Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 03 / 06 /20 Круг чтения 11 О причинах забвения писа- теля, до сих пор считаю- щегося «автором одного стихотворения», мы побеседо- вали с автором многих научных публикаций, посвященных Чу- рилину, — Ольгой Крамарь. В 2014 году Ольга Казимировна подготовила к публикации глав- ное его прозаическое произведе- ние — роман «Тяпкатань». «Весна после смерти» —Тихона Чурилина называют одним из самых загадочных, непо- нятых и недооцененных русских литераторов Серебряного века. Вы согласны с такой оценкой? — Ни по уровню таланта, ни по степени известности Тихон Васильевич Чурилин не может Ольга Крамарь, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературоведения и журналистики ЕГУ имени И.А. Бунина Годы, прожитые в Лебедяни, дали Чурилину такой запас жизненных впечатлений, такую энергию созидания, что этого хватило на все его, достаточно объемное, литературное наследие. Практически в каждом из произведений, будь то проза, поэзия, драматургия, либо пульсирует, либо клокочет неизбывная память оЛебедяни. РАЗГАДАТЬ КОД ЧУРИЛИНА Ровно 135 лет назад в городе Лебедяни появился на свет Тихон Чурилин. Литератор, стихи которого восхитили Марину Цветаеву, а трагическая судьба впечатлила Евгения Евтушенко. Между тем, для многих любителей русской словесности имя и творчество Чурилина остается «террой инкогнита». Александр Гришаев претендовать на звание литера- турного деятеля первого ряда. Вместе с тем его фигура вызыва- ет несомненный интерес, так как заметно обогащает тот культур- но-исторический фон, на кото- ром произрастала отечественная словесность первой половины ХХ века. После выхода в 1915 году книги «Весна после смерти» Чурилин приобретает широкую известность в литературных и артистических кругах Москвы. Его стихотворения публикуют- ся в альманахах и сборниках в одном ряду со стихотворения- ми Анненского, Брюсова, Баль- монта, Гумилева, Ахматовой, Цветаевой и других звезд первой величины. Что касается даль- нейшей литературной жизни Чурилина, то она складывается не столь успешно. Его «Вторая книга стихов» (1918) осталась практически не замеченной чи- тателями и критиками. Судьба третьей книги оказалась еще бо- лее драматичной: она появилась в издательстве «Советский писа- тель» в 1940 году, но до читателя не дошла. Вторая «весна после смерти» для Чурилина наступила в начале XXI века. Его произве- дения были изданы или переиз- даны и вызвали к себе опреде- ленный интерес. Я точно знаю, что к творческому наследию Чу- рилина обращаются стиховеды, что оно привлекает специали- стов, занимающихся проблема- ми автобиографической прозы, что его имя неизменно входит в перечень имен поэтов, находя- щихся в поле зрения исследова- телей отечественного футуризма. Несомненно, важным является и то обстоятельство, что Чури- лин периодически становился темой и образом лирических произведений, принадлежащих известным поэтам. Одно из них, кстати, может заинтересовать читателей вашей газеты. Не ну- ждающийся в представлении Евгений Евтушенко в стихотво- рении, посвященном безрадост- ному существованиюЧурилина, писал: Порой не хотелось выписки, но сон он увидел, что в Липецке в каком непонятно году слезами о нем неутешными, заслушавшись, библиотекарша заплакала в третьем ряду… Вдохновляясь Лебедянью — Какие самые мифы о Чу- рилине вам доводилось слышать за годы изучения его творчества? — Я, скорее, назвала бы это не мифами, а стереотипами вос- приятия. Один из таких стерео- типов существовал до недавнего времени. Опубликованные при жизни Чурилина книги созда- ли ему устойчивую репутацию творца поэтических текстов. Осуществленная уже в наше время републикация прижиз- ненных стихотворных сборни- ков и публикация двухтомного собрания «Стихотворений и поэм» эту репутацию упрочили. Восприятие Чурилина исключи- тельно в ипостаси поэта объяс- няется тем, что принадлежащие ему прозаические произведения в течение многих лет находи- лись в архивных хранилищах, их публикация началась лишь в последние десятилетия. Есть еще один стереотип восприятия. Он касается взаимоотношений Чурилина и Цветаевой. Желая польстить Чурилину, исследо- ватели называют Цветаеву его ученицей. С этим утверждением вряд ли можно согласиться: ведь ко времени встречи поэтов в 1916 году Цветаевой уже были изданы два поэтических сборника, уже написаны многие программные произведения. Другое дело, что эта встреча оставила заметный след в творчестве Цветаевой: она посвятила Чурилину несколько замечательных стихотворений. —Как могла бы сложиться его судьба, родись он не в провинци- альном городке? — Я думаю, что мера ода- ренности человека не зависит от места его рождения. Смог же уроженец Лебедяни Е.И. Замя- тин, кстати сказать, учившийся в местной прогимназии в одно и то же время с Чурилиным, полу- чить европейскую известность. И таких примеров — тысячи! Чурилин прожил в Лебедяни от- носительно недолго, всего девят- надцать лет. И, оказавшись вне Лебедяни, он имел возможность приобщиться к литературной и культурной жизни столицы в самых лучших ее образцах. Од- нако я совсем не уверена в том, что без Лебедяни Чурилин мог бы состояться как поэт, писатель и драматург. Годы, прожитые в этом городе, дали ему такой запас жизненных впечатлений, такую энергию созидания, что этого хватило на все его, доста- точно объемное, литературное наследие. Практически в каждом из произведений Чурилина, будь то проза, поэзия, драматургия, либо пульсирует, либо клокочет неизбывная память о Лебедяни. В каких-то произведениях Чу- рилина лебедянский контекст явлен с меньшей очевидностью, в каких-то — с большей, однако и те, и другие требуют обстоя- тельного биографического ком- ментария. Этот комментарий лишает многие произведения Чурилина той «загадочности» и «непонятности», о которых часто говорят читатели. Больше чем поэт —Насколько биографичен ро- ман «Тяпкатань»? —Роман-хроника состоит из глав разного объема, посвящен- ных истории города, его геогра- фии, топографии, социальному составу, жизни и быту живущих в нем людей. Главы, посвященные истории города, перемежаются главами, рассказывающими о купеческой семье Чурилиных (в романе — Чудилиных), где прошли детские годы будущего писателя. Использование имени леген- дарного Тяпки, свирепого раз- бойника, а впоследствии сми- ренного монаха, в качестве точки отсчета в истории города многое объясняет в отношении Чури- лина к месту своего рождения: Тяпкатань-Лебедянь—это город, где высокое и низкое, святое и грешное, «горнее» и «дольнее» существуют в нерасторжимом единстве. Ценнейшим источни- ком информации, позволяющей верифицировать реальное био- графическое содержание рома- на-хроники Чурилина, являются метрические книги лебедянско- го cтарого соборного храма Ка- занской иконы Божией Матери, хранящиеся в фондах государ- ственного областного архива. Эти документы позволяют уверенно говорить об автобиографическом характере чурилинского произве- дения. Чурилинская «Тяпкатань» — это, на мой взгляд, явление во многом уникальное. Особен- но впечатляют сказовая манера повествования, интонационное богатство речи, драматургическая форма подачи эпического мате- риала, стремление к синтезу язы- ков различных видов искусства в пределах одного литературного текста. — Каким было отношение Чурилина к власти? Не могли ли его политические воззрения стать причиной забвения и его самого, и его творчества? — Чурилин был абсолютно лоялен по отношению к проис- ходившим на его глазах переме- нам. Более того, в своей книге он приветствовал «радостное утро» революции с ее идеями всеобще- го равенства и братства. Показа- тельно, что с приходом револю- ционного «утра», наступившего после «300-летней романовской полярной ночи», осуществляет- ся перерождение автобиографи- ческого героя «Тяпкатани» из «майского», то есть рожденного в мае, в «красномайского». Не- приятию и забвению Чурилина способствовали другие причины: его постоянная склонность к ли- тературным экспериментам, не­ умение приспосабливаться к об- стоятельствам. Тяжелая болезнь надолго выбивала писателя из жизни, а каждое «возвращение» в строй требовало все больше и больше сил. Остро ощущая свою несовременность и несвоевре- менность, он всякий раз пытался догнать жизнь, но все попытки оказывались тщетными. Издан- ный в 1940 году сборник «Стихи Тихона Чурилина» получил резко отрицательную характеристику критика А. Дымщица. В статье «Перепутаница» книга объяв- лялась не только «чуждой», но и «враждебной» по отношению к современности, а ее автор ха- рактеризовался как «неуемный графоман» и «юродствующий пасквилянт». В этот сложный для себя период Чурилин обращается к созданию книги «Гражданин вселенной», посвященной К.Э. Циолковскому. Осуществле- нию замысла помешала Великая Отечественная война. В 1946 году Чурилин уходит из жизни. Одной из причин его смерти стала край- няя степень истощения. Фото из фондов литератур- но-художественного музея города Старый Крым Поэт-футурист Велимир Хлебников в начале прошлого века назначил Чурилина «cопредседателем Земного шара»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz