Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Творчество 21 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 27/ 05 / 20 СКУЛЬПТОР ГОРОДА ХУДОЖНИКОВ НЕДАВНО ОТМЕТИВШИЙ СВОЙ 70-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ЕВГЕНИЙ ВОЛЬФСОН — ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО СОЗДАВАЛ СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК ЛИПЕЦКА — ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДКА, СТАВШЕГО ОБЛАСТНЫМ ЦЕНТРОМ. Александр Гришаев Евгений Вольфсон в своей липецкой мастерской, 80-е годы «Н епыльной», что на- зывается «в свое удо- вольствие» работа скульптора выглядит лишь с точ- ки зрения обывателя. На самом деле творческий путь художника порой тернист и зависим от мно- жества, чаще всего не зависящих от него обстоятельств. Сила из детства Одно из ярких воспомина- ний из послевоенного липецко- го детства Евгения Вольфсона — неосуществленная, как и у большинства детей и взрослых с окраины, мечта о кирзовых са- погах и фуфайке. И тогда еще не огороженный забором склад металлолома НЛМЗ. Покоре- женные танки, пушки, бомбы, солдатские каски — все эти атрибуты недавней Великой войны, до того как отправиться на переплавку, были для Жени и его друзей детской площадкой. Тема войны возникла спу- стя десятилетия в творчестве уже дипломированного скульптора Вольфсона. Вместе с учителем и другом Юрием Гришко в 1983 году он создавал масштабный рельеф «Тыл — фронту» для ме- мориала на площади Героев. — Работали легко, с удоволь- ствием, нахваливая друг друга, — вспоминает Евгений Вольф- сон. —Но когда представили го- товую в натуральную величину в глине работу на утверждение худсовета, услышали: «Рельеф готов лишь наполовину. Продол- жайте трудиться». Гришко очень рассердился и говорит мне: «Ну что, берем лопаты и кромсаем произведение?». А я ему: «Кром- сать всегда успеем. А утро вечера мудренее». И мы пошли в кино. Помню в «Заре» на улице Ленина шел «Фани и Александр» Берг- мана. Видимо, на нервной почве весь фильммы проспали, а после сеанса решили, что ничего пока трогать не будем. Через неделю приехала уже комиссия респуб- ликанского экспертного совета по скульптуре, которая выдвину- ла наш рельеф на премию года Худфонда РСФСР. Из детства и любовь скульпто- ра к центральной части города и Нижнему парку, где работала в детском санатории мама — учи- тель русского языка. Старинная грязелечебница с барельефами оттисков руки Петра Первого и топора, до блеска отполирован- ные детскими телами пушки же- лозоделательных заводов, могу- чие парковые деревья, церкви, особняки на бывшей Дворян- ской… Возможно, именно это, а еще чувство трепетного уважения к истории города сильнее всего определили будущуюпрофессию. Сначала ругают, потом полюбят — Уже тогда я осознал, что Липецк — это не только город металлургов, но и город худож- ников, — говорит Евгений Ар- кадьевич. — И это требует по- стоянного доказательства для несведущих, приезжих да и для местных жителей, озабоченных лишь добычей хлеба насущного. Я ИСКРЕННЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ЛИПЕЦК СТАЛ НЕ ТОЛЬКО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ЦЕНТРОМ, НО И КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЕЙ ОБЛАСТИ, В КОТОРОЙ БЫЛИ БЫ МАТЕРИАЛИЗОВАНЫОБРАЗЫ НАШИХ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЗЕМЛЯКОВ: ИВАНА БУНИНА, МИХАИЛА ПРИШВИНА, КОНСТАНТИНА ИГУМНОВА, НИКОЛАЯ БАСОВА… Евгений Вольфсон Фигуру краеведа Михаила Трунова скульптор планировал поместить на фоне панорамы старого Липецка Так появилась идея скульп- турных композиций у железно- дорожного вокзала. «Липецких кузнецов» и «Город-курорт» установили у главного входа. «Начальник вокзала и путевой обходчик» и «Дама и носиль- щик» встречают гостей города на перроне. Липчане нечасто об- ращают на талантливые скульп- туры внимание. Приезжим, с их свежим взглядом, необычные фигуры нравятся и становятся фоном для первых сэлфи на ли- пецкой земле. — Многие с самого начала ругали меня за эти композиции, — говорит скульптор. — Успо- коила Бирутта Канцане (быв- ший главный архитектор города и области. — А.Г). Сказала: «Не переживайте, Женя. Это всегда так: сначала кричат, потом при- выкнут, а потом полюбят». Не простой оказалась и судьба памятника Георгию Пле- ханову — первого монумен- та земляку-распространителю марксизма в России. Работа над ним растянулось почти на 15 лет. Вначале пришлось ждать от властей одобрения самой идеи. Затем ее воплощение неожидан- но поручили маститому коллеге из Северной столицы. В нача- ле 90-х на памятнике постави- ли крест все, кроме Вольфсона. Он упорно продолжал убеждать местные власти в необходимо- сти установки монумента. Ру- ководители же Министерства культуры увидели рабочий макет памятника на одной из выставок и выделили необходимые для его создания средства. На ули- це Плеханова, у его Дома-музея, памятник появился в 1998 году. Новая достопримечатель- ность возмутила ортодоксаль- ных коммунистов. Уж очень сильно отличался памятник от привычных «гладких», академи- ческих скульптур Ленина-Ста- лина. У Вольфсона получился немолодой, уставший и разо- чаровавшийся человек. Будто чувствующий свою вину за то, что невольно подтолкнул к про- летарской революции явно не готовую к ней аграрную страну. Чтобы памятник не проециро- вался на жилой дом, художник сделал сзади него стену, которая подчеркивает чувство одиноче- ства. Через годы, через расстояния Среди воплощенных работ Евгения Вольфсона —памятник воинам-интернационалистам на площади Героев, памятный знак на месте канцелярии Петра I на Петровском проезде Липецка, бюсты героев Советского Союза на Аллее Героев в Усмани. Вот уже более двух десятков лет член Московского союза художни- ков, Союза художников России, и Международной федерации художников ЮНЕСКО, скульп- тор, живописец и дизайнер жи- вет в Москве. Не теряет связи с Липецком и мечтает, чтобы в его родном городе появились и дру- гие, специально созданные для Липецка памятники. Нереали- зованных проектов в творческой копилке мастера немало. —Буквально в прошлом году к 85-летию НЛМК я предлагал на площади Мира, которая яв- ляется, по сути, воротами Лево- бережья, вместо страшного, на мой взгляд, как и площадь в це- лом «светильника-одуванчика» возвести монумент «Рождение металла», — говорит Евгений Аркадьевич. — Вроде бы все: и градостроители, и горожане были «за», но дальше одобрения дело не продвинулось. Еще рань- ше предлагал украсить площадь колонной с фигурой ангела. Она тоже не пришлась ко двору. А вот власти подмосковного Одинцово решили иначе. Величественный 30-метровый монумент уста- новили на центральной площади города. Еще один гото- вый для Липецка памятник — ис- торику, краеведу, создателю крае- ведческого музея и первой научной библиотеки горо- да Михаилу Трунову. Несколько десятков лет скульп- тор работал над памятником великому пианисту и педагогу Константину Игумнову, на его родине, в Лебедяни. Проект одобрило руководство Мин- культа, а местные власти заяви- ли автору, что «не хотят лебедян- цы никаких скульптур». Вместе с архитектором Вла- димиром Дмитриевым скульп- тор Вольфсон подготовил гр андиозный про ект реконструкции давно нуждающейся в ней фасадов корпусов и тер- ритории педуниверси- тета имени П.П. Семе- нова-Тян-Шанского, с установкой памятника выдаю- щемуся ученому и государствен- ному деятелю. Мечтает Евгений Аркадьевич и увековечить место, на котором некогда стоял Возне- сенский храм. Памятный знак на- поминал бы и об уничтоженной святыне, и о том, что в церкви, по легенде, венчались Осип Ган- нибал иМария Пушкина—дед и бабушка великого русского поэта. Словом,скульптор,какпрежде, полонтворческихидейипланов. —Хочется, чтобыих по досто- инству оценили не только специ- алисты, но и те, от кого зависит их воплощение задуманного: отцы и матери города, народные из- бранники-депутаты, — говорит ЕвгенийВольфсон.—Яискренне хочу, чтобы Липецк стал не толь- ко административным центром, но и культурной столицей обла- сти. В которой были бы материа- лизованы образы наших замеча- тельных земляков: Ивана Бунина, МихаилаПришвина, Константи- на Игумнова, Николая Басова… Местом для этого своеобразного пантеона выдающимся людям мог быстать стал быбульварВик- тораСорокина. Здесьже могла бы разместиться и площадь худож- ников, с небольшими портрет- ными памятникамиживописцам, прославившим липецкий край, чьи биографии и творчество уже стали историей. Фото из архива Евгения Вольфсона р

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz