Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
НА ТРОИЦУ ДУША РАСЦВЕТАЕТ Вера 25 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 03 / 06 / 20 Что собой представляет Святая Троица? Учение о Троице представ ляет первый догмат (утверж денное Церковью положение в ероучения , объявленно е обязательной и неизменяе мой истиной, не подлежащей сомнению), установленный Церковью в течение первых веков христианства, повеству ющий о Трех Лицах единого по существу Бога. Согласно ему, Бог троичен, и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное су щество. Все Три Лица отлича ются личными, или ипостасны ми, свойствами. Рождение Сына и исхожде ние Духа признаются вечными и добровольными свойствами божественного естества — в от личие от того, как Бог букваль но из ничего сотворил бесчис ленный невидимый ангельский мир, а также видимый нами материальный мир просто по своей воле, хотя мог бы и не творить ничего (к этому Его ни чего не принуждало). Все три ипостаси Божественного суще ства являются неразделимыми и неизменными и выступают в качестве одной сущности Три единого Бога. Православное вероучение считает, что при воплощении (вочеловечении) второй ипо стаси Святой Троицы — Бога- Сына в Богочеловека Иисуса Христа (через третью ипостась Святой Троицы — Бога-Ду ха Святого и Деву Марию), а также при земной жизни Спа сителя, в том числе телесной смерти на кресте и последую Иерей Максим Боев, клирик храма преподобной мученицы Евдокии города Липецка В воскресенье, 7 июня, православные христиане всего мира будут праздновать День Святой Троицы. Этот праздник входит в число двунадесятых — двенадцати самых важных праздников в православии. День Святой Троицы празднуют через 50 дней после Пасхи, на десятый день после Вознесения. Наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг преподобный Андрей Рублев в своей всемирно знаменитой иконе. Композиция со вписанными в круг фигурами ангелов не выделяет среди них отдельные ипостаси, но каждый из ангелов обладает своей индивидуальностью. щими Воскресении из мертвых и вознесении на небо, вечные отношения между ипостасями Святой Троицы не претерпели никаких изменений. Догмат о Пресвятой Троице непостижим на уровне рассуд ка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице — тайна, которая не может быть выражена рационально. Вера в Троицу отличает хри стианство от всех других моноте истических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе. Почему праздник Троицы еще называют Пятидесятницей? Де н ь Св я т о й Тр о ицы празднуется на пятидесятый день с начала Пасхи, отсюда его второе название. На деся тый день по Вознесении Иису са Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда апостолы и с ними Богороди ца находились вместе в одном доме на горе Сион, послышал ся сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яр кие трепещущие языки огня. Это был огонь не веществен ный — он был одной природы с Благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжи гая. Носясь над головами апо столов, языки огня опустились на них. Апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар — они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру. В память об этом событии праздник Пятидесятницы на зывается еще днем сошествия Святого Духа. В его явлении раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и пото му, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пас ха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положи ла основание христианской Церкви на земле. Зачем на Троицу в храмах ставят березы, а полы устилают травой? Откуда берет начало этот обычай? Очевидно, тут можно выде лить две причины: церковно- историческую и символическую. Исторически ветви берез на поминают нам о дубравеМамре, где рос дуб, под которым Свя тая Троица в виде трех ангелов явилась Аврааму в книге Бытие Ветхого Завета. Мы это видим на иконах, которые лежат в храмах в день праздника. Также в день еврейской, ветхозаветной пятидесятни цы, когда произошло соше ствие Святого Духа на апосто лов, был особый праздник. На пятидесятый день после ис шествия евреев из земли еги петской они подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять запове дей, которые и по сей день служат нам ориентиром в на шей жизни. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими де ревьями. Возможно, поэтому в древней Церкви был обы чай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем. Но троицкая зелень имеет и символический смысл. Это душа, которая расцветает и зе ленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые ветви, на ступила весна — и появились зелень, листочки, цветы. В нашем сердце царила стужа, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью — и оно рас цвело. Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то че рез несколько дней засыхает. Так и душа человеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засох нет. Господь Сам нам сказал: «Я лоза, а вы ветки». Пока зеленые ветки держатся этой Лозы, то есть Христа, они живут, цветут и благоухают. Сто ит душе оторваться от Бога, и она так же засохнет, как засох нут и эти березы в храмах, побыв несколько дней оторванными от своих корней. Почему на иконах в честь Троицы могут изображаться разные сюжеты? В православной иконогра фии часто используется сюжет так называемого «гостеприим ства Авраама» — явления ему трех ангелов, взятый из ветхоза ветной книги Бытия. Однако наивысшей степе ни раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг пре подобный Андрей Рублев в сво ей всемирно знаменитой иконе. Композиция со вписанными в круг фигурами ангелов не выде ляет среди них отдельные ипо стаси, но каждый из ангелов обладает своей индивидуально стью. Рублев достиг в изображе нии простоты и лаконичности, в ней нет лишних элементов или персонажей. На Троицу одни люди ста- раются быть в храме, другие — на кладбище. Как должен поступить православный человек? Первых можно понять — служба на Троицу, что ни го вори, особенная. В этот день в храме царит особое одухотво рение, каким-то непостижи мым, но ощутимым чувством единства связывает молящихся Святой Дух, действенный и жи вой ныне, как и много лет на зад. Однако сегодня, в условиях пандемии, лучше все-таки по беречь себя и других и остаться молиться дома, особенно пожи лым людям. А вот на кладбище в Трои цу идти совсем не уместно. Во-первых, потому что Трои ца — праздник, а во-вторых, по тому, что накануне отмечается Вселенская родительская суббо та, в каждом храме совершаются заупокойные службы, тогда-то и можно проявить свою заботу об усопших. Тесное соседство дня заупо койного и дня празднично го не случайно. Оно наглядно показывает, что Дух Святой в Церкви объединяет всех людей: и живых, и усопших. В Церкви те и другие недалеки друг от друга. Церковь сильнее смерти, разлучающей нас с близкими. В Церкви Бог, у которого все живы. День Святой Троицы, про веденный в молитвах, может стать одним из самых запоми нающихся дней нашей жиз ни, о котором мы будем не раз вспоминать с тихой радостью и теплотой на душе. А может праздник пройти незамечен ным, за заурядными шашлыка ми на даче. Что важнее — Бог или пикник? Выбор, как всегда, остается за нами. Фото с сайта ru.wikipedia.org Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым в XV веке
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz