Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

ОН ЗАЖЕГ ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ В ЕЛЬЦЕ ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ В ЕЛЬЦЕ БЫЛ ОТКРЫТ К 20-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ НАД ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ. А ЗАЖЕГ ЕГО ПРОСЛАВЛЕННЫЙ ЛЕТЧИК, УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ВОЙНЫ В КОРЕЕ, ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ПОЛКОВНИК ЗАПАСА ВИКТОР ДМИТРИЕВИЧ БОРОВКОВ. Инга Перова Б удущий герой родился 28 марта 1916 года в го- роде Шуе. Окончил семь классов, школу фабрично-за- водского ученичества по спе- циальности слесарь-инстру- ментальщик. Работал слесарем на фабрике родном городе. В 1936 стал выпускником рабфака энергетического института в го- роде Иваново и одновременно Ивановского аэроклуба. В марте 1936 года Ива- новским областным военко- матом Виктор Боровков был призван в Красную Армию. В 1939 году поступил в Тамбовское летное училище Гражданского Воздушного Флота. Получил назначение в город Ташкент, ра- ботал пилотом на гражданских авиалиниях в Средней Азии. В 1940 году окончил Конотопскую военную авиационную школу пилотов. Продолжал службу инструктором в Одесском авиа- ционном училище. «Кобры» для страны В первые годы Великой Отечественной войны Виктор Дмитриевич как опытный пи- лот готовил в летных школах кадры летчиков-истребителей и летал за линию фронта к пар- тизанам. А с 1943 года Боровков был направлен в 1-ю перего- ночную авиационную дивизию Гражданского Воздушного Фло- та. Он перегонял по трассе «Ал- сиб» американские самолеты, поставляемые по ленд-лизу. Всего по этой воздушной трас- се в СССР было доставлено 8000 американских бомбардиров- щиков, истребителей и транс- портных самолетов. Они сы- грали заметную роль в боевых действиях авиации Советского Союза, сильно поредевшей в первые два года войны. Осо- бенно помогли нашим летчика- ми американские истребители «Аэрокобра» и «Кингкобра». Самолеты не прижились в аме- риканской армии из-за слож- ности в пилотировании, они не прощали летчикам пилотажных ошибок, но оказались велико- лепны в бою. Преимущество давало мощное вооружение, авиационная пушка калибра 37 мм и две пушки калибра 20 мм. Некоторые наши летчики сводили все три пушки на одну гашетку и единовременный залп был ошеломляющим по огневой мощи. Немецкие само- леты превосходили «кобры» по маневренности и скорости, но сильно уступали по мощи бор- тового залпа. Если немецкий истребитель попадал в прицел «кобры», выжить у него не было никаких шансов. Только по- сле войны стало известно, что трижды Герой Советского Сою- за Александр Покрышкин вое- вал именно на американском истребителе «Аэрокобра», бое- вым качествам которой дал высокую оценку в своей, став- шей бестселлером для каждого послевоенного авиатора, авто- биографической книге «В небе войны». На этом истребителе он совершил большинство своих воздушных побед. В «слепом» полете Большую часть амери- канских самолетов для опера- тивности решили тогда перего- нять с военной базы на Аляске до Красноярска по воздуху. Там их уже разбирали и везли на фронт по железной дороге. Принимали самолеты аэро- дромы авиамоста Красноярск— Аляска со своими накрепко вмерзшими в вечную мерзлоту взлетно-посадочными полосами на кедровой подушке. По условиям договора с со- юзниками, перегонять амери- канские самолеты предстояло военным летчикам Красной Ар- мии. Для этой работы отбирали лучших из лучших, подчас отзы- вая пилотов из фронтовых эс- кадрилий и полков, а инструк- торов — из авиационных училищ. О принципе добро- вольности не было и речи, хотя далеко не всем новое дело при- шлось по душе. Боевые летчики вовсе не желали быть «извозчи- ками», пока их друзья бились с врагом. Выбирать, однако, не приходилось. Освоив ино- странную технику, что не пред- ставляло для профессионалов особого труда, и несколько фраз на английском, перегонщики отправлялись в путь с авиабазы Фербенкса. Путь этот был «сле- пым» полетом над чукотской тундрой и сибирской тайгой. Дело в том, что радионавига- ционной аппаратурой самоле- ты оснащали отечественной и лишь перед непосредственной отправкой в боевые части уже САМОЛЕТ ПОСАДОЧНЫХЛЫЖНЕИМЕЛИПОСАДКИПРОИЗВОДИЛИСЬ НАКОЛЕСА. ВСЕ ЭТОБЫЛОПРОИЗВЕДЕНОМАСТЕРСКИ, ТАК КАКПОСАДОЧНЫЕПЛОЩАДКИБЫЛИКРАЙНЕОГРАНИЧЕНЫ ИЗАСНЕЖЕНЫ. УСЛОВИЯПОЛЕТАПРОХОДИЛИВ ТЯЖЕЛЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХАРКТИКИ. ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТАКИХ ЗАДАНИЙНЕОБХОДИМОПРОЯВЛЕНИЕМУЖЕСТВАИОТВАГИ Из наградного листа Виктор Боровков на территории СССР. Поэтому пилотам приходилось ориен- тироваться по карте, компасу, высотомеру, солнцу, а в ночное время — по звездам, если вез- ло с погодой. Машины уходили в небо с интервалами — «раз- дельным стартом», поскольку узенькие взлетно-посадочные полоски новых аэродромов не в состоянии были принимать разом большие группы самоле- тов. В идеальных случаях самолеты летели друг за другом в пределах прямой видимости. Смена погоды, отказ техники часто имели последствия самые трагические. Упавшие самолеты не искали, а экипажи их автома- тически зачислялись в катего- рию пропавших без вести. Двухлетняя работа летчика по перегонке в СССР амери- канских самолетов в трудных условиях Севера отмечена ор- денами Отечественной войны I степени и Красной Звезды. После Победы Боровков продолжал службу в авиаци- онных частях. Освоил реак- тивную технику, участвовал в Первомайском параде 1946 года. За успехи в обучении мо- лодого поколения летчиков и освоении новой боевой техни- ки был награжден вторым ор- деном Красной Звезды. Весной 1948 года принимал участие в высокоширотной экспедиции «Север-2». На истребителе над Арктикой В составе группы из трех истребителей Ла-11 Виктор Дмитриевич выполнил перелет Москва — мыс Шмидта на Чу- котке, через населенные пункты Дальнего Востока, дальностью 8500 километров. Испыты- вая самолет Ла-11 в условиях Крайнего Севера налетал 50 часов. Удивляться таким рас- стояниям не приходится, Ла-11 создавался именно как первый в мире истребитель сопровожде- ния дальних бомбардировщи- ков. Впервые в истории авиации на одноместном истребителе он летал надо льдами Северно- го Ледовитого океана. Дважды выполнял посадки на ледовый аэродром, а проще говоря, на обыкновенную льдину на 82 градусе 15 минутах северной широты. За эти экстремальные поле- ты в марте 1949 года был пред- ставлен к присвоению звания «Герой Советского Союза». В наградном листе начальник во- енной группы высокоширот- ной арктической воздушной экспедиции «Север-2» гвардии полковник Серебряков отме- чал: «Самолет посадочных лыж не имел и посадки производи- лись на колеса. Все это было произведено мастерски, так как посадочные площадки были крайне ограничены и заснеже- ны. Условия полета проходили в тяжелых метеорологических условиях Арктики. Для выпол- нения таких заданий необхо- димо проявление мужества и отваги». В небе Кореи После полетов в Арктике Боровков продолжил службу в военной авиации. А в 1950 году попал на вторую в своей жиз- ни войну — принимал участие в боевых действиях в Корее в составе 28-го гвардейского ис- требительного авиационного полка. В корейском небе у Боровко- ва состоялся всего один бой, но довольно ожесточенный. 11 но- ября 1950 года в 14 часов дня с аэродрома Аньшань вылетели на разведку четыре истребителя МиГ-15. В районе Аньдуня в 14 ча- сов 24 минуты наше звено было атаковано группой из 20 аме- риканских истребителей F-80. Чудом выскочив из-под вне- запной атаки, Боровков сразу пошел на помощь своему ве- домому старшему лейтенанту Насонову. Он зашел в хвост атакующей Насонова пары американских истребителей и с дистанции 200 метров сбил один F-80. По воспоминани- ям ветерана, он легко, как на учениях, сбил американца, тот даже не пытался маневриро- вать. Но спасти товарища не удалось, при вынужденной по- садке на поврежденном само- лете старший лейтенант Насо- нов погиб. Оставшаяся тройка совет- ских летчиков оторвалась от противника и благополучно вернулась на свой аэродром. По словам Боровкова, во время этого полета они обнаружили полевой аэродром противни- ка, на котором базировались поршневые «Мустанги», и даже произвели по взлетавшим само- летам противника одну атаку, в которой, по его мнению, было уничтожено один-два самоле- та противника. Однако доку- ментов, официально подтвер- ждающий этот факт, пока не найдено. Американская сторона признала потерю только одного своего F-80. В 1958 году гвардии пол- ковник Боровков по состоя- нию здоровья ушел в запас и приехал в Елец на постоянное место жительства. Работал в системе Гражданской оборо- ны, затем военруком в школе. Земляки его тоже не забыли — он почетный гражданин города Шуя. Награжден орденами Ле- нина, Боевого Красного Зна- мени (дважды), Отечествен- ной войны I степени (дважды), Красной Звезды (трижды), ме- далями. Умер Виктор Дмитрие- вич 4 августа 1995 года. Фото из Государственного архива Липецкой области Истребитель ЛА-11, за испытание которого Виктору Боровкову в 1948 году присвоили звание Героя Советского Союза Память ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 10 №66 (26194)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz