Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 14 № 67 /26195/5 ИЮНЯ 2020 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Математика профильная 3368 3218 3030 79 84 178 2,3 2,6 5,9 1 0 3 Физика 1350 1318 1397 0 57 113 6,2 4,3 8,1 0 0 3 Химия 567 596 726 66 122 127 11,6 20,5 17,5 2 10 13 Информати- ка и ИКТ 199 246 339 29 35 63 14,6 14,2 18,6 1 0 1 Биология 750 764 868 69 69 82 9,2 9,0 9,4 0 0 1 История 876 864 812 52 44 94 5,9 5,1 11,6 0 0 2 География 76 106 82 4 9 6 5,3 8,5 7,3 0 0 0 Английский язык 398 461 529 118 124 141 29,6 26,9 26,7 0 0 0 Немецкий язык 21 20 25 7 6 9 33,3 30,0 36,0 0 0 0 Француз- ский язык 10 3 8 4 3 2 40,0 100,0 25,0 0 0 0 Обществоз- нание 2565 2619 2844 180 293 226 7,0 11,2 8,5 4 0 1 Испанский язык 1 0 0 1 0 0 100,0 0 0 0 0 - Литература 241 249 239 9 20 21 3,70 8,0 8,0 2 0 2 Доля выпускников, награжденных медалью «За особые заслуги в учении», в 2019 г. составила 11,3 % от общего количества выпускников (2017 г. – 19,1 %, 2018 г. – 17,5 %). Снижение количества выпускников, награжденных медалью, связано с федеральны- ми изменениями в части требований к результатам государственной итоговой атте- стации для лиц, получающих аттестат о среднем общем образовании с отличием. О росте объективности оценки знаний в образовательных организациях Липец- кой области свидетельствует увеличение доли выпускников, награжденных меда- лями, показавших высокий уровень знаний по сдаваемым предметам, кроме того, в 2019 г. в числе медалистов нет выпускников, показавших низкие результаты. Таблица 6.5 Сведения о выпускниках, награжденных медалями в 2017 – 2019 годах Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. Доля медалистов, показавших высокий уровень знаний по всем сдавае- мым предметам 24,2 % 27,2 % 48,0 % В 2019 г. 9,2 % учащихся (2018 г. – 11,1 %) показали низкий уровень знаний по от- дельным предметам, т.е. не преодолели минимального порога баллов по сдаваемым предметам. Наибольшее количество низких результатов выпускников отмечается по обществознанию и биологии. Количество выпускников, не прошедших государственную итоговую аттестацию, за последние три года сократилось до 28 человек. Таблица 6.6 Сведения о выпускниках, не получивших аттестат за уровень среднего общего образования в 2017 – 2019 годах Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. Доля выпускников, не получивших аттестат 0,4 % 0,6 % 0,4 % Государственная итоговая аттестация в форме основного государственного эк- замена (ОГЭ) в 2019 г. была проведена для 10298 выпускников, (2018 г. – 10183 чел., 2017 г. – 9834 чел.). Количество участников государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена – 200 чел., количество обучающихся с ОВЗ – 249 чел. Выпускники 9 классов школ области сдавали в форме основного государственного экзамена и государственного выпускного экзамена два обязательных предмета (рус- ский язык и математику) и 11 предметов по выбору (биологию, физику, химию, геогра- фию, историю, обществознание, информатику, иностранные языки, литературу). Таблица 6.7 Количество экзаменов по предметам по выбору в 2017 – 2019 годах Предмет 2017 г. 2018 г. 2019 г. Физика, информатика 3094 3134 4695 Химия, биология, география 7954 8082 7612 Литература, история, обществознание 7793 7851 7364 Иностранные языки 634 644 717 Необходимо отметить, что среди экзаменов по выбору учащихся растет популяр- ность предметов физико-математического цикла (физики, информатики), иностран- ных языков (английского, немецкого, французского), что отражает потребности и запросы современного общества. В 2019 г. регион продолжил реализацию мероприятия «Повышение качества об- разования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов». Целью реализации мероприятия является пре- одоление разрыва в образовательных возможностях и достижениях детей, обуслов- ленного социально-экономическими характеристиками их семей, территориальной отдаленностью и сложностью контингента, за счет повышения педагогического и ресурсного потенциала школ. Основными показателями мониторинга образовательных результатов учащихся школ – участников программы (133 общеобразовательные организации региона) стали результаты, полученные выпускниками в рамках государственной итоговой аттестации по основным предметам: русскому языку, математике. По данным мони- торинга, в 24 % школ наблюдается повышение образовательных результатов, в 54 % школ образовательные результаты остаются стабильными и в 18 % школ сохраняется проблема низких образовательных результатов. В рамках мероприятия «Модернизация технологий и содержания обучения в со- ответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» продолжена работа по созданию информационно-библиотечных центров в каждом муниципальном образовании области (2019 г. – 5, 2018 г. – 9, 2017 г. – 12). В ходе реализации проекта на базе ГАУДПО ЛО «Институт развития образо- вания» были созданы условия для повышения квалификации педагогов Липецкой области и других субъектов РФ с использованием системы электронного обучения. Таблица 6.8 Сведения о повышении квалификации педагогов с использованием системы электронного обучения в 2017 – 2019 годах Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. Липецкая область 845 чел. 949 чел. 576 чел. Субъекты РФ 3323 чел. 2209 чел. 1067 чел. В 2019 г. регион продолжил реализацию мероприятия «Модернизация техноло- гий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений». Значение целевого показателя «Доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологи- ям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей» по Липецкой области составило 46 % при плановом 41 %. Проведено более 50 все- российских, межрегиональных, региональных конференций, семинаров; издано 12 сборников методических материалов; организована деятельность 13 региональных ассоциаций учителей-предметников; функционирует сеть из 25 Школьных информа- ционно-библиотечных центров. Профессиональное образование Продолжает расти престиж среднего профессионального образования, а также заинтересованность в получении данного уровня образования со стороны школь- ников. Профессиональные образовательные организации региона привлекательны тем, что в них реализуются образовательные программы из перечня ТОП-50, раз- работанные и утвержденные с учетом лучших современных практик и передовых технологий. Система среднего профессионального образования Липецкой области пред- ставлена 30 профессиональными образовательными организациями, из них 26 подведомственны управлению образования и науки Липецкой области, 4 подведом- ственны управлениям здравоохранения (2), культуры и туризма Липецкой области (2) (рис. 6.1.). Рисунок 6.1 Сеть учреждений среднего профессионального образования В настоящее время в профессиональных образовательных организациях Ли- пецкой области обучаются 21844 чел., из них за счет средств областного бюджета – 17716 чел. и с полным возмещением затрат – 4128 чел. Диаграмма 6.1 Количество обучающихся в организациях среднего профессионального образования в 2017 – 2019 годах Ежегодно перечень подготавливаемых профессий и специальностей пересма- тривается и обновляется в соответствии с требованиями рынка труда. В 2019 г. под- готовка осуществлялась по 42 профессиям и 75 специальностям среднего профес- сионального образования в соответствии со сроками обучения (рис. 6.2.). Рисунок 6.2 Выполнение контрольных цифр приема в 2019 г. в профессиональных образова- тельных организациях составило 100 %. Демонстрируется такой успешный результат на протяжении последних трех лет. Выпуск в 2019 г. из профессиональных образовательных организаций составил 4286 чел. (2018 г. – 4622 чел., 2017 г. – 4596 чел.) Трудоустройство из числа выпускников остается достаточно стабильным – 43 %, призваны в ряды Вооруженных сил Российской Федерации – 34 %, продолжили об- учение – 11%, находятся в отпуске по уходу за ребенком – 4 %, не определились с трудоустройством – 8 %. На базе ГОАПОУ «Липецкий индустриально-строительный колледж» продолжает функционировать региональный аналитический центр содей- ствия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организа- ций. Динамика трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций продолжает свидетельствовать о тесном взаимодействии всех заин- тересованных структур для поддержания стабильности ситуации на рынке труда за последние три года. Выпускники профессиональных образовательных организаций являются востребованными высококвалифицированными кадрами для региона. Диаграмма 6.2 Трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций в 2017 – 2019 годах Процент трудоустройства выпускников-инвалидов профессиональных образова- тельных организаций Липецкой области в 2019 г. вырос и составил 61 %. Диаграмма 6.3 Трудоустройство выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций в 2017 – 2019 годах В 2019 г. продолжилась работа по реализации заключенных с предприятиями и организациями договоров во всех приоритетных отраслях жизнедеятельности реги- она в рамках функционирования производственно-образовательных объединений (кластеров). Цель – интеграция профессиональных образовательных учреждений с организациями реального сектора экономики. В целях укрепления потенциала системы среднего профессионального образо- вания и профессионального обучения продолжают эффективно работать многофунк- циональные центры прикладных квалификаций, ресурсные центры и другие струк- турные подразделения профессиональных образовательных организаций. Традиционно студенты профессиональных образовательных организаций Липец- кой области принимают участие во Всероссийских олимпиадах профессионального мастерства. Активное участие студенты принимают в чемпионатах профессиональ- ного мастерства по стандартам «Молодые профессионалы «Ворлдскиллс Россия». Данные мероприятия проходят с участием работодателей, что позволяет выявлять наиболее талантливых ребят и в последующем решать вопрос их трудоустройства. В 2019 г. были проведены Областные олимпиады профессионального мастерства по 11 укрупненным группам специальностей: экономика и управление, машиностро- ение, технологии материалов, техника и технологии строительства, ветеринария и зоотехника, сельское, лесное и рыбное хозяйство, образование и педагогические науки, техника и технология наземного транспорта, электро– и теплоэнергетика, физическая культура и спорт. В олимпиадах принял участие 81 студент из 18 профес- сиональных образовательных организаций. По итогам участия во Всероссийской олимпиаде профессионального мастер- ства студент ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» занял третье место по укрупненной группе специальностей «Технология материалов», студентка ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум» заняла второе место по укрупненной груп- пе специальностей «Ветеринария», студентке ГОБПОУ «Липецкий колледж строи- тельства, архитектуры и отраслевых технологий» присвоена номинация «За лучшее решение задания по организации работы коллектива» по укрупненной группе специ- альностей «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» (таблица 6.9). Таблица 6.9 Участие студентов профессиональных образовательных организаций во Всероссийских олимпиадах профессионального мастерства в 2017 – 2019 годах Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. Количество областных олимпиад 8 12 11 Количество Всероссийских олимпиад, в которых участвова- ли представители Липецкой области 8 11 11 Количество призовых мест на Всероссийских олимпиадах 2 (I-место) 1 (II-место) 2 (III-место) Свыше 250 студентов профессиональных образовательных организаций и 90 юниоров Липецкой, Воронежской, Московской, Курганской, Ростовской, Кемеров- ской областей, Республики Коми соревновались по 49 компетенциям в рамках IV От- крытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)». Компетенции «Инженерный дизайн CAD», «Графический дизайн», «Предприни- мательство», «Малярные и декоративные работы», «Сухое строительство и штука- турные работы», «Прототипирование», «Мобильная робототехника», «Веб-дизайн и разработка», «Сварочные технологии», «Ремонт и обслуживание легковых автомоби- лей», а также «Преподавание в младших классах» были представлены в возрастном цензе моложе 16 лет. Студент Липецкого индустриально-строительного колледжа был награжден Почетной грамотой Президента Российской Федерации за активное участие и победу в чемпионате «EuroSkills». На мировом чемпионате по стандартам WorldSkills он завоевал золотую медаль в компетенции «Сварочные технологии». Таблица 6.10 Участие студентов, юниоров в чемпионатах движения «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) в 2017 – 2019 годах Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. Количество компетенций 19 43 49 Количество студентов, юниоров, участвую- щих в чемпионатах движения «Молодые про- фессионалы» (Ворлдскиллс Россия) 187 252 340 Количество призовых мест на чемпионатах 1 (III-место) 1– Евро- скиллс (I-место) 1– Нацио- нальный финал (III-место) 1 место на 45 мировом чемпионате по компетен- ции «Сварочные технологии», 1 медальон за профессионализм, 2 – Национальный чемпионат (III-место) В Липецкой области подготовку специалистов сферы культуры и искусства осуществляют два профессиональных образовательных учреждения: Липецкий об- ластной колледж искусств им. К.Н. Игумнова и Елецкий государственный колледж искусств им.Т.Н.Хренникова. Колледжи искусств ведут подготовку специалистов в соответствии с Федераль- ными государственными стандартами среднего профессионального образования третьего поколения по 17 программам подготовки специалистов среднего звена в рамках трех укрупненных групп специальностей области «Искусство и культура», (в ЛОКИ им. К.Н. Игумнова – 15 программ, в ЕГКИ им. Т.Н. Хренникова – 9 программ). По итогам мониторинга контингент студентов на 1 сентября 2019 г. составил 762 чел. (в том числе на коммерческой основе – 52 чел.). Общее число студентов, при- нятых на 1 год обучения, – 236 чел. (в том числе 26 чел. на коммерческой основе). Количество трудоустроенных в учреждения культуры выпускников 2019 г. – 74 чел. (в том числе 20 чел. заочного отделения), 44 выпускника продолжили свое профессио- нальное образование в вузах страны. Молодые специалисты из числа выпускников колледжей искусств Липецкой области востребованы на рынке труда региона и других субъектов Российской Фе- дерации. Отслеживая дальнейший профессиональный путь выпускников, следует отметить, что ежегодно более 50 % продолжают образование в высших учебных заведениях и около 35 % трудоустраиваются в первый год после выпуска. Подавля- ющее большинство выпускников колледжа прошлых лет, окончив высшие учебные заведения сферы культуры и искусства, успешно трудоустраиваются в отрасли (в ДК, образовательных учреждениях разного уровня, творческих коллективах). Растет количество студентов колледжей искусств, участвующих в конкурсных ме- роприятиях различных уровней. В 2019 г. из 139 студентов, принявших участие в 41 конкурсном мероприятии, 92 стали лауреатами. Таблица 6.11 Сведения об участии студентов колледжей искусств в конкурсных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней в 2017 – 2019 годах Год 2017 г. 2018 г. 2019 г. Количество конкурсных мероприятий 36 38 41 Количество участников 118 122 139 Результаты участия студентов профессиональных образовательных организаций в конкурсных мероприятиях свидетельствуют о качественной, профессиональной подготовке. С целью развития системы профессиональной ориентации подрастаю- щего поколения Областным Центром событийного туризма регулярно организуются и проводятся школьные профориентационные экскурсии для расширения кругозора учащихся и оказания им помощи в выборе будущей профессии. В 2019 г. экскурсии были организованы для 2644 чел. (2018 г. – 2541 чел., 2017 г. – 1899 чел.) Инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования В целях оказания методического и информационно-аналитического обеспечения деятельности профессиональных образовательных организаций региона в сфере обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в Липецкой области продолжают свою работу базовые профессиональные образовательные организации: ГОБПОУ «Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых тех- нологий», Г(О)БПОУ «Задонский политехнический техникум», ГОБПОУ «Елецкий кол- ледж экономики, промышленности и отраслевых технологий», ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж». На федеральные и областные средства было приобретено специализированное оборудование (2019 г. – 3,4 млн. руб., 2018 г. – 3,3 млн. руб., 2017 г. – 2,1 млн. руб.). В соответствии с соглашениями между Министерством образования и науки Российской Федерацией и администрацией Липецкой области, на базе ГОБПОУ «Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий» функционирует ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченны- ми возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования. В рамках реализации подпрограммы 6 «Доступная среда» государственной про- граммы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно- демографической политики Липецкой области» завершены мероприятия по адапта- ции зданий ГОАПОУ «Липецкий индустриально-строительный колледж». На эти цели было выделено 3,0 млн. руб. В целях содействия развитию профессиональной инклюзии обучающихся, вы- пускников и молодых специалистов с инвалидностью регион продолжает принимать участие в чемпионатном движении для людей с инвалидностью «Абилимпикс». В мае 2019 г. был проведен региональный отборочный этап «Абилимпикс» – 2019 Липецкой области. Было разыграно 16 комплектов медалей. Соревнования чемпио- ната проводились на восьми площадках по 15 компетенциям. Победители регионального чемпионата «Абилимпикс» представляли Липецкую область на V Национальном чемпионате, который проходил в Москве с 18 по 22 ноя- бря 2019 года. По итогам чемпионата сборная Липецкой области завоевала два при- зовых места: второе место в компетенции «Сухое строительство и штукатурные ра- боты», третье место в компетенции «Фотограф-репортер» в категории «Специалист». Таблица 6.12 Участие в чемпионатном движении для людей с инвалидностью «Абилимпикс» в 2017 – 2019 годах Наименование мероприятий 2017 г. 2018 г. 2019 г. Количество компетенций, по которым приходили реги- ональные чемпионаты 8 12 16 Количество студентов, школьников, специалистов, при- нявших участие в региональных чемпионатах 20 20 93 Количество призовых мест 2 (II-место) 1 (III-место) 1 (II-место) 1 (III-место) 1 (II-место) 1 (III-место) Продолжается реализация профессионального обучения для лиц с ОВЗ и инва- лидов на базе ОГБУ «Реабилитационный центр «Сосновый бор». В 2019 г. там обуча- лись 6 воспитанников по 4 специальностям: парикмахер, обувщик, оператор ЭВМ, портной. Сегодня система профессионального образования Липецкой области способна оказывать весь спектр современных образовательных услуг, в том числе для студен- тов с ограниченными возможностями здоровья, и обеспечивать право каждого жите- ля региона на получение конкурентоспособного образования. Воспитание и развитие детей Воспитание как неотъемлемый элемент образования является важной частью реализации образовательных программ общего и дополнительного образования. Основной охват дополнительным образованием в Липецкой области обеспечивается организациями сферы образования (учреждениями дополнительного образования, а также общеобразовательными организациями). В сфере образования сеть учреждений дополнительного образования детей Липецкой области представлена 59 учреждениями (56 муниципальных и 3 област- ных), в которых обучается 73,3 тыс. детей (в 2018 – 72,8 тыс. чел., в 2017 г. – 72,8 тыс. чел.). В 2019 г. в целях оптимизации 3 учреждения дополнительного образова- ния в г. Липецке реорганизованы в форме присоединения: МБУ ДО Центр «Надеж- да» г. Липецка – к МАУ ДО ДДТ «Городской» имени С.А.Шмакова, МБУ ДОД «Калей- доскоп» г. Липецка – к МАОУ ДОД ДДТ «Октябрьский» г. Липецка, МБУ ДО ЦТ «Пра- вобережный» – к МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера». Наибольшее количество муниципальных и областных учреждений сосредоточено в областном центре (11), в Усманском (6) и Задонском (4) муниципальном районах. С целью формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию, в 2019 г. в Липецкой области реализуется регио- нальный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Важнейшей задачей, стоящей перед системой дополнительного образования детей от 5 до 18 лет, является повышение охвата дополнительным образованием до 80 % детей к 2024 году. По итогам 2019 г. охват детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием составил 73 %. Доля детей, посещающих программы технической и естественно-научной направленностей, составила 21%. Диаграмма 6.4 Охват детей программами дополнительного образования различной направленности, % Наибольшее количество творческих объединений технической направленности реализуют свои образовательные программы в городах Липецке, Ельце и Грязи, в Чаплыгинском, Задонском, Елецком муниципальном районах. Техническое творчество региона представлено следующими видами деятельно- сти: научно-техническое моделирование, авиа-, авто-, ракето-, судомоделирование, радиоконструирование, фото– и видеотворчество, робототехника, информационные технологии, стендовый моделизм и др. Наиболее востребованы у детей и молодежи информационные технологии и робототехника. Обновление содержания дополнительного образования осуществляется в об- ласти технического творчества. Так, детский технопарк «Кванториум» (структурное подразделение Государственного областного автономного образовательного уч- реждения «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия») создан как уникальная среда для ускоренного развития ребенка по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям, оснащенная высокотехнологичным обо- рудованием. Всего в детском технопарке «Кванториум» в Липецке реализуется 7 инновационных направлений: робоквантум, наноквантум, биоквантум, IT-квантум, геоквантум, аэроквантум, медиаквантум. Деятельность детского технопарка «Кванториум» направлена на популяризацию технических специальностей, развитие навыков самообразования, планирования и командной работы у детей и молодежи. Продолжает работу созданный на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Ста- новлянского муниципального района Липецкой области первый сельский детский технопарк «Кванториум», ориентированный на реализацию дополнительных образо- вательных программ технической и естественно-научной направленности. В техно- парке обучаются 218 детей: воспитанники детских садов с. Становое, школы с. Ста- новое, с. Тростное, с. Соловьево, д. Чемоданово Становлянского района и г. Ельца. Обучение в детском технопарке осуществляется по трем направлениям: «Робо- тотехника», «Аэротехника», «IT-технологии». В рамках направления «IT-технологии» организованы занятия по программированию и защите данных в сети Интернет, соз- данию анимационных фильмов. Направление «Аэротехника» включает моделирова- ние полетов беспилотников с дальнейшим запуском летательных аппаратов в воздух, направление «Роботехника» – конструирование и программирование роботов. В целях реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2019 г. на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного об- разования «Центр дополнительного образования Липецкой области» (далее – Центр дополнительного образования Липецкой области) открылся Центр цифрового об- разования «IТ-куб». В Центр зачислены 415 детей, все они обучаются за счет средств регионального бюджета. «IТ-куб» – это площадка, оснащенная высокотехнологичным оборудованием, которая используется для обучения детей и подростков по допол- нительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам технической направленности. Одним из показателей развития дополнительного образования является увели- чение количества обучающихся области, участвующих в конкурсах и соревнованиях. В регионе ежегодно проводится более 50 областных массовых мероприятий. С 2012 г. Липецкая область является площадкой для проведения Всероссийской научно-технической олимпиады по ракетомоделированию среди учащихся. За 8 лет проведения олимпиады участниками стали почти 900 учащихся из различных субъ- ектов Российской Федерации. В 2019 г. участие в олимпиаде приняли команды обра- зовательных учреждений и спортивных клубов 6 субъектов Российской Федерации: Самарской, Свердловской, Калужской, Липецкой, Московской областей и города Москвы. Продолжение. Начало на 7–13-й стр. Продолжение на 15-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz