Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 15 № 67 /26195/5 ИЮНЯ 2020 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА С 2015 г. Липецкая область участвует в мероприятиях международного движения WorldSkills и программы ранней профессиональной ориентации JuniorSkills. В 2019 г. учащиеся Липецкой области стали финалистами VII Национального Чемпионата «Мо- лодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) по компетенции «Мобильная робото- техника. Юниоры 12+» (третье место в соревнованиях). В системе дополнительного образования особое внимание уделяется профи- лактике детского дорожно-транспортного травматизма. В 2019 г. учащиеся активно участвовали в мероприятиях регионального уровня: областной олимпиаде по из- учению правил дорожного движения среди обучающихся в общеобразовательных учреждениях Липецкой области «Дорожная азбука»; в XXV областном конкурсе юных инспекторов движения «Безопасное колесо» (на базе ОРК «Клен» в Задонском рай- оне); в областных акциях по пропаганде безопасности дорожного движения «Дорога глазами детей», «Зеленый огонек», «Знание – жизнь»; в фестивале КВН «Живи по правилам». В финале Всероссийского конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо» команда юных инспекторов движения Липецкой области заняла 2 место в ко- мандном и личном зачете и шестое место на 34 Европейском образовательном кон- курсе Международной автомобильной федерации (FIA) по изучению и соблюдению правил дорожного движения в г. Женеве (Швейцария). Учащиеся Липецкой области принимают активное участие и во всероссийских акциях и мероприятиях, направленных на профилактику детского дорожно-транс- портного травматизма: социальной кампании «Без вас не получится», профилакти- ческой акции «Письмо ЮИД», Всероссийской интернет-олимпиаде для обучающихся образовательных организаций на знание правил дорожного движения. С 2018 г. на базе Центра дополнительного образования Липецкой области функ- ционирует региональный Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности». «Лаборатория безопасности» – это комплексная программа, направленная на снижение числа аварий с участием детей и предотвращение ключевых факторов риска в области детской безопасности на до- рогах, а также на формирование культуры поведения и воспитания личности, соблю- дающей правила дорожного движения. Работа «Лаборатории безопасности» осуществлялась согласно утвержденному графику, составленному на основании заявок муниципальных органов управления образованием и с учетом фактов дорожно-транспортных происшествий с участием несовершенно-летних, произошедших по собственной неосторожности детей. С це- лью проведения профилактических мероприятий в 2019 г. «Лаборатория безопасно- сти» посетила все муниципальные образования Липецкой области. Прошли обучение в лаборатории 11,6 тыс. детей. Липецкая область активно участвует в мероприятиях всероссийского уровня, на- правленных на раннюю профориентацию обучающихся. В 2019 г. более 30 тыс. уча- щихся Липецкой области стали участниками цикла открытых уроков «ПроеКТОриЯ», организованных Министерством просвещения Российской Федерации совместно с порталом «ПроеКТОриЯ», 1621 человек воспользовался возможностью участвовать в онлайн-тестировании в рамках профориентацитонного проекта «Билет в будущее». По итогам тестирования 1034 учащихся приняли участие в практических мероприя- тиях, по результатам которых получили индивидуальные рекомендации. Эффективным механизмом воспитательной работы в формировании общерос- сийской системы ценностей остаются детские общественные объединения. Одной из наиболее зарекомендовавших себя является Общероссийская обще- ственно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников». На территории региона поддерживается развитие деятельности Общероссий- ской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – РДШ) и Липецкого регионального отделения Все- российского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» (далее – ЮНАРМИЯ). Им оказывается организационная и информацион- ная поддержка. С 2017 г. в Липецкой области Г(О)БУ «Управление молодежной политики» реали- зуется региональный проект Школа актива РДШ, с каждым годом объединяющий все больше школьников по 4 направлениям деятельности движения: «Гражданская актив- ность», «Личностное развитие», военно-патриотическое и информационно-медийное направление. Основными задачами проекта являются: создание условий для развития школьных и муниципальных детских медиацентров, военно-патриотических клубов; создание условий для профессиональной ориентации школьников посредством вовлечения в журналистскую деятельность; формирование понятия гражданской культуры у детей и подростков; создание компетентного и мотивированного актива волонтерского, экологического, историко-краеведческого сообщества в школах, уве- личение мотивации обучающихся к личностному развитию, творческой активности и расширению кругозора в многообразии профессий; формирование у обучающихся позитивного отношения к здоровому образу жизни. Решение данных задач позволяет организовать правильный и позитивный, социально полезный досуг для детей. В 2019 г. в мероприятиях проекта приняли участие 374 школьника, в 2018 г. – 325, в 2017 г. 254 – школьника. С целью вовлечения молодежи региона в деятельность всероссийских обще- ственных движений, поощрения активных участников РДШ и ЮНАРМИЯ ежегодно проводились Слеты представителей РДШ и ЮНАРМИЯ, в которых принимали участие молодые люди из всех муниципальных районов и городских округов Липецкой обла- сти по категориям: – активисты РДШ (лидеры и активисты первичных отделений РДШ, участники Всероссийских и региональных мероприятий / проектов РДШ); – юнармейцы (представители юнармейских отрядов); – педагоги / родители (кураторы РДШ и педагоги образовательных организа- ций, реализующих направления деятельности РДШ, муниципальные кураторы РДШ из числа представителей отделов образования и / или молодежной политики либо учреждений дополнительного образования, представители родительского сообще- ства). Для них организованы интерактивные площадки, мастер-классы. Всего еже- годно по 700 участников. В Липецкой области продолжилась реализация целевой модели развития до- полнительного образования: создание механизма финансового обеспечения за счет бюджетных средств выбираемых семьями и детьми программ дополнительного образования, включая персональную закрепленность средств за потребителем и целевой характер использования бюджетных средств на основе ведения реестра поставщиков, открытого информирования о реализуемых ими программах дополни- тельного образования, а также индивидуальный учет обучающихся. Для внедрения системы персонифицированного финансирования дополнитель- ного образования был создан и наполнен региональный навигатор дополнительного образования – информационный портал, содержащий максимально полные сведе- ния о дополнительных общеобразовательных программах, реализуемых в образова- тельных организациях области, о кружках, секциях и организациях дополнительного образования независимо от ведомственной принадлежности (https://lipetsk.pfdo. ru/). Создание единого информационного ресурса необходимо для обеспечения поддержки выбора программ детьми и родителями, формирования образовательной траектории каждого ребенка. На персональное финансирование дополнительного образования в 2019 г. в Липецкой области было выделено субсидий на сумму 39,2 млн. руб. Эта сумма позволила профинансировать 6449 сертификатов. В 2019 г. по результатам конкурсного отбора Министерства просвещения Рос- сийской Федерации Липецкая область получила федеральную поддержку на усло- виях софинансирования мероприятий в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка». В рамках реализации проекта в 2019 году: – оснащены спортивным инвентарем и оборудованием 2 открытых плоскостных сооружения в МБОУ п. Лев Толстой (Лев-Толстовский район) и МБОУ СШ№ 2 с. Кри- вополянье (Чаплыгинский район); – созданы 2 школьных спортивных клуба: «Чемпион» (МБОУ п. Лев Толстой) и «Для души» (МБОУ СШ№ 2 с. Кривополянье). На реализацию данного мероприятия было выделено 6020,7 тыс. руб. из феде- рального бюджета и 2341,38 тыс. руб. – из областного. Вместе с тем региональный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает реализацию ряда мероприятий в 2020 г., что позволят увеличить охват детей в воз- расте от 5 до 18 лет дополнительными программами технической и естественно-на- учной направленности. Липецкая область активно участвует во всероссийской акции движения «Сдела- ем вместе» «Русский Крым и Севастополь», инициированной политической партией «Единая Россия». Задача Всероссийской акции – привить ответственное и бережное отношение к истории России и малой Родины, осуществлять патриотическое вос- питание школьников на примерах подвигов соотечественников-земляков в прошлом и в наши дни, сформировать среди школьников понимание общности Российского государства и Крыма в прошлом и настоящем. Липецкая область показала достойный результат по количеству зарегистриро- ванных лидеров (1002 лидера) из 207 школ области и заняла первое место в России в акции «Русский Крым и Севастополь». За победу на федеральном этапе два школь- ника были награждены путевками в детский лагерь «Артек». В сфере культуры и искусства в регионе осуществляют свою деятельность 37 му- ниципальных учреждений дополнительного образования детей. Кроме того, допол- нительные программы реализуют детская академия искусств Липецкого областного колледжа искусств им. К.Н. Игумнова и детская школа искусств Елецкого государ- ственного колледжа искусств им. Т.Н. Хренникова. По данным мониторинга, в 2019 – 2020 учебном году в области обучаются в детских школах искусств 16,4 тыс. детей, что составляет 10,0 % детей от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет. С целью совершенствования материально-технических условий реализации до- полнительных образовательных программ в сфере культуры и искусства, в 2019 г. осуществлен капитальный ремонт Детской художественной школы № 1 им. В.С. Со- рокина, Детской школы искусств Усманского муниципального района. Реализация данных мероприятий позволила расширить доступность дополнительного образова- ния в сфере культуры и искусства. В рамках реализации национального проекта «Культура» в 2019 г. для 6 школ ис- кусств региона и Липецкого колледжа искусств им. К.Н. Игумнова были закуплены музыкальные инструменты, оборудование, учебная и методическая литература на общую сумму 49,59 млн. руб. (из федерального бюджета – 35,69 млн. руб., из об- ластного бюджета – 13,90 млн. руб.). На укрепление материально-технической базы школ искусств г. Липецка № 1, 4, 5, школ искусств г. Ельца № 1, 2 и ДШИ Становлян- ского муниципального района выделено по 3,5 млн. руб. Кроме того, в рамках испол- нения государственного контракта между администрацией Липецкой области, Ми- нистерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством культуры РФ заключен договор на поставку 3 комплектов духовых и 10 комплектов ударных инструментов в 8 детских школ искусств области. Поставку планируется осуществить в первом квартале 2020 г. Развитию творческих способностей и выявлению одаренных детей способству- ет открытие в детских школах искусств новых отделений. Так, в Добровской школе искусств открыты отделения хореографии и хорового пения, в Грязинской школе искусств открыт филиал на базе Фащевского СДК, в Детской школе искусств им. К.Н. Игумнова Лебедянского муниципального района открыто отделение инстру- ментов эстрадного оркестра, в Детской школе искусств Задонского муниципального района – отделение струнно-смычковых инструментов. Кроме того, в школах ис- кусств г. Липецка разработаны и реализуются дополнительные общеразвивающие программы по хореографии, изобразительному искусству, музыкальным инструмен- там, реализуется предпрофессиональная программа «Театральное искусство» и др. Вместе с тем, в связи с устаревшим фондом, 18 зданий детских школ искусств нуждаются в реконструкции,10 зданий – в капитальном ремонте, имеется потреб- ность в строительстве не менее 10 новых детских школ искусств. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью в Липецкой области продолжает формироваться по двум приоритетным направлениям: развитие системы инклюзивного образования и под- держка и развитие существующей сети коррекционных школ и детских садов. В общеобразовательных организациях области обучается 4453 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (2018 г. – 4141 чел., 2017 г. – 3862 чел.), что составляет 3,6 % от общего числа обучающихся (2018 г. – 3%, 2017 г. – 3,3%), в том числе: – 2290 детей с ОВЗ и детей-инвалидов учатся (51,4% от общего количества детей с ОВЗ, детей-инвалидов) в общеобразовательных организациях, реализую- щих адаптированные основные общеобразовательные программы (2018 г. – 55%, 2017 г. – 56%); – 2163 ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ обучаются в обычных муниципальных школах (48,6% от общего количества детей с ОВЗ; 2018 г. – 48,6 %, 2017 г. – 44%), из них: – 53,5% детей учатся инклюзивно в классах с детьми, не имеющими нарушений в развитии (2018 г. – 51 %, 2017 г. – 54,2 %); – 19,8 % детей – в специальных (коррекционных) классах (2018 г. – 20 %; 2017 г. – 19,6%); – 26,7% – индивидуально на дому (2018 г. – 29 %, 2017 г. – 26,2 %). Рисунок 6.3 Сведения о детях-инвалидах и детях с ОВЗ в 2019 году Созданы условия для продолжения обучения 115 детей со сложной структурой дефекта и детей с выраженными формами умственной отсталости в ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей»: 55 обучаются в общеобразо- вательных организациях, 60 обучаются в доме-интернате по индивидуальному учеб- ному плану. Сохранена сеть государственных организаций для детей с ограниченными воз- можностями здоровья, осуществляющих образовательную деятельность по адапти- рованным основным общеобразовательным программам. В Липецкой области функ- ционирует 9 таких организаций. Таблица 6.13 Сеть отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в 2017 – 2019 годах Организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам 2017 г. 2018 г. 2019 г. Для глухих и слабослышащих детей 1 1 1 Для слабовидящих и незрячих детей 1 1 1 Для детей с тяжелыми нарушениями речи 1 1 1 Для детей с задержкой психического развития 1 1 1 Для детей, имеющих умственную отсталость 5 5 5 Итого 9 9 9 За последние пять лет более чем на 13 % увеличился контингент обучающихся отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адап- тированным основным общеобразовательным программам (2019 г. – 1505 чел., 2018 г. – 1503 чел., 2017г. – 1419 чел.) Таблица 6.14 Контингент обучающихся отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в 2017 – 2019 годах Организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам Количество обучающихся, человек 2017 г. 2018 г. 2019 г. ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Данкова» 121 118 115 ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Усмани» 137 157 164 ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Ельца» 156 166 154 ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Вторые Тербуны» 107 114 115 ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка» 56 65 68 ГОАОУ «Траектория» 148 176 169 ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Дмитряшевка» 69 65 62 ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Задонска» 78 95 93 ГОАОУ «Центр образования, реабилитации и оздоров- ления» 356 364 366 Центр дистанционного образования детей-инвалидов 191 183 199 Итого 1419 1503 1505 Качественное доступное общее образование обучающихся с ОВЗ и инвалидно- стью обеспечивается через создание специальных условий в образовательных орга- низациях. Одним из главных условий качественного осуществления образовательной де- ятельности является наличие грамотных и профессиональных педагогов. В 2019 г. организацию образовательной деятельности осуществляли 597 педагогических работника, в том числе: 13 логопедов, 13 педагогов-дефектологов, 112 педагогов- психологов, 5 тьюторов, 3 ассистента-помощника. Реализуя требования непрерывного профессионального развития, 96 % педаго- гов повысили свою квалификацию и прошли курсовую переподготовку по програм- мам «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальное (дефектологическое») образование», «Современные технологии образовательной и коррекционно-раз- вивающей деятельности в общеобразовательных организациях, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федераль- ные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», «Русский жестовый язык», «Организация воспитательной деятельности и социально-педагогическое со- провождение детей» и др.; 64 % педагогических работников имеют второе высшее дефектологическое образование по программам «Сурдопедагогика», «Олигофрено- педагогика», «Логопедия». Для педагогических работников организована стажировка в учреждениях г. Москвы. Ежегодно с 2016 г. на базе Государственного областного автономного общеобра- зовательного учреждения «Центр непрерывного образования обучающихся с особы- ми образовательными потребностями «Траектория» для педагогических работников проводится Международный форум «Арт-путь», где рассматриваются вопросы при- менения арт-терапевтических и арт-педагогических технологий в работе с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ. В 2019 г. в форуме принимали участие 120 человек из 14 субъектов Российской Федерации и представители 5 зарубежных стран. Особое внимание в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья удаляется подготовке выпускников к трудовой деятельности. В 4 специаль- ных (коррекционных) школах-интернатах продолжается углубленная трудовая под- готовка для 145 детей по следующим профессиям: обувное дело, слесарное дело, швейное дело, штукатурно-малярное дело, овощеводство, обслуживающий труд (уборщик производственных служебных помещений), помощник повара. В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в 2019 г. на создание условий для получения детьми-инвалидами качественного и доступного образования было выделено 25182,3 тыс. руб. (3282,3 тыс. руб. – средства феде- рального бюджета, 21900,0 тыс. руб. – средства областного бюджета). На выделенные средства в 19 образовательных организациях (9 дошкольных об- разовательных организациях, 7 общеобразовательных организациях, 2 учреждениях дополнительного образования, 1 ППМС-Центре) проведена работа по созданию архитектурной доступности, приобретено специализированное учебное, реабили- тационное, компьютерное оборудование с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Реализация данных мероприятий в 2019 г. позволила увеличить: – долю детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным об- разованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста в Липецкой области – до 95 % (2018 г. – 90 %); – долю детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественно- го начального общего, основного общего, среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста – до 99 % (2018 г. – 98 %); – долю детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста в Липецкой области – до 45 % (2018 г. – 40 %); – долю дошкольных образовательных организаций, в которых создана универ- сальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Липецкой области – до 18 %; – долю общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем ко- личестве общеобразовательных организаций в Липецкой области – 23,5 %. Для обучающихся, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать образовательные организации, обучение организовано в Центре дистанционного образования детей-инвалидов (далее – ЦДО). В 2019 г. в ЦДО обучались 199 детей- инвалидов (2018 г. – 183 ребенка-инвалида, 2017 г. – 191 ребенок-инвалид). Обуче- ние детей-инвалидов организовано по индивидуальным учебным планам, которые включают коррекционные и развивающие занятия, в том числе обучение плаванию в специально оборудованном для данной категории детей бассейне, реализацию про- грамм дополнительного образования. Особенное внимание в Липецкой области уделяется созданию условий для обу- чения детей с расстройством аутистического спектра (далее – дети с РАС). В образо- вательных организациях Липецкой области обучается 155 таких детей, из них: – 56 детей – в дошкольных образовательных организациях; – 99 детей – в общеобразовательных организациях (79 – на уровне начального образования, 19 – основного общего, 1 – среднего общего). В ЦДО обучаются 36 человек (20 чел. – в начальных классах, 16 чел. – в среднем звене). С целью создания специальных образовательных условий для обучения детей с расстройством аутистического спектра, кафедрой психологии и педагогики Ли- пецкого института развития образования разработан и реализуется инновационный сетевой проект «Реализация модели «Ресурсный класс (группа)» в образовательных организациях при обучении и воспитании детей с расстройствами аутистического спектра». Участниками реализации данного проекта стали МАОУ СШ № 30 г. Липец- ка, МАОУ СШ № 60 г. Липецка, МБДОУ № 136 г.Липецка, ГБУДО Центр дополнитель- ного образования «Экомир» Липецкой области. В рамках реализации данной модели открыто два ресурсных класса, в которых обучаются по адаптированным образова- тельным программам 16 человек. На функционирование данной модели выделено 14,1 млн. руб. средств областного бюджета. В 2019 – 2020 учебном году продолжено финансирование двух действующих ресурсных классов (10,4 млн. руб.), кроме того, открыты еще один ресурсный класс на базе МАОУ ШИТ № 26 г. Липецка и ресурсная группа (10 детей) на базе МБДОУ № 136 г. Липецка, на функционирование которых выделено 9,8 млн. руб. Продолжается реализация федерального проекта по созданию в организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы об- учения детей с ОВЗ, системы мониторинга здоровья обучающихся на основе от- ечественной технологической платформы. В 13 образовательных организациях продолжают функционировать Кабинеты здоровья, действует региональный Центр – оператор системы мониторинга здоровья обучающихся на базе государственного (областного) бюджетного учреждения Центр психолого-педагогической, медицин- ской и социальной помощи. В работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ особое внимание уделяется не только освоению ими общеобразовательной программы, но и развитию их творче- ских способностей. Увеличивается доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих до- полнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возрас- та. В Липецкой области в 2019 г. эта доля составила 45 % (2018 г. – 35 %). В 2019 г. расширен перечень областных и всероссийских мероприятий, в которых принимали участие дети-инвалиды: – чемпионат России по легкой атлетике среди лиц с интеллектуальными наруше- ниями; – Международный творческий фестиваль детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу!»; – областная акция по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья; – первенство России по легкой атлетике среди лиц с интеллектуальными наруше- ниями; – региональный этап Национального Чемпионата «Абилимпикс» – 2019 Липецкой области; – областные соревнования по мини-футболу, спортивному ориентированию сре- ди детей с ограниченными возможностями здоровья; – областной физкультурно-оздоровительный фестиваль «Мир равных возмож- ностей»; – областные соревнования по дартсу и петанку и настольному теннису; – областная параспартакиада для детей с ограниченными возможностями здоро- вья и детей-инвалидов «Мир без границ»; – Международный инклюзивный фестиваль «Алтын – Майдан – Крым»; – Международный рождественский фестиваль творчества детей и молодежи с ОВЗ «Чудо обыкновенное» и др. Продолжается оказание услуг в сфере дополнительного образования на базе ОГБУ «Реабилитационный центр «Седьмой лепесток». По программам художествен- ной направленности в 2019 г. прошли обучение 45 воспитанников (в 2018 г. – 45 чел., в 2017 г. – 42 чел.). Воспитанники центра занимаются в ОБУ «Областная спортивная адаптивная школа». Они регулярно участвуют в городских и областных соревновани- ях с целью популяризации настольного тенниса, как одного из наиболее доступных и эффективных средств физической и социальной реабилитации инвалидов. В 2019 г. учреждение участвовало в реализации проекта «Памятные даты военной истории России», в рамках которого проведено 16 мероприятий. На постоянной основе нала- жено сотрудничество с волонтерскими организациями ЛО БОО «Точка опоры», АНО ЦСИ «Гражданский вызов». Специалистами ОГБУ «Реабилитационный центр «Седь- мой лепесток» были организованы и проведены экскурсии на заводы ОАО «Елецги- дроагрегат», ОАО «Энергия», ООО фабрика НХТ «Елецкие кружева», ООО «Сахарный завод», ООО «Сапого-валяльная фабрика», в «Трикотажное ателье». Органы социальной защиты населения продолжают осуществляет деятельность по созданию условий, необходимых для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В целях исполнения Постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро- дителей, и обустройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат» постоянно совершенствуется система воспитания. В учреждении разработаны 6 развивающих, 7 психолого-педагогических программ, 2 коррекционно-развивающие программы. На данный момент учреждение реализует 24 коррекционно-развивающие воспитательные программы, которые позволили: – максимально реализовать индивидуальный потенциал каждого ребенка; – создать в учреждении социально-психологические условия, приближенные к проживанию в семье; – отработать новые принципы и подходы к организации деятельности структур- ных подразделений учреждения, принимающих участие во внедрении модели «се- мейного» проживания детей в условиях учреждения. В рамках долгосрочного регионального проекта «Здоровый регион», направлен- ного на формирование и пропаганду здорового образа жизни, в 2019 г. проведено 174 мероприятия (в 2018 г. – 172, в 2017 г. – 160). За три года воспитанники стали участниками четырех Всероссийских соревнований по настольному теннису. Присутствие волонтеров в жизни детей помогает расширить круг общения детей, приобрести опыт построения эмоциональных, доверительных отношений с заинтере- сованным взрослым, расширить границы пребывания ребенка вне территории интер- ната, сопровождать детей в летних лагерях и больницах. В 2019 г. добровольческими организациями было проведено для воспитанников 25 мероприятий (в 2018 г. – 20 мероприятий, в 2017 г. – 18 мероприятий). Проект Десятилетия детства стал продол- жением Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 1 июня 2012 г. № 761. Реализуя поэтапный процесс перехода от интернатной системы организации жизни детей к семейной, в 2019 г. в учреждении продолжает осуществляться: – отработка, обобщение, коррекция практического опыта специалистов, способ- ствующего переходу к новым принципам воспитания; – разработка и внедрение семейных принципов воспитания посредством созда- ния семейных групп, реабилитационных программ по семейному воспитанию; созда- ние системы постоянного взаимодействия с кровными родителями; – формирование личного пространства каждого ребенка через внедрение прин- ципов комплектования и обустройства групп, приближенных к семейным формам воспитания; построение личностно ориентированных отношений детей и воспита- телей; – реализация проекта «Территория Роста. РФ». В 2019 г. в учреждении проведены мероприятия по реализации федеральной программы «Доступная среда», обеспечивающие инвалидам и другим маломобиль- ным гражданам доступ на объект и к оказываемым услугам. Поддержка одаренных детей В Липецкой области продолжает развиваться региональная модель поддержки и развития талантливых детей и молодежи. Региональная модель работы с одарен- ными детьми, построенная как практика непрерывного общего и дополнительного образования, позволяет раскрывать юные таланты школьников области. Модель включает в себя различные формы работы: выездные профильные смены, областные открытые олимпиады, заочную школу, работу групп олимпиадной подготовки, все- российские олимпиады школьников и др. В течение 2019 г. в Центре поддержки одаренных детей «Стратегия» было органи- зовано 12 образовательных смен по физико-математическому, биолого-химическо- му, лингвистическому, гуманитарно-социальному, информационно-экономическому, филолого-искусствоведческому направлению с охватом более 800 детей. В рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» государственной программы Российской Федерации «Разви- тие образования» были реализованы 4 образовательные смены, к участию в которых приглашались школьники других регионов РФ, в том числе и не являющиеся граж- данами Российской Федерации (300 участников, из них 10 иностранных граждан из Туркменистана и Республики Сербия, 40 участников из Амурской области, г. Москвы, Кировской области, Московской области, Мурманской области, Республики Баш- кортостан, Республики Карелия, Республики Коми, Республики Крым, Республики Мордовия, Республики Татарстан, Рязанской области, Ставропольского края, Там- бовской области, Ульяновской области, Хабаровского края, Челябинской области, Ямало-Ненецкого автономного округа). Стала традиционной работа Заочной школы Центра «Стратегия». В 2019 г. 504 школьника из 110 общеобразовательных учреждений 19 муниципалитетов Липецкой области прошли обучение по программам олимпиадной подготовки по 16 предмет- ным направлениям (2018 г. – 694 чел., 2017 г. – 570 чел.). Таблица 6.15 Итоги школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников № Районы Школьный этап Муниципальный этап Региональный этап Кол-во участников (чел.) Доля побе- дителей и призеров Кол-во участников (чел.) Доля побе- дителей и призеров Кол-во участников (чел.) Доля по- бедите- лей и при- зеров 1 Воловский 441 51 229 35 15 13 2 Грязинский 2004 58 657 27 33 12 3 Данковский 1227 87 587 27 39 5 4 Добринский 599 61 228 5 35 20 5 Добровский 769 45 224 26 17 18 6 Долгоруков- ский 525 68 312 29 26 0 7 Елецкий 602 64 277 70 14 0 8 Задонский 1085 78 551 23 36 11 9 Измалковский 445 64 245 29 19 5 10 Краснинский 315 98 144 63 12 0 11 Лебедянский 1517 64 494 39 64 9 12 Лев- Толстовский 560 69 206 31 14 0 13 Липецкий 2651 71 658 44 38 8 14 Становлянский 421 68 153 40 5 0 15 Тербунский 748 35 276 20 20 10 16 Усманский 1203 47 508 17 56 11 17 Хлевенский 817 63 377 11 33 3 18 Чаплыгинский 1330 28 598 10 15 7 19 г. Елец 5296 55 2498 20 240 10 20 г. Липецк 22115 18 1834 20 351 30 ИТОГО 44670 60 11056 29 1082 8,6 На протяжении последних лет стабильно высокие результаты в региональном этапе демонстрируют обучающиеся г. Липецка, г. Ельца. В соответствии с аналитическим отчетом по результатам проведения комплекс- ного анализа данных по оценке качества образования, Липецкая область находится на 12 месте по результативности участия по распределению победителей финала всероссийской олимпиады школьников среди субъектов Российской Федерации. Таблица 6.16 Результативность участия команды Липецкой области в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2016 – 2019 годах Учебный год Количество участников Количество победителей Количество призеров Доля победителей и призеров 2016/17 46 2 17 41,3 2017/18 43 2 17 44,2 2018/19 41 3 12 36,6 Из областного бюджета ежегодно выделяется более 500 тыс. руб. для выплаты областных стипендий и премий детям и студентам, одаренным в сфере культуры и искусства. В соответствии с областным Законом от 07.10.2008 г. № 187-ОЗ «О поощ- рительных и социальных выплатах в сфере культуры и искусства Липецкой области» 45 лучших учащихся детских школ искусств региона ежемесячно получают по 600 руб., 10 лучших студентов колледжей искусств области ежемесячно получают по 800 руб. В соответствии с Законом Липецкой области от 27 марта 2009 года № 260-ОЗ «О поощрительных выплатах в сфере физической культуры и спорта» юным спортсме- нам по итогам выступлений на соревнованиях в течение года выплачиваются ежеме- сячные областные стипендии в размере 1500 руб. В 2019 г. общая сумма составила 1,4 млн. руб.: областные стипендии получали 80 юных спортсменов, в том числе 7 юных спортсменов-инвалидов (2018 г. – 75 юных спортсменов, из них 10 инвалидов, 2017 г. – 78 юных спортсменов, в том числе 7 спортсменов-инвалидов). Продолжение на 16-й стр. Продолжение. Начало на 7–14-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz