Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ослепшей, но властолюбивой матери, татарской Кабанихе, чье единственное развлечение —по- мыкать ненавистной невесткой. Сибирская «робинзонада» Зулейхи (ссыльные в необжитых местах приангарья, поистине, как на необитаемом острове) невыносима. Но до того был до- машний ад. Потом его сменил ад бездомности. Это тупиковая, безнадежная оппозиция: ди- кость против дикости, ад против ада. От кого предпочтительнее зависеть? От Муртазы, что при случае наверняка способен про- цитировать пророка, ни на йоту не усвоив его уроков человеч- ности? Или от упивающегося безнаказанностью гэпэушника Зиновия Кузнеца, что привычно маскирует свое омерзительное нутро лозунгами о «классо- вой борьбе» и «светлом буду- щем»? Мелькнувший в кадре «фотографией на белой стене» вождь ответил бы коротко: оба хуже. Только вот какойпарадокс. Из ада, подчиненного волеМуртазы, нет выхода, нет спасения. Апере- селенческий ад все-таки меняет- ся. Разумеется, онне превращает- ся в рай. Ни мордастый Зиновий Кузнец, ни его холуи-доносчи- ки никуда не делись. Однако в поселке Семрук, построенном действительно золотыми руками мужиков-лишенцев, можно жить и дышать. И даже кружиться в вальсе под популярную до вой- ны пластинку. И даже полюбить красного командира Ивана Иг- натова. И растить сына, который потом, в скрытом пока от тебя будущем, сделается художником. Здесь у Зулейхи и вправду открываются глаза, до того ши- роко закрытые и видевшие не больше, чем заросшие бельмами глаза ее ведьмы-свекрови. Здесь из-под валунов несправедливо- сти, боли, всесилия подлецов пробиваются зеленые побеги человеческой солидарности. И она рассказывает сыну Юзуфу о волшебной птице Симург, до ко- торой можно добраться, преодо- лев безверие, страх и равноду- шие. Такой вот, господа, новый поворот знакомого по советским фильмам и книгам сюжета об освобожденной женщине Вос- тока. Такой вот антисоветский соцреализм. Крохоборы, вперед! Власти редко отличаются гуманностью. Какие бы благо- родные идеи ни владели умами, «верхи» привычно оперируют масштабами и абстракциями сословий, классов, масс, наро- да. Что им отдельный живой че- ловек? Как писал Маяковский: «Единица — вздор, единица — ноль». С высоты грандиозных целей модернизации, инду- стриализации, коллективиза- ции как разглядеть какую-то там Зулейху, прекрасного врача Лейбе, художника Иконнико- ва, что расписал поселковый клуб парижскими пейзажами, научил юного Юзуфа рисовать Признаться, ни смотреть, ни обсуждать «главную премьеру весны» на канале «Россия 1 » мне не очень хотелось. С экранизацией романа «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной все казалось уж слишком предсказуемым. Не только дух и колорит сериала, но и суть неизбежной полемики о нем. Переключая каналы 20 № 59 (26187) С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ Г од 1930-й. Переполнен- ные товарняки везут в Сибирь, в неизвестность, на безлюдные берега Енисея и Ангары ссыльнопоселенцев. По- сле долгой кошмарной дороги людей бросают там на произвол судьбы. Голод, холод, шалаши, землянки, отчаяние. С отцами и матерями терпят лишения и малолетние «классовые враги». Среди пестрого контингента раскулаченных — женщина по имени Зулейха из глухой татар- ской деревни. Зрителям предстоит решить: то ли им показали всю правду без прикрас и умолчаний, то ли максимально сгустили краски и опорочили эпоху великих соци- алистических преобразований. Аудитория резко разделилась. Мгновенно вспыхнули ярост- ные споры. Полярное отношение к сериалу, написал один из ре- цензентов, свидетельствует: гражданская война белых и красных не закончилась. Те- перь ее довоевывают потомки репрессированных и репресси- ровавших. Журналист, однако, не упомянул то обстоятельство, что тогда, в 30-е, судьи могли быстро превратиться в подсуди- мых и попасть на лагерные нары Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Чулпан Хаматова в роли Зулейхи рядом с теми, кому выносили обвинительные приговоры. Так что разобраться, кто чей пото- мок, непросто. Не промолчала и мусуль- манская общественность. Она оскорбилась: неправильно, предвзято изображены татары. Исполнительнице главной роли Чулпан Хаматовой перепало особо. Стать не та, тюбетейка не та, повадки не те. Короче, не наша. К сериалу быстро приклеил- ся титул «скандальный». Пред- положительно, руководство канала и продюсеры удовле- творены. На ТВ «скандал» и «рейтинг» — синонимы. Антисоветский соцреализм Режиссер Егор Анашкин добросовестно снимал антисо- ветское кино. Может, госзаказ выполнял, может, по зову серд- ца. Но все-таки старался быть поосторожнее. Не дай Бог, от- толкнуть от экранов публику, что ностальгирует по Советско- му Союзу и ставит в соцопросах «плюсики» Сталину. Эта осто- рожность привела к любопыт- ному результату. Восемь серий «Зулейхи» не всегда годятся для иллюстрации однозначного те- зиса историков: власть расправ- лялась с «кулаками-мироедами», которые по существу были солью земли, самостоятельными, домо- витыми хозяевами. На нынеш- нем языке их назвали бы успеш- ными предпринимателями. Но домовитый Муртаза, муж и повелитель Зулейхи, не вызывает большой симпатии. Жадный, лютый, сильный, но примитивный зверь. В его доме все пропитано средневековой дикостью. Он подстать своей и прочих обитателей Ноева Ковчега, именуемого Семрук. Стратеги, как водится, по- ручили заботы о маленьких людях исполнителям местного розлива. А если исполнитель оказывается трусом, карьери- стом «зиновием кузнецом», го- товым пожертвовать сотнями человек, лишь бы отрапорто- вать о досрочном выполнении последней директивы? Но в лю- бые времена были, слава Богу, и Егор Трубников, и Иван Иг- натов. Комендант Семрука Иг- натов как будто тоже приучен мыслить необъятными масшта- бами. Женщина признается ему в любви, а он ей втолковывает, что любить должно лишь ве- ликое — революцию, страну. Но на деле костьми ложится, чтобы не дать погибнуть этим «классовым врагам», лишен- цам. Кроме идеи и партбиле- та у него есть совесть, он ее не продаст ни за должность, ни за паек. И низкая душонка, при- способленец Кузнец, пожалуй, не без зависти скажет ему: «На таких людях земля русская дер- жится». Так чуть ли ни нечаянно, словно бы вопреки изначаль- ным намерениям, сериал пере- форматировался. Надо это при- знать, а дальше сколько угодно разбираться, что получилось, что не получилось, где правда, где фальшь. Дальше — флаг в руки любителям ловить авторов на промахах и ошибках, специали- стампо тюбетейками пуговицам. Режиссер Егор Анашкин добросовестно снимал антисоветское кино. Может, госзаказ выполнял, может, по зову сердца. Но все-таки старался быть поосторожнее. Не дай Бог, оттолкнуть от экранов публику, что ностальгирует по Советскому Союзу и ставит в соцопросах «плюсики» Сталину. Эта осторожность привела к любопытному результату. Крохоборы всегда на страже. Когда-то один из них издал це- лый том, собрав в нем все не- точности и накладки из «Сем- надцати мгновений весны». Книжку я прочитал с интересом, но после нее с прежним интере- сом смотрел в десятый или два- дцатый раз легендарный фильм Лиозновой. Я не сравниваю эти два се- риала — старый и новый. «Зу- лейха» — отнюдь не шедевр. Но со всеми своими огрехами фильм стоит дюжины детекти- вов и мелодрам на том же канале «Россия1». А потому у меня нет желания судить ее по гамбург- скому счету. Фото с сайта Youtube.com
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz