Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Творчество 27 27 / 05 / 20 С траницы войны, жестокие и кро- вавые, мужество и доблесть защит- ников Отечества, которые огром- ной ценой уничтожили «коричневую чуму» ХХ века, должны навсегда сохра- ниться в памяти нынешнего и грядущих поколений. Женское лицо войны Раздел прозы и номер в целом откры- вает документальная повесть Анатолия Баюканского «Под мужским именем» о пулеметчице Марии Щербак, личности поистине легендарной. Родом из рос- сийской глубинки, она после гибели на фронте обоих братьев отправилась мстить фашистам не только за них, но и за всю страну. Характер отважной воительницы и обаятельной русской девушки прорисо- ван писателем красочными густыми маз- ками, а сюжет не отпускает до последней страницы. Автобиографический рассказ Бориса Григорьева, полковника службы внешней разведки РФ в отставке «Борька-развед- чик» приоткрывает завесу над специфи- кой обучения будущих «рыцарей плаща и кинжала» тонкостям тайной работы, совершаемой для и во имя Родины вдали от нее. В основу рассказов Геннадия Рязан- цева-Седогина легли совершенно разные сюжеты. «Ягоды на ладони» — грустная история о супружеской измене, но изоб- раженная в экзистенциальном ключе, с глубоким погружением в психологию персонажей, находящихся в ситуации «за гранью». «Лыжня» оставляет после себя послевкусие загадки, однако возмож- ность испытать удовольствие от увлека- тельной и в чем-то поучительной интриги дадим читателям. Удачен прозаический дебют Наталии Мекаевой, которая много лет возглавля- ла Липецкую государственную филар- монию. Героиня ее рассказа «Лилька- Джульетта Мазина», прорвавшись в мир эстрады, стала раскрученной певицей, но глубоко презирая эту среду, вынуждена оставаться в ней. В повести Михаила Коноплева «Вкус адмиральской ухи» много говорится о хитростях деревенской рыбалки, но при- влекает она еще одним — ностальгией по минувшему и невозвратному детству и колоритным образом природного мужика Василия по прозвищу «Адмирал», в нату- ре которого соединились черты сельского романтика, рыбака-виртуоза и любителя выпить. Диптих Тамары Алексеевой «Лики любви» — добротная психологическая проза на обозначенную тему. «Всей деревне на зависть» — многоплано- вая новелла, в ней предельно заостре- на проблема нравственной стойкости перед соблазном, выпукло и мастерски выписаны соответствующие сцены и попутно бьется вопрос: где тот рубеж, отделяющий человеческую любовь от звериной похоти, с треском ломающей чужое счастье? А вот фабульный пово- рот ее рассказа «Прозрение» (в назва- нии заключен двойной смысл), связан- ный с бабой Зиной, выглядит довольно искусственным. Три поразительно до- брых рассказа Сергея Лебедева, в ко- торых явь оборачивается чудом, можно отнести к произведениям символиче- ского реализма. Такая же тональность у трогательной истории Владимира Мак- симюка о взаимоотношениях человека и лошади и двух зарисовок Владимира Коршикова из далекой теперь студен- ческой жизни. Мятущееся пламя любви Поэтический блок отличается содер- жательной и стилистической полифо- нией. Рубрика «Антология двух стихо- творений» знакомит с произведениями из коллективного сборника «И липчане ковали победу», подготовленного Сою- зом писателей «Воинское содружество». Среди его участников — Ольга Смирно- ва, Владимир Башарин, Юрий Макаров и Виктор Королев. Каждый нашел ис- кренние волнующие слова о Победе, о тружениках войны — солдатах, о ратном подвиге народа; часть стихов предваря- ют имена земляков, память о которых остается живой и достойной примера: «Бессмертный полк. Забвенья нет». Но если учесть, сколько сил и средств тратят враги России на борьбу с нашей Побе- дой, стремясь исказить и умалить ее не- преходящее значение, то я бы сказал так: «Бессмертный полк. Забвенью— нет!» Стихотворения Наталии Демчевой пронизаны теплым чувством гармонии с окружающим миром, где «блажен- ство — в грядках покопаться» и «…ужас- но хочется дождя: грибного, доброго, слепого»; одновременно в душе поэта рождается смутная тревога, вызванная некоей неустойчивостью бытия. Но она отступает, И вновь приходит ощущенье счастья, Когда вокруг стола сидят друзья. И кажутся нелепыми напасти, И свет вечери загасить нельзя. Подборка Надежды Вольской сразу удивляет лирически мощным стихотворе- нием «Русь», воплощающим православ- ное авторское видение предназначения нашей державы: «Ты сберегла на немощной груди Божественной любви исток незримый. Ты все превозмогла и всех простила, Небесный свет увидев впереди». Мотивы ожидания и воспоминаний, детства и минувших времен в ее строках освещены сквозным образом огня, явлен- ного и в солнечных лучах, и в рассветной заре, и в «нетленном предвечном свете». Михаил Червяков усилил в своей ли- рике ноту резкоймудростиифилософской неожиданности в разговоре о житейских ухабах, смерти, вере иразочаровании в лю- бви (особо выделю стихотворение «Божья петля»). Нетривиальность образности, а также перебои ударений придают его сти- хамособый завлекающий ритм, иногда на- поминающий рифмованнуюпрозу: «Ведь когда человек перестал дышать, То с миром закончила общение в нем Не надеющаяся на снисхождение душа, Сбежавшая воздушно-капельным путем». Алена Воробьева и Наталья Ушакова проникновенно, свежо и подчеркнуто ин- дивидуально живописуют самые сокро- венные оттенки великого чувства — лю- бви, простирая ее до масштабов земного мира и дальше — Вселенной. Журнал также отметил 85-летие само- бытного липецкого поэта Владислава Зорина, уже ушедшего из жизни, пуб- ликацией его замечательных стихов, где встречаются и афористичные строки: «У поэта не может быть прошлого, Если он настоящий Поэт» . «Есть чувство Родины особое…» Третья часть номера начинается с большого очерка «Бойцы «Бессмертного полка». ВладимирБогданов составил егоиз своих ранних журналистских статей о бое- вом пути фронтовиков, которые в 1980-е годытрудились наЛипецкомтрубномзаво- де и с кем он лично беседовал. Интересны- ми воспоминаниямио своемотце, славном фронтовике и неутомимом мирном труже- нике, поделилсяФедорОшевнев. Также отметим материал Владимира Петрова «Иван Бунин: тайны творчества и судьбы», посвященный выходу солид- ного научного тома «И.А. Бунин. Новые материалы и исследования» (М., 2019). Автор не только подробно и со знанием дела прорецензировал книгу, но и аргу- ментированно обосновал собственную точку зрения на творчество Бунина, со- здав, по сути, отдельный документальный очерк о духовных переживаниях писа- теля. Искусствовед Татьяна Нечаева на сей раз набрасывает штрихи к биографическо- му и творческому портретуВасилияАгафо- нова. Повод весьма значительный: откры- тие первой масштабной персональной выставки в день 70-летия художника, в чьих полотнах органично соединяются традиции и новаторство. Только одна цитата: «Выра- зительна акварель «Памяти погибших» — на табурете поминальная стопка, накрытая ломтемхлеба, откуда-то сверху сыплютсяи сыплются фотографии погибших воинов, а в небе, как в известной песне, летит жу- равлиный клин». Поскромничала Татьяна Нечаева: перед нами не штрихи, а полно- ценный портрет подлинно оригинального и «до мозга костей русского» живописца. Завершается номер приятным и тор- жественным моментом: объявлены лау- реаты премии журнала за 2018-2019 годы. Рисунок Виктора Нелюбова 29 Анатолий Баюканский. Под мужским именем Иллюстрация к повести Анатолия Баюканского «Под мужским именем» Документальная повесть Анатолия Баюканского «Под мужским именем» о пулеметчице Марии Щербак, личности поистине легендарной, осененной светом старинного сказания. Характер отважной воительницы и обаятельной русской девушки прорисован писателем красочными густыми мазками, а сюжет не отпускает до последней страницы. СВЕТЛАЯ НАДЕЖДА МИРА На содержании нового номера журнала «Петровский мост» лежит отблеск звезд и салютов в честь 75-летия Великой Победы. Александр Бойников

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz