Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
«ТРУБАЧИ»РОДИЛИСЬ, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ, ВПОДСОЗНАНИИ, ИДЕЛАЛЯ ВОВСЕНЕ СИМВОЛ ЭПОХИ, АСКУЛЬПТУРУ, КОТОРАЯ ПРОСТОНАВЯЗЫВАЛАМНЕ СВОИРЕШЕНИЯ. ИКТОЭТИ МУЗЫКАНТЫ— БЕЛЫЕИЛИ КРАСНЫЕ — ЯНЕ ЗНАЛНИ ТОГДА, НИСЕЙЧАС. КОГДА РАБОТАЛНАДМОНУМЕНТОМ, ОБЭТОМВОВСЕНЕДУМАЛ, АДУМАЛОТРАГЕДИИ БРАТОУБИЙСТВЕННОЙВОЙНЫ, ГДЕНЕМОЖЕТ БЫТЬОДНОЙ ПРАВДЫ Александр Вагнер Помним ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 26 №56 (26184) ФАНТАЗИЯ ДЛЯ МЕДНЫХ ТРУБ РАБОТАМИ КАЖДОГО БОЛЬШОГО МАСТЕРА КТО-ТО ВОСТОРГАЕТСЯ, А КТО-ТО КАТЕГОРИЧЕСКИ ИХ НЕ ПРИЕМЛЕТ. НЕТ ТОЛЬКО РАВНОДУШНЫХ. ВОИСТИНУ, НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО — НЕ ТО, ЧТО ВИДИШЬ, А ТО, ЧТО ЧУВСТВУЕШЬ. СКУЛЬПТОРА АЛЕКСАНДРА ВАГНЕРА НАЗЫВАЮТ ОДНИМ ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ «ЛИЦА» СОВРЕМЕННОГО ЛИПЕЦКА, КОТОРОЕ СДЕЛАЛО НАШ ГОРОД УЗНАВАЕМЫМ. СЕГОДНЯ, 13 МАЯ, НАРОДНОМУ ХУДОЖНИКУ РОССИИ МОГЛО БЫ ИСПОЛНИТЬСЯ 70 ЛЕТ. Александр Гришаев От идеи и модели в гипсе до воплощения в полном размере (высота композиции 360 санти- метров — А.Г.) прошло 14 лет. На привычном месте — улице Ленина, напротив дома Губи- на, памятник с несколькими названиями открыли к юбилею революции в 1987 году. Год спу- стя «Трубачи» принесли Вагне- ру диплом Академии художеств СССР. А для авторской копии скульптурной композиции на- шлось место в коллекции Тре- тьяковской галереи. Пришел солдат с фронта Еще одно известное творе- ние скульптора с лаконичным названием «1945» (другое назва- ние — «Мир» —А.Г.), созданное к 60-летию Великой Побе- ды, также нарушает при- вычные каноны монумен- тальных работ на эту тему. Памятник работы Вагнера не столько о войне, сколь- ко о завоеванном великой ценой мире. Эту идею он раскрыл через образ вер- нувшегося с фронта мо- лодого солдата, бережно раз- резающего каравай хлеба. — Для меня было принци- пиально важно сделать солдата без оружия. Показать человека в его изначальном качестве. Не воина, а созидателя, — объяснял свое решение автор композиции. Изначально памятник воину-освободителю уста- новили в неприметном скверике в начале про- спекта Победы. А потом пере- несли его к центральному входу в одноименный городской парк, где он стоит и поныне. — В творчестве Александра Евгеньевича удивительно гар- монично сочетаются сильное интеллектуальное и чувствен- но-пластическое начало, — го- ворит искусствовед Татьяна Нечаева. — Его работы умны. Ему было интересно делать ал- легорические композиции, во- площавшие свойственные его мировоззрению философские понятия. В любом жанре он был предельно лаконичен. Создан- ная им форма очищена от всего, что не играет роли в решении образа. Благодаря этому она и становится самодостаточным знаком-символом. В память о мастерах В Липецке и области уста- новлено около двух десятков монументов Александра Вагне- ра. В их числе скульптурная композиция «Первостроители» на площади Плеханова и релье- фы постамента памятника Пет- ру Великому в областном цен- тре, памятники Горькому в До- бринке и Бунину в селе Озерки Тербунского района. Одну из последних работ — военно-ме- мориальный комплекс, посвя- щенный 70-летию Победы и началу Елецкой наступательной операции, — открыли за год до смерти скульптора. Компози- ция «Знамя Победы», состоя- щая из фигур пяти воинов, рас- положилась на Казинской горе у въезда в Город воинской славы Елец. Александр Вагнер месяц не дожил до своего 66-летия. Спустя три года после смерти Липецк украсило еще одно его творение. У дома-музея ху- дожника Виктора Сорокина, на бульваре имени живописца, во многом благодаря старани- ям предпринимателя-мецената Александра Назарова откры- ли памятник с названием «Ху- дожник». Ее скульптор Вагнер когда-то посвятил своему другу. Ажурная конструкция с палит- рой, мольбертом и кистью в ру- ках мастера у распахнутого окна создает иллюзию света, кото- рый дарил своим творчеством Сорокин. Фото Николая Черкасова ЭТО ИНТЕРЕСНО На открытии одной из выставок Александра Вагнера завотделом скульптуры «Третьяковки» предположила, что он может быть родственником известного немецкого композитора Рихарда Вагнера. Сам скульптор прокомментировал это предположение так: «О своих предках по отцу я знаю, что основатель фамилии появился в России гораздо раньше, чем родился композитор — в Екатерининские времена. Он был механиком, мой дед был инженером-химиком, а его отец — начальником железнодорожного узла. Вот если бы я был, например, Роденом, может, и занялся бы составлением генеалогического древа. Но поскольку с композитором Вагнером у нас разное поле деятельности, мне достаточно того, что в школе приятели для разнообразия звали меня то Вагнером, то Бетховеном, то Моцартом». «Медные трубы» — одна из визитных карточек скульптора Н екогда посетившего Ли- пецк питерского путе- шественника и писателя АнатолияШиманского, челове- ка видевшего сотни памятников в десятках стран мира, в городе металлургов поразили два. Ста- ринная стела Петру Великому на Петровском спуске и скульп- турная композиция на улице Ленина. Первая, по словам пи- лигрима из Северной столицы, произвела на него впечатление своей, явно опередившей вре- мя установки формой, а вто- рая — глубоким содержанием. Шиманский просил меня ор- ганизовать встречу с автором монумента, на которую тот со- гласился без лишних слов. В мастерской Вагнера они обща- лись почти три часа. «Редко где встретишь такого одновременно талантливого, умного, эрудиро- ванного, приятного в общении и при этом самоирочничного человека», — резюмировал пу- тешественник после знакомства со скульптором. Красные или белые? Монументальна композиция «Трубачи», она же «Медные тру- бы», она же «Интернационал», в обывательской среде счита- ется самой значимой работой Вагнера. Поистине культовым в конце 80-х годов прошлого века стал памятник для, как то- гда говорили, «неформальной» липецкой молодежи. Площад- ку, ставшую традиционным местом тусовок хиппи, панков и рок-музыкантов, в память о битловском альбоме они окрестили «Пеппером». А на барабане регулярно стали пи- сать название ливерпульской четверки. У липчан появилось даже несколько связанных с па- мятником городских легенд. То, что «годной» компози- цию признала именно моло- дежь, совсем не случайно. Ведь сам Александр Вагнер приду- мал ее студентом второго курса Московского художественного института им. В.И. Сурикова. Кстати, на одной из выставок автор удостоился за «Трубачей» премии в 800 рублей — суммы в середине 70-х годов весьма со- лидной даже для преподавателя вуза. — «Трубачи» родились, что называется, в подсознании, и делал я вовсе не символ эпохи, а скульптуру, которая просто навязывала мне свои реше- ния, — вспоминал годы спустя скульптор. — И кто эти музы- канты — белые или красные — я не знал ни тогда, ни сейчас. Когда работал над монументом, об этом вовсе не думал, а думал о трагедии братоубийственной войны, где не может быть одной правды. Александр Вагнер — автор знаковых для Липецка скульптур
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz