Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ № 5 1 (26179) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» И шанс ему для этого дает в пер- вую очередь культура. Неслучайно бойцы Великой Отечественной так встречали на передовой Клавдию Шульженко и Лидию Русланову. Спасибо замечательному драматургу Виктору Сергеевичу Розову: заголовок этих заметок я осмелился позаимствовать у него. Фронтовик, инвалид, он знал цену радости, когда всем смертям назло душа распрямляется, освобождается от трево- ги, пусть и совсем ненадолго. Радуемся, отвлекаемся от повседнев- ных тягот мы, конечно, по-разному. Ко- му-то нужны комедия «Яйца судьбы», Петросян и Стас Михайлов, пошли им Бог здоровья. А кому-то поддержкой ста- новятся стихи Пушкина в исполнении Сергея Юрского и Константина Райки- на, фильмы Тарковского и 9-я симфо- ния Бетховена с ее финальной «Одой к радости». О вкусах не спорят. Или, что то же самое: каждому свое, лишь бы сработало. Правда, цицероновский девиз «Каждому свое» красовался у входа в Бухенвальд. Так ли уж он безобиден, господа, если речь идет о культуре? Упражнения в бессмысленности Здесь стоит, по-моему, прислушаться к крупному французскому философу Фи- липпу Серсу. Он ученый человек, знаток древнерусской иконописи и новейшего авангарда. Но и у него есть соображения, доступные и полезные для нас, профанов. Он призывал отделить традицион- ную, укорененную в библейской почве, в народном опыте культуру от культуры порноса и смерти. Последняя, считал он, связана с идеей купли-продажи, побу- ждает отворачиваться от животворного источника, от самой жизни, переклю- чает людей на преходящее, пустое, де- структивное. Она толкает к разрушению и саморазрушению, отказу от бескорыст- ной готовности дарить любовь. О разрушительной ее подоплеке по- требитель не подозревает. Ему кажется, что это просто такое развлечение —пош- лый анекдотик, «ужастик», да хоть стрип- тиз. Эти забавы не обременены никакими смыслами? Так оно и хорошо. Получать удовольствие легко, не задумываясь, — чего еще-то надо? Спустимся, однако, с космических философских высот на землю. Оставим пока в стороне высшие смыслы и духов- ные ориентиры. Поговорим о смысле того, что вырывается и несется по миру с телеэкранов. К примеру, о песнях на чужом языке. Их никто никогда не переводит для пуб- лики. В оперных театрах «Кармен» идет на французском, «Волшебная флейта» — на немецком, «Риголетто» — на ита- льянском. Но вам вручают либретто, где пересказываются даже ключевые арии и дуэты. А о чем там поют Элтон Джон и Мадонна? Да и талантливые русские ребятишки на конкурсе «Голос. Дети» сплошь и рядом шепчут или выкрики- вают в микрофон то по-английски, то по-испански, опять же, без перевода. Мо- жет, телевизионщики уверены, что у экра- нов сидят исключительно полиглоты? Или им неважно, если для большинства песня превращается в набор загадочных или, грубо выражаясь, бессмысленных звуков? Ничего страшного? Хватит с вас, любезные, и одной музыки? А вдруг они правы? Разве отечествен- ная попса не бывает такой же невразуми- тельной? Слова вроде все знакомые, а о чем речь, черт его знает. Лет десять-двенадцать назад писа- тель Дмитрий Быков попробовал было разобраться о чем. И констатировал аб- солютную безъязыкость, абсурдность и бессодержательность репертуара обо- жаемых звезд. Кстати, название его статьи перекликается с диагнозом Фи- липпа Серса: «Мертвые слова, или Ад вручную». Он цитировал то Рому Зве- ря: «Вчерашний вечер. Из подворотни. На все согласен. Спасаться нечем. И я охотник, и я опасен. И очень скоро. Еще минута, и доверяю. И мухоморы, конеч- но, круто, но тоже вряд ли». То Диму Билана: «Ты свободна вполне, и не надо вдвойне». То Глюкозу: «Места я не нахо- жу себе. Стопудово — я, наверное, стра- даю по тебе, я просто никакая. Что-то дернуло меня тебе сказать: «Не пошел бы ты на буковок на несколько опять?» От кайфа улетаю». Так что любимцы народа народу жа- ждали поведать? По Быкову, ничего. А Михаил Задорнов наверняка прокоммен- тировал бы этот бред под музыку своей коронной фразой: и чем это они все об- курились? Либо мухоморов отведали? Ну, если у Элтона Джона тексты его шлягеров того же сорта, к чему их переводить. Тогда что Рома Зверь, что Элтон Джон—одного поля ягоды. И мухоморы собирают на одной полянке. А их попса — культура порноса (порнос, между прочим, по-рус- ски означает продажу товаров, женщин, рабов). Возможно, я зря обижаю зарубеж- ных звезд. Возможно, они поют о чем- то хорошем, красивом и поэтичном. Вообразите, сколько потеряли бы ино- странцы, не зная переводов «Темной ночи», «Нежности», «Дня Победы» или совсем уж непритязательной «А у нас во дворе». Берегите вундеркиндов! Маленькое потрясение последней недели. На красном диване рядом с Максимом Галкиным сидит пятилетняя эрудитка. Она буквально по двум тактам угадывает любой хит. «Стоп! — кричит. — Это «Ксюша, Ксюша, Ксюша, юбочка из плюша!» Или: «Морская черепашка по имени Наташка!» Галкин, глянув на гордую мамашу вундеркинда, спрашива- ет, откуда у малышки эти энциклопеди- ческие познания в области попсы. А от автомобильных прогулок с родителями. В дороге счастливое семейство наслажда- ется Аленой Апиной, Ольгой Бузовой, группой «Серебро». Белокурая умненькая головка забита десятками забытых, полузабытых и от- носительно свежих шлягеров. У девчуш- ки завидный слух, редкая память. И все это ради того, чтобы она, не дослушав вступления, весело узнавала «шедевры» Кати Лель или Леры Массквы. А теперь, наверное, еще и Монеточки. Медики вовсе не в шутку советуют будущим мамам: чаще включайте Мо- царта и Чайковского. Не ограничивайтесь детскими песенками, настраивайте ухо и душу ребенка на классику. Это принесет поразительные плоды. Из личных наблюдений. Моя восьми- летняя внучка обожает «Лунную сонату», а ее трехлетний брат —Баха. Из-за разни- цы во вкусах они даже ссорятся. Нет, они не вундеркинды. Просто родители помо- гли им вовремя встретиться с настоящей музыкой. Кудрявой участнице телешоу повезло меньше. Ее мама с папой родом из девяностых или начала нулевых. Этим все сказано. Вряд ли они хотя бы раз включили ка- нал «Культура». Не говорю даже о транс- лирующихся по нему концертах пиани- ста Бориса Березовского или Венского филармонического оркестра. Они навер- няка пропустили и великолепный вечер Евгения Дятлова, исполнявшего русские романсы в зале Чайковского. То, что для кого-то было событием, для пятилетней поклонницыБузовой прошло мимо. Ско- рее всего, навсегда. В тот же день, в то же самое время, когда на Первом шел очередной выпуск программы «Лучше всех!», где Галкин вос- хищался этой девчушкой, на «Культуре» в прямом эфире выступали музыканты и артисты экстра-класса. Большой театр был пуст — ничего не попишешь, коро- навирус. Рабочие сцены в медицинских масках после каждого номера дезинфи- цировали клавиши рояля, меняли ми- крофоны. Юрий Башмет с дочерью играл «Размышление» Масне. Сергей Гармаш читал стихи Евтушенко. Тамара Гвердци- тели пела пахмутовскую «Как молоды мы были». И даже Дима Билан, слава Богу, выбрал не канувшую в Лету «Ты свободна вполне, и не надо вдвойне», а, считайте, уже классику нашей эстрады— «Не отре- каются, любя». И те, кто не причисляет себя к его фанатам, отдали ему должное: выходит, есть у этой попсовой, как будто стопроцентно отформатированной звез- ды и голос, и вкус, и мастерство. Концерт под девизом «Мы вместе» посвящался медикам, что сражают- ся сегодня с невидимым убийцей. Ни Первый канал, ни НТВ, ни ТВЦ ничего подобного не предложили. У «Культу- ры» немало заслуг. Но эта передача бу- дет вписана в хронику канала отдельной строкой. В сущности, повторен опыт фронтовых бригад, даривших свое ис- кусство солдатам между боями. Врачи и медсестры сейчас те же солдаты. И им гораздо нужнее такая музыка, такие пес- ни, такие стихи. А не абракадабра Кати Лель: «Попробуй, ммуа, ммуа, попробуй, джага, джага, попробуй, (чмок, чмок), мне это надо». Когда приходит час ис- пытаний, нас спасает культура жизни, а не культура бессмыслицы, пустоты и разрушения. Фото с сайта wikipedia.org Не думаю, что найдется много желающих поспорить с Маяковским. Наша планета для веселья, и правда, мало оборудована. Но человек все равно хочет радоваться. Даже посреди войн, катастроф, пандемий. В ПОИСКАХ РАДОСТИ Филипп Серс призывал отделить традиционную, укорененную в библейской почве, в народном опыте культуру от культуры порноса и смерти. Последняя, считал он, толкает к разрушению и саморазрушению, отказу от бескорыстной готовности дарить любовь. Филипп Серс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz