения в 2019 г. Виды оказания бесплатной социальной помощи семьям с несовершеннолетними детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, регламентирует Федераль- ный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граж- дан в Российской Федерации». В нем сформулировано понятие срочных социальных услуг в ситуациях, требующих оперативного реагирования, в том числе: предостав- ление временного жилья, оказания юридических услуг и т.п. В целях улучшения демографической ситуации и положения семей с детьми утверж- дена государственная программа Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области» на 2014-2020 годы (постановление администрации Липецкой области от 18.12.2013№598). В 2019 г. Уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области проведен мо- ниторинг мер социальной поддержки семей с детьми в сравнительной характеристи- ке с мерами социальной поддержки в других субъектах Российской Федерации. В ходе проведенного мониторинга было установлено, что в Липецкой области меры социальной поддержки семей с детьми представлены практически в полном объеме, разница только в форме социальной поддержки и размере денежного посо- бия. Однако в регионе не была предусмотрена ежегодная выплата семьям, воспиты- вающим детей с заболеванием «целиакия». Отмеченный в 2019 г. рост числа обращений семей с детьми показал, что главной причиной стал низкий уровень информирования о полагающихся мерах социальной поддержки, особенно в сельской местности и отдаленных муниципальных террито- риях, что свидетельствует о недостаточном внимании государства к данной социаль- ной категории граждан. Продолжение. Начало на 31-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz