Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Вернисаж 27 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 06 / 05 / 20 Н а хранящихся в музейных фон- дах полотнах участников Великой Отечественной войны, не оказа- лось ни одной батальной сцены. Ни взрывов снарядов, ни искорежен- ных танков, ни истекающих кровью бой- цов. Сплошь мирные пейзажи средней полосы России, яркие натюрморты и ис- ключительно символичные изображения войны как страшной беды для каждого человека. К 9 Мая экспозицию музейщики под- готовили и в год 75-летия Великой По- беды. По известным обстоятельствам липчане смогут увидеть ее уже после праздника. А мы накануне Дня Победы, решили рассказать о двух участниках юби- лейного вернисажа—совершенно разных по стилю художниках с удивительно схо- жей фронтовой судьбой. Оба родились в 1926 году, а через 18 лет, в 1944, оказались на фронте. Оба воевали в стрелковых пол- ках 3-го Белорусского фронта в Восточной Пруссии. Оба в победном, 1945-м, были тяжело ранены под Кенигсбергом… Война как сюрреализм …Сумерки. На фоне полыхающего за- рева от опускающегося за горизонт солнца тощая корова с огромными печальными глазами. Стоящая перед ней на коленях женщина. Рядом девочка. В большом ват- нике, скорее всего, с отцовского или плеча старшего брата, и с маленькой кружкой в руках. Таков незатейливый сюжет до боли пронзительной картины Василия Шев- ченко «Молоко войны»… Василий Иванович, считай наш зем- ляк. Родился в селе Колыбелка, ныне Лис- кинского района Воронежской области, в многодетной крестьянской семье. В се- редине 1930-х годов в деревню на этюды приехал воронежский художник. Он про- будил у деревенского мальчишки интерес к визуальному изображениюмира. Художественного образования Шев- ченко не получил. Учился в железнодо- рожном училище, а в 1941 году, при при- ближении фронта к станции Лиски, был эвакуирован в Свердловск. 5 декабря 1943 года принял присягу в школе младших командиров, где обучался стрелковому делу. После окончания уче- бы был отправлен на фронт. Участвовал в боях 3-гоБелорусскогофронта вВосточной Пруссии. Воевал честно, отважно. Незадолго до окончания войны, 23 января 1945 года, на подступах к Ке- нигсбергу гвардии старший сержант Шевченко был тяжело ранен. Разрывная пуля разворотила голень левой ноги. Он долго лечился и вновь учился ходить во многих госпиталях страны. В одном из них встретил и День Победы. Домой в Лиски в 1949 году Шевченко вернулся инвалидом второй группы, а через год вместе с родителями переехал в Липецк. Здесь он устроился художни- ком-оформителем на ферросплавном заводе, позднее — в трамвайном управ- лении. После трудился в художествен- но-производственных мастерских худо- жественного фонда. Выйдя на пенсию, занимался исключительно творчеством. Тема войны всегда была для художни- ка одной из самых острых, но при этом принимала и самую зашифрованную, иносказательную форму. Наиболее зага- дочные, так до конца и не прочитанные современниками образы на его карти- нах, которые относят к жанру примити- визма и даже сюрреализма, скорее всего, из тех страшных военных лет. – Василий Иванович оставил после себя более семи тысяч эскизов и картин, — говорит вдова художника, Таисия Фи- липповна. — Из них непосредственно войне, которую он видел своими глазами, посвящено, наверное, не более пяти. В их числе и «Молоко войны». Подобные работы он обычно создавал коДнюПобеды.На этихполотнах действи- тельно не увидишь полей сражений. Герои работ — простые, мирные люди, на долю которых выпало ничуть не меньше горя и страданий, чемтех, кто сражалсянафронте. Сам же он каждый год 9 Мая надевал свои ордена имедали ишел на площадь Героев. Это был единственный день в году, когда Василия Ивановича можно было увидеть с фронтовыми наградами, среди которых была и главная солдатская на- града — медаль «За Отвагу». Всю жизнь он хранил и военный билет как самый дорогой и важный документ. Операции под общим наркозом, ко- торые ему делали на протяжении четырех послевоенных лет, способствовали разви- тию ишемической болезни, вылившейся впоследствии в два обширных инфаркта. 22 февраля 1997 года Василий Шевченко ушел из жизни. Радость бытия Ныне здравствующий патриарх ли- пецкого изобразительного искусства Виктор Слушник родился 16 июня 1926 года на станции Раздельная Одесской об- ласти. «Учебку» прошел в артиллерий- ском военном училище в Красноярске. Талантливому юноше предлагали остать- ся в нем в качестве художника, он предпо- чел глубокому тылу передовую. В самом первом бою под Кенигсбергом шедший за «сорокопяткой» Слушник наступил на немецкую мину. Санитары доставили новобранца в медсанбат, где врачам пришлось ампу- тировать ему ногу. Затем был госпиталь в Каунасе и эвакуация в Читинскую об- ласть, где он пробыл до конца войны. Спустя пять лет Виктор Петрович окончил Одесское художественное учи- лище, а затем Рижскую академию ху- дожеств. С 1959 года художник живет и работает в Липецке. Город знамени- того на всю страну металлургического гиганта сразу влюбил в себя молодого дипломированного живописца. В тече- ние двух-трех лет он создал самые из- вестные свои индустриальные полотна. Не оставила равнодушным Слушника и особая краса среднерусских полей, лесов и рек. «Красивый край! Природа улыбается. Как можно не восхищаться ею?» — гово- рит мастер. Именно в Липецке окончательно сло- жился как художник, главным жанром творчества которого стал пейзаж. Специа- листы отмечают особенность его работ — ощущение тишины под мирным небом. Альбом артиллериста Слушника с зарисовками военного времени после ранения был потерян. А в мирное вре- мя произведений на эту тему, так же как Шевченко, Виктор Петрович практиче- ски не писал. — Природа на моих картинах — это своеобразная антитеза войне, ведь нет ничего более жизнеутверждающего и ценного, — говорит живописец. —Если у человека нет времени на то, чтобы полю- боваться небом, восходом солнца, красо- той леса, — то для чего он вообще живет? Именно этот жанр—пейзаж, лучше всего передает человеческие эмоции. В зависи- мости от состояния души я могу написать картину одними, а могу совершенно дру- гими красками. Накануне Дня Победы мы от души желаем заслуженному художнику Рос- сии, кавалеру ордена Славы III степени Виктору Петровичу Слушнику здоровья и свойственного ему жизнелюбия еще на многие годы. Фото Ольги Беляковой и Николая Черкасова. СОЛДАТЫ, ЧТО РИСУЮТ МИР Начав несколько лет назад отбирать картины для первой выставки работ липецких художников-фронтовиков ко Дню Победы, сотрудники областного художественного музея едва не отказались от этой затеи. Александр Гришаев ПРИРОДА НА МОИХ КАРТИНАХ — ЭТО СВОЕОБРАЗНАЯ АНТИТЕЗА ВОЙНЕ, ВЕДЬ НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕГО И ЦЕННОГО Виктор Слушник Картина «Молоко войны» была написана спустя 45 лет после Дня Победы Самоучка Василий Шевченко тоже любил природу Профессионала Виктора Слушника вдохновляли среднерусские пейзажи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz