Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ПЕС. НОС. ИЗНОС Тенденции ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 12 №59 (26187) Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и «Российской газеты» Московскому метрополитену 85 лет. Овчаркам на станции «Площадь Революции», которую открыли в 1 93 8 -м, чуть меньше. И они неплохо сохранились. Есть одно «но». Точнее, четыре носа. Артем Локалов П отереть нос овчарке на одной из самых необыч- ных станций московской подземки — давняя традиция. Сначала так делали студенты перед экзаменом — на удачу. Потом все москвичи. Теперь активно натирают «овчарочий» нос и туристы. Он так отполи- рован, что, кажется, в нос можно смотреться, как в зеркало. Шут- ки шутками, но год назад Му- зей архитектуры имени Щусева всерьез забеспокоился: бронзо- вые пограничные собаки могут остаться с носом. Точнее, без него. Традиция есть традиция Музей призвал Московский метрополитен и Департамент культурного наследия Москвы «защитить скульптуры от ванда- лизма», а москвичей и гостей го- рода — «уважительно относить- ся к произведениям искусства — ведь каждое прикосновение наносит скульптурам непопра- вимый урон». Но носы продолжают нати- рать. Небольшую передышку ов- чарки получили только сейчас: из-за карантина пассажиров в метро стало меньше. — Не слышал, чтобы где-то вводились запреты тереть нос бронзовым скульптурам. Пусть и у нас продолжают трогать носы овчаркам. Традиция хорошая — так народ хоть что-то узнает о своей истории, а то в основном сейчас интересуются зарубеж- ным кино, играми, — говорил журналистам народный худож- ник России Дмитрий Тугаринов. А теперь мы связались со скульптором Петром Манизе- ПРОВАЛИВШИЙСЯ ДОМ Станции «Боровицкая» в сле- дующем году будет 35. Она часть основного пересадочного го- родского узла. А еще с ней связана одна из главных городских легенд. В центре Москвы перепле- тены и конструктивистская «Библиотека имени Ленина», и неброский «Александровский сад», и помпезная «Арбатская», и характерная «Боровицкая», оформленная белым мрамором и красным кирпичом. Это — отсыл к Московскому Кремлю, который известен и белокамен- ным, и краснокирпичным. Таинственный особняк Дом из красного кирпича, по легенде, обнаружили, когда строили «Боровицкую» — на глубине шести метров. Будто бы он был цел и невредим, а внутри даже сохранилась утварь. Прав- да, ни одной фотографии дома или интервью рабочих Метро- строя по этому поводу до нас не дошло. А вот художник Иван Николаев спускался в подземе- лье, когда «Боровицкой» факти- чески не существовало. — Дом? Возможно, он и был, но я его не видел, хотя мы спускались в тоннель вместе с архитектором станции Львом Поповым, когда она строи- лась, — рассказывает Иван Ва- лентинович. — Родственники моей жены — геологи. Так вот они говорили, что под Моск- вой столько тоннелей и дырок проделано, что такой дом впол- не мог провалиться в это про- странство. Льва Попова не стало еще в 2008-м. Возможно, он мог что-то знать. Но странно, почему ни- чего от того дома не осталось в музеях. Спросить, судя по всему, уже некого. В Интернете много рассказов, что метростроевцы, находясь рядом с этим домом, чувствовали себя некомфортно. Поэтому загадочную постройку из кирпича — опять же, по ле- генде — разобрали и вывезли на свалку. А Иван Николаев продол- жал творить на «Боровицкой» — тоже из кирпича. «Между про- чим, мы использовали кирпич из той самой глины, которая применяется для реставрации стен Кремля», — замечает он. Древо народов Под сводами в кирпичной кладке разбросаны небольшие глиняные изразцы, на которых можно увидеть разные сюжеты— «чудо Георгия о змии», букет цве- тов, парочка в окошке, древний корабль и корабль космический. Древность на «Боровицкой» переплелась с перестроечной современностью. Тут есть и май- оликовый Ленин, и древний Бо- ровицкий холм с башнями. — «Боровицкая» стала пер- вой станцией, над которой я работал, — говорит Иван Нико- лаев. — Согласился, очевидно, из-за своей беспечности, хотя мне говорили, что ничего не по- лучится, что заклюют согласо- ваниями. Но он сработался с архи- тектором Поповым. Получился союз — и человеческий, и твор- ческий. «Боровицкая» же стала лебединой песней Советского Союза. А символом его — «Дре- во народов», произрастающее из Кремля, из Боровицкого холма. — Там, на «Древе», я изоб- разил образы людей, живущих в союзных республиках. Это аб- страктные образы, в отличие, например, от портретов людей XIX века на другой станции этой линии, оформлением ко- торой я занимался, — «Отрад- ное». Ну а «Древо народов» на «Боровицкой» — по-моему, хорошая память большому от- резку жизни нашей страны, — говорит 79-летний Иван Ни- колаев. Кроме изображений пред- ставителей союзных республик, здесь есть Кремль и хлебное поле. Так строгая, на первый взгляд, станция хранит множе- ство трогательных моментов. Просто многие их не замечают — «Боровицкая» одна из самых загруженных станций, и смот- реть здесь по сторонам времени, как правило, нет. Придумывая «Древо наро- дов», Николаев размышлял и о своих корнях. Его бабушка — Зинаида Серебрякова, известная художница, картины которой знают во всем мире. —Возможно, мое творчество в чем-то и перекликается с ее произведениями, — признается Иван Николаев. — В свое время Никита Хрущев сделал метро в Москве чисто утилитарным, вне традиции, где каждая станция становилась дворцом под землей и подсознательно воздействова- ла на пассажиров. Эстетически и духовно. Я рад, что не испугался ступить на этот путь, и «Боро- вицкая» тоже стала одной из та- ких станций. в московском метро — к удаче Считается, что потереть нос бронзовой овчарке ром. Под руководством его деда — Матвея Манизера — изготав- ливались монументы для стан- ции «Площадь Революции». Матвей Генрихович—народный художник СССР, лауреат трех Сталинских премий—и его кол- лектив создали эти памятники. В 1941-м, когда казалось, что Москва будет сдана немцам, а метро — затоплено, скульптуры погрузили в вагоны и отправи- ли в эвакуацию. Такова одна из версий. — Могу с этой версией по- спорить, — говорит Петр Отто- вич. — Не располагаю фактами, что все скульптуры были де- монтированы. К тому же в до- военные времена все они были сделаны из гипса. Просто не было такого количества брон- зы, чтобы изготовить столько скульптур. Как живые Всего их на станции 76. И бронозовыми они стали, по словам Петра Манизера, в 1948- 1949 годах. При этом по проекту архитектора станции Алексея Душкина, изначально в арках должны были быть не скульпту- ры, а рельефы. — Руководство и совет безо говорочно приняли эту работу. Я не мог больше влиять на вая- телей, начальников. Иморально проиграл. При открытии при- был Сталин. Одобрил. Ходил быстро вокруг скульптур и го- ворил «Как живые! Как живые!» с грузинским акцентом, — за- писал Душкин в своем дневни- ке, выдержки из которого при- водятся в фильме Елизаветы Листовой «Советская империя. Метро». К обычаю натирать нос бронзовой овчарке внук знаме- нитого скульптора относится снисходительно. — Ко мне обращались из метрополитена по поводу ре- ставрации морд собак, которые «зализали» до невозможности, — рассказал Петр Манизер. — Заходила даже речь о возможной замене фигур собак. Но если ис- ходный материал по некоторым скульптурам станции у меня есть, то именно по собаке — как раз нет… Матвей Манизер работал над скульптурами не только на на станции «Площадь Револю- ции», но и, например, на стан- ции «Партизанская», которую украшают фигуры партизан Зои Космодемьянской и Мат- вея Кузьмина. При этом «Пар- тизанской» она стала только в 2005-м, до этого именовалась «Измайловским парком» и «Из- майловской». А жена Матвея Манизе- ра — Елена Янсон-Манизер — оформляла удивительные барельефы со спортсменами на станции «Динамо». Они тоже притягательные. Но, в отличие от носа овчарки, дотянуться до них не получится. Фото РИАНовости
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz