Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
УРОКИНАРАССТОЯНИИ Образование ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 4 №66 (26194) ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ» ДМИТРИЙ ДЕМИХОВ УВЕРЕН, ЧТО В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ СТАНЕТ ДЛЯ ШКОЛЫ ПРИОРИТЕТНЫМ. Ольга Шкатова П рофессиональный кон- курс педагогов «Учитель года» нередко менял свой формат. Но в этом году впервые пятерку финалистов жюри опре- делило, оценив видеоматериалы открытых уроков. Познакоми- лись соперники только на вто- ром туре финала в Липецком институте развития образова- ния. Давать мастер-классы и представлять образовательные проекты им пришлось, что на- зывается, при закрытых дверях. Сбылась мечта — Психологически было нелегко. Состояние, когда ты делишься своим опытом, зна- комишься с новыми людьми, оказываешься в ситуации, ко- торая требует от тебя принятия важного решения, передать не- возможно, — признается канди- дат филологических наук, учи- тель русского языка и литературы среднейшколы села Братовщина имени Героя Советского Союза В.С. Севрина Долгоруковского района Наталья Лишова. — Уча- стие в любом конкурсе дает воз- можность получить значительно больше, чем когда ты находишь- ся в своих привычных учитель- ских границах. Почти десять лет Наталья Ивановна совмещала школу с вузом. Училась в ЕГУ имени И.А. Бунина, окончила там ас- пирантуру и после защиты кан- дидатской диссертации препо- давала в родном вузе детскую литературу, культурологию, ли- тературу Серебряного века. Но, все равно, скучала по школьным классам. Для того, чтобы все успевать, она пять лет назад села за руль автомобиля. —Когда полностью посвяти- ла себя школе, поняла, что нуж- но пробовать свои силы в чем-то новом, — рассказывает педагог. — Самым сложным в конкурсе для меня было преодолевать тех- нические трудности. К примеру, один ученик не мог выйти в эфир в определенное время, а у другого зависал Интернет. Для чистоты Дмитрий Демихов учитель истории и обществознания школы № 3 города Усмани ГЛАВНОЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ –—ПОЖАЛУЙ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ. НАДО ОДИНАКОВООТНОСИТЬСЯ КО ВСЕМСВОИМУЧЕНИКАМИ СТАВИТЬ ТУОЦЕНКУ, КОТОРУЮ КАЖДЫЙДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗАРАБОТАЛ. У ВСЕХ БЫВАЮТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ, НАПРИМЕР, ПОДГОТОВИТЬСЯ К УРОКУ. НАДОДАВАТЬШКОЛЬНИКУ ШАНСИСПРАВИТЬСЯ Дмитрий Демихов В ЭТОМ ГОДУ ВПЕРВЫЕ ПЯТЕРКУ ФИНАЛИСТОВ ЖЮРИ ОПРЕДЕЛИЛО, ОЦЕНИВ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ. ПОЗНАКОМИЛИСЬ СОПЕРНИКИ ТОЛЬКО НА ВТОРОМ ТУРЕ ФИНАЛА В ЛИПЕЦКОМ ИНСТИТУТЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ДАВАТЬ МАСТЕР-КЛАССЫ И ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ИМ ПРИШЛОСЬ, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ, ПРИ ЗАКРЫТЫХ ДВЕРЯХ. эксперимента я просила задей- ствовать в моем открытом уроке детей из долгоруковского лицея, и коллеги пошли мне навстречу. В юбилейном для Бунина году я посвятила свой урок этому писа- телю и Серебряному веку нашей литературы. Благодаря конкурсу сбылась моя давняя мечта. Благо- даря родному языку и литературе у филологов есть безграничные возможности расширять позна- ния своих учеников. Человек мира Так в шутку называет себя учитель английско- го языка школы поселка Агроном Лебедянского района Анастасия Рома- ненко. Она родилась в се- мье военного вМолдавии, школу окончила в Усмани, диплом специалиста по романо-германской филологии защитила в ВГУ. В Агроно- ме началась новая страница жизни молодого пе- дагога . За пять лет р а б о т ы Анастасия Викто- ровна пробовала свои силы в «Педагогиче- ском дебюте», стре- милась стать «Самым классным классным», пр едставила свой опыт на конкурсе «Сердце отдаю де- тям». И вот очередная весомая победа. — Сложным оказался фор- мат, в котором проводился кон- курс «Учитель года». Наверное, гораздо проще было бы один раз выступить со сцены и по- казать все, на что ты способен, чем переживать из-за того, как ты будешь выглядеть на камеру, как сориентируются дети в он- лайн-пространстве, — не скры- вает она. — Здесь мы все стали первопроходцами. Соперники у меня были очень достойные. Многому у них научилась и, на- деюсь, что мы встретились не в последний раз. Выручает чувство юмора Четыре года преподает исто- рию и обществознание Мария Андреева из чаплыгинскойшко- лы № 4. Это ее первый профес- сиональный конкурс. — Я очень старалась спра- виться с волнением и со своими страхами, — вспоминает Мария Михайловна. — Очень благо- дарна своему окружению. Меня поддержали близкие, родители, мой учитель истории Сергей Николаевич Языков, коллеги и ученики. — Самое главное в моей работе — взаимодействие с детьми. Если не найти общий язык с учениками, то, я думаю, вся деятельность учителя абсо- лютно бессмысленна. Важно взаимоуважение. Нельзя сказать ученику, отстаивающему свою точку зрения, что его ответ неве- рен. Дети рады, когда их слышат и слушают. Они ждут, чтобы их услышали. По мнению учителя англий- ского языка липецкой школы № 29 Екатерины Владимировна Ефимовой, любой конкурс — возможность вырасти. Для нее, потомственного педагога, это бесценный опыт движения к по- ставленной цели. Имея десяти- летний стаж преподавания, три года назад она пришла работать в «Университетскую» школу. — Для своих учеников я по- бедитель. Это главное. Их вера в меня окрыляла в период подго- товки к конкурсу. Они хорошо знают мой твердый характер и ценят чувство юмора, которое нередко выручает на уроках, когда нужно разрядить обстанов- ку. Без этого в школе работать трудно. Важно быть другом для детей, — убеждена Екатерина Владимировна. —Сегодня, когда информацию можно добыть без труда, учитель уже не является проводником знаний. Он, в пер- вую очередь, наставник и това- рищ. Нервы для учительской ра- боты нужны крепкие, времени и сил она немало отнимает. Но все не зря, когда есть отдача. — Главное в работе учителя, пожалуй, справедливость, — считает учитель истории и об- ществознания школы № 3 го- рода Усмани Дмитрий Демихов, который стал абсолютным по- бедителем конкурса «Учитель года Липецкой области». —Надо одинаково относиться ко всем своим ученикам и ставить ту оценку, которую каждый дей- ствительно заработал. Еще важ- но умение войти в ситуацию. У всех бывают обстоятельства, ко- торые мешают, например, под- готовиться к уроку. «Не душить» же школьника оценками. Надо давать ему шанс исправиться. Эти понятные всем прави- ла сформировались у Дмитрия Александровича за пять лет ра- боты. Историей он увлекся в старших классах и, поступив в ВГУ, точно знал, что будущая работа будет связана с этой наукой. — В школе были дни само- управления, когда мы сами проводили уроки. Вот тогда я впервые попробовал себя в ка- честве учителя и понял, что это у меня получается неплохо, — рассказывает он. — В вузе на пятом курсе педпрактика была не очень продолжительной, но именно тогда я решил, что буду заниматься педагогикой. В самом значительном про- фессиональном конкурсе Дмит- рий Александрович принял уча- стие впервые. — По-настоящему сложным испытанием стала неопределен- ность. Еще 10 марта собирался давать открытый урок в Липец- ке. Все материалы распечатал, по стопочкам разложил, себя «зарядил». Но когда позвони- ли и сообщили о вводе режима самоизоляции и карантина, возникли вопросы не только по поводу конккурсных состяза- ний, но и учебных занятий, — продолжает учитель. —Когда же стало известно, что наш конкурс продолжится в дистанционном режиме, мы успели «перебоять- ся», потому что уже полтора ме- сяца проводили уроки с детьми на удаленном доступе и хорошо освоили технологии, к которым раньше прибегали лишь в случае необходимости, например, в пе- риод подготовки к олимпиадам. Опыт массового дистанционно- го обучения, мне кажется, снял вопрос о том, заменят ли роботы учителей. На удаленке ребенку трудно получить хорошие зна- ния. Все устали оттого, что дети сидят дома сутками. Домашние задания превращаются в коллек- тивные списывания. А у кого-то вообще Интернет не работает. Родители хотят, чтобы дети хо- дили в школу, общались в кол- лективе и все свои вопросы мог- ли задавать напрямую учителю. Фото из архива областного управления образования и науки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz