Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Переключая каналы 20 №66 (26194) О ЧЕМ НЕ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» О ЧЕМ БОЛТАЮТ КИНОГЕРОИ, ВЫ, КОНЕЧНО, В КУРСЕ. О ДЕНЬГАХ, О БИЗНЕСЕ, О ТОМ, В КАКОМ РЕСТОРАНЕ СУШИ ВКУСНЕЕ, О ПРОИСКАХ КОНКУРЕНТОВ И ТУПОСТИ ПРИДИРЧИВОГО НАЧАЛЬСТВА. НО ЧАЩЕ ВСЕГО — О ЖЕНЩИНАХ. ВЫРАЖАЯСЬ ДЕМОКРАТИЧНЕЕ, ПО-ПРОСТОМУ — О БАБАХ. О законных женах. Как они доста- ли, требуя верности, трезвости, внимания и посылая в магазин за хлебом, картошкой и туалетной бумагой. О трепетных любовницах, которые будут так же доставать и раздражать где-нибудь через полгода. О свернувшей за угол не- знакомке — надо же, такая длинноногая, а не моя. А женщины тоже говорят. Естествен- но, о мужчинах. Главный посыл: почти научно доказано, что все мужики либо сволочи, либо козлы. Остальные темы и сильному, и пре- красному полу на экране неинтересны. Мир за окнами офиса, элитной кварти- ры, того же ресторана, за тонированными стеклами иномарки как бы отсутствует. Когда завязался роман олигарха с гувер- нанткой, когда дама с Рублевки заревно- вала мужа и завела бойфренда — вчера, сегодня, двадцать лет назад — не угада- ешь. И уж подавно никому не приходят в голову глупые детские вопросы о по- двигах, о доблести, о славе. Это вам не «Девять дней одного года» и не «Доживем до понедельника». Иногда киношникам все-таки хочется вырваться за границы резервации, где разворачиваются мелодраматические или детективные сюжеты. Но для этого они ищут сценарии о Великой Отечественной войне, хоккеисте Харламове или космо- навте Юрии Гагарине. До 1 6 и после На самоизоляции я решил восполнить свои пробелы в области культуры и по- смотреть фильмы из современной жизни. Нашел канал «Наше новое кино». Снача- ла там шло нечто артхаусно-невнятное. Смесь мистики, Фрейда, странных по- ступков центрального персонажа — то ли экстрасенса, то ли гипнотизера. Ну, все прямо как про нас с вами, господа. А потом показали комедию. «Что творят мужчины» называется. А творили они черт знает что. У СОВЕТСКОГО КИНЕМАТОГРАФА БЫЛА СЕРЬЕЗНАЯ, БЛИЗКАЯ ЛЮДЯМ ЗАДАЧА. А У ПОСТСОВЕТСКОГО ОНА ОТСУТСТВУЕТ. В ПАНДЕМИЮ ЗАКРЫЛИСЬ КИНОТЕАТРЫ. КИНО, ОСОБЕННО СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО, НЕ СТАЛО. У ВАС ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТОМЫ ЧТО-ТО ПОТЕРЯЛИ? НЕТ ЕГО — И ЛАДНО. БЕЗ НЕГОМОЖНО ОТЛИЧНО ПРОЖИТЬ. Кинорежиссер Карен Шахназаров Загримированный под чудовищно тучного миллионера Дмитрий Нагиев по каким-то своим подлым соображениям объявляет конкурс самцов. Кто сумеет и успеет соблазнить тридцать красоток, получит увесистое вознаграждение в дол- ларах. В компанию «звезд» из «Камеди Клаб» режиссер Сарик Андреасян добавил двух- трех неплохих актеров и актрис. Напри- мер, Равшану Куркову. Уже после «Муж- чин» она снялась в мини-сериале «А у нас во дворе». Не побоявшись пожертво- вать своей яркой внешностью, сы- грала дворничиху-мигрантку из Узбекистана, что живет в чужом городе, под чужими косыми взглядами на «понаехавших». А в комедии Андреасяна актриса щедро демонстри- ровала свою фигуру модели и вполне вписалась в разве- селые фривольные ситуа- ции. Их участники озабоче- ны единственным вопросом. Вернее, двумя. Мужчины: как переспать с той или с этой? Женский контингент: с кем переспать, с тем или с этим, чтобы не продешевить? Рецензентыфильм разгроми- ли. Уведите детей от экрана, призывали они, да и сами уйдите. Им вняли не все. Аж целых пять дней комедия возглавляла рейтинг лидеров проката. А Сарик Ан- дреасян тут же взялся за продолжение. Теперь он отправил тройку неутомимых мачо с секретной сексмиссией за рубеж. Чем дело закончилось, сказать не могу. Не досмотрел. Нет, не из ханжества. Про- сто стало совсем уж скучно. Для пародии слишком примитивно и плоско, для бур- леска — вымученно и несмешно. Мое желание приобщиться к новому российскому кинематографу поостыло. Он оказался не очень новым и не очень нашим. Не узнав поначалу исполнителей, я даже подумал, что это ширпотреб из Голливуда. Все оттуда: фабула, комизм, шутки, которые, если и поднимаются выше пояса, то только до зоны бикини. Нажитые в девяностые годы болезни отечественного кино настойчиво лечат по голливудским рецептам. А они его не излечивают, а убивают. Кому это надо? В застойные годы юмористы шути- ли: «Кина не будет!» — раздался крик во время доклада, и зал сразу опустел». Они иронизировали над унылым казенным мероприятием, а в действительности сви- детельствовали, чем было кино в той со- ветской жизни. Ради «Чапаева» или «Ве- селых ребят» народ терпел и тоскливый отчет депутата, и лекцию о загнивающем капитализме. Юмористические наблю- дения иллюстрировали справедливость знаменитого лозунга: «Из всех искусств важнейшим для нас является кино». Власти, пропагандисты, культуртре- геры считали его важнейшим, потому как оно должно было просвещать и вос- питывать «нового человека». А для че- ловека, еще не успевшего стать новым, экран был зеркалом, в котором отража- лись и реальная жизнь, и мечта о том, ка- кой она когда-нибудь будет. «Свинарку и пастуха» и «Кубанских казаков» смот- рели так же, как дети слушают красивую сказку с гарантированно благополучной развязкой. Но снимались ведь еще и «Судьба че- ловека», и «Летят журавли», и «А если это любовь?» Не лубки, не бодрые агит- плакаты о всеобщем изобилии и пого- ловном счастье. Им хватало и остроты, и проблемности, и драматизма. Но даже трагедии все-таки были оптимистиче- ские. Герой мог погибнуть, утверждая до- стоинство и благородство. На фестивалях в Венеции и Каннах советским фильмам устраивали овации не только члены за- рубежных компартий. Аристократки в бриллиантах, вытирая слезы, растроганно благодарили наших актеров и режиссе- ров: спасибо, так редко видишь в кино такую силу духа, такую любовь, такую человечность. Мы перекликались друг с другом репликами из любимых фильмов. «Где должен быть командир? Впереди, на ли- хом коне!». «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!». «Хороший ты мужик, а не орел». И не требовалось ни- кому объяснять, откуда эти крылатые фразы. Сегодня ничего подобного нет. Ре- жиссер «Зимнего вечера в Гаграх» и «Анны Карениной» Карен Шахназа- ров честно признал: «у советского ки- нематографа была серьезная, близкая людям задача. А у постсоветского она отсутствует. В пандемию закрылись кинотеатры. Кино, особенно совре- менного российского, не стало. У вас есть ощущение, что мы что-то потеряли? Нет его — и ладно. Без него можно отлично прожить». Некогда хороший фильм объединял страну. К киноте- атрам шли как на праздник колоннами, с плакатами: «Мы идем смотреть «Чапаева». Я четыре часа сто- ял в бесконечной очереди на премьеру «Войны и мира». «Тихий Дон», «Баллада о солдате» и «Москва слезам не верит» об- суждались не в малотиражных киноведче- ских журналах, а на всех кухнях от Бреста до Владивостока. У нас было народное кино. Как потом ни пытались придать этот же статус какой-нибудь «Легенде №17», ничего из этого не вышло. Диагноз от Карена Шахназаро- ва: кино разучилось рассказывать про жизнь. Гламурная эстетика накладывает запрет на героев, что по утрам отправ- ляются не в офис, отделанный в стиле хай-тек, а на завод или стройплощадку. Мы смотрим в то самое зеркало кино- экрана и не отражаемся в нем, как суще- ства из потустороннего мира. И мужчи- ны с лицами кинозвезд говорят совсем не о том, о чем говорим мы, живущие вдали от софитов, кинокамер и светских тусовок. Фото с сайта tvkultura.ru На «Чапаева» шли как на праздник
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz