Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Интервью 12 № 5 1 (26179) Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и газеты «Известия» С крипач и дирижер Влади- мир Спиваков уверен, что исполнителей и коллектив ждет снижение гонораров, билеты будут продаваться хуже, но тяга людей к живой музыке не умень- шится. Об этом народный артист СССР, президент Московского международного Дома музыки рассказал в разгар онлайн-фе- стиваля «Владимир Спиваков приглашает... к экрану». Маэстро лично подобрал программу из лучших записей Национального филармонического оркестра Рос- сии и «ВиртуозовМосквы». Оркестр на «удаленке» — Владимир Теодорович, где вы сейчас живете и чем занима- етесь? — С самого начала самоизо- ляции мы с Сати (Сати Спива- кова — актриса, жена дириже- ра) живем в нашей московской квартире, поскольку у нас ни- когда не было загородного дома. Я немножко играю, чтобы дер- жать себя в форме, разучиваю новые произведения, работаю над монтажом записей, которые были сделаны ранее. Объясняю звукорежиссеру по телефону, чего бы я хотел: здесь динамика не та, там не проявлен важный голос в оркестре... Вот такие вещи, очень тонкие. Что удивительно, когда мы с вами говорим, за окном «бушует снежная весна» —прямо по Бло- ку. Это, конечно, поражает. —Какое у вас настроение? Тя- жело дается сидение дома? — Я вообще ценю одиноче- ство. Но отсутствие репетиций и концертов действует на психику угнетающе. Есть много музыкан- тов, с которыми мы общаемся по WhatsApp, —к счастью, я научил- ся им пользоваться. Мы посыла- ем разные вещи друг другу, как смешные, так и философские. Все волнуются, конечно, особенно балетные артисты, по- тому что им сложно в домашних условиях поддерживать форму. Но у нас в оркестре все музы- канты продолжают работать, концертмейстеры следят за тем, чтобы они не забыли свои пар- тии, повторяют с ними трудные места в разных сочинениях. Еще до карантина я сделал для кон- цертмейстеров пометки в нотах. — Концертмейстеры занима- ются с оркестрантами по видео- связи? —Да. Как теперь принято го- ворить, на «удаленке». — Ваш образ жизни изме- нился? Появилась возможность прочитать что-то непрочитанное, посмотреть фильмы, на которые времени не находилось? — Я читаю много разной литературы, смотрю фильмы и, представьте себе, даже сери- алы, на это давно уже не было времени. Последние сериалы, доставившие мне большое удо- вольствие, — «Молодой папа» и «Новый папа» Паоло Соррен- тино. Посмотрел все серии. Для меня это было открытием. Лекарство для души —По вашему ощущению, ста- ло ли за последние годы больше слушателей классической музы- ки? И будет ли эта публика по- прежнему активна после оконча- ния пандемии? — Публики на концертах классики, равно как и на опер- ных и балетных спектаклях, всегда примерно одно и то же количество. Это несколько про- центов от населения страны. Разумеется, в крупных культур- ных центрах и тем более таких мировых столицах, как Моск- ва, ее несколько больше, но в любом случае это несравнимо с аудиторией популярной музы- ки, цирковых представлений, спортивных мероприятий и ки- нотеатров. Хотя, думаю, у кино- театров тоже будут проблемы, потому что многие уже привык- ли смотреть кино дома. — А музыку слушать не при- выкли? Сейчас каждый день он- лайн появляются новые трансля- ции опер, концертов. — Не думаю, что люди отка- жутся от слушания живой му- зыки из-за обилия записей и трансляций. Скорее, наоборот. Потребность в подлинном ис- кусстве только увеличится. Дру- гой вопрос, позволит ли посе- щать концерты классической музыки семейный бюджет? Не знаю... Но для души это совер- шенно необходимо, особенно в сложные времена. — Согласны ли вы, что публи- ка классических концертов стала за последние годы моложе? — Не уверен. Впрочем, мне кажется, в России я вижу все-та- ки меньше седых голов в зале, чем на Западе. Кстати, Нацио- нальный филармонический ор- кестр России многие годы свя- зывают дружеские отношения с двумя ведущими вузами нашей страны: МГУ и МГТУ имени Баумана. Наши концерты там проходят практически ежегодно при абсолютных аншлагах. — Вместо онлайн-трансляций вы запустили фестиваль из ранее сделанных записей — «Владимир Спиваков приглашает... к экрану». Расскажите о выборе программы. Почему решили показать зрите- лям именно эти концерты? — Многие годы в Москве, а также в Перми, Омске, Уфе, Тю- мени, Мурманске и Белоруссии я провожу фестиваль «Владимир Спиваков приглашает». Его на- звание мы и решили использо- вать. А в программу включили ранее записанные в залах Моск- выконцертыНационального фи- лармонического оркестра России и «Виртуозов Москвы», причем не только с моим участием. Они дают довольно полное представ- ление о том, как живут и разви- ваются оба коллектива, каковы наши репертуарные предпочте- ния, круг регулярно приглашае- мых дирижеров и солистов. Я отобрал записи, которые, с моей точки зрения, наиболее полно представляют наши луч- шие концертные программы. Учитывая дефицит радости и уверенности в завтрашнем дне у большинства людей, мы решили сделать акцент на жизнеутвер- ждающем репертуаре —от «Джа- зовой сюиты» Шостаковича до оперных номеров в исполнении восходящих звезд Айгуль Ахмет- шиной и Алана Пингаррона. Естественно, мы не можем пройти мимо такой великой даты, как 75-летие Победы. Для меня это и очень личный празд- ник. Мой отец ушел доброволь- цем на фронт, был ранен, а мама пережила блокаду Ленинграда. Поэтому я с особым внимани- ем подошел к формированию программы 7, 8 и 9 мая. Про- звучат важнейшие произведе- ния Чайковского, Шостаковича и концерт для оркестра Исаака Шварца «Желтые звезды». Обостренные чувства — Поговорим о концертной деятельности после карантина. Что-то изменится или все вернет- ся на круги своя? — Уверен, что жизнь после карантина из-за глубокого фи- нансового кризиса будет совсем другой. Покупательская способ- ность во всем мире снизится, билеты на концерты еще долгое время будут продаваться значи- тельно хуже, чем раньше, фи- нансовые условия выступлений как отдельных солистов и ди- рижеров, так и творческих кол- лективов придется пересмотреть в сторону сильного снижения. Это коснется всех, даже самых звездных исполнителей. —А если кто-то не согласится? — Будут заменены более сго- ворчивыми и менее дорогими ис- полнителями. Придется учиться жить и выживать в новых услови- ях. Я вообще не сторонник заоб- лачных гонораров, и в отношении себя тоже. Никогда не стремился заработать как можно больше. А как президент ММДМ стараюсь контролировать ценообразова- ние. На одном совещании при- звал своих коллег, курирующих аренднуюдеятельность, выбирать тех организаторов концертов, ко- торые не будут заламывать цены на билеты. Формально арендатор может установить любую стои- мость билетов. Особенно любят завышать ее, когда привозят ка- кую-нибудь поп-звезду. Но мне это не очень по душе. — Незадолго до карантина вы открыли Новый зал Дома музыки и в фойе разместили произведения искусства из вашей личной кол- лекции. Не жалко было расста- ваться с ними? — Нет, абсолютно, наобо- рот, я счастлив, что могу поде- литься этой радостью с другими. Произведения искусства пере- носят людей в совершенно иное духовное измерение. Изначально, по указу мэра Москвы, был построен репети- ционный зал, но в итоге он стал многофункциональным. И мне захотелось организовать в фойе современное арт-пространство, поэтому я украсил его действи- тельно замечательными работа- ми разных художников из своей коллекции. — Продолжаете ли вы ее по- полнять? — Сейчас, конечно, нет. По- следнее, что яприобрел,—как раз для Дома музыки: картины «Да будет воля твоя» Александра Мо- чалова и Pas de vagues Гаянэ Хача- турян. Это стоило больших денег. —А почему с тех пор не приоб- ретали новых произведений? —Я в таком же затруднитель- ном финансовом положении, как и все. Не до пополнения коллекции. — Какие работы прямо сейчас у вас перед глазами? — Я сижу в комнате, где у меня небольшая коллекция икон. Это Ветковская ста- рообрядческая иконопись. — Многие люди говорят, что испытания, которые переживает сейчас мир, принципиальноменяют взгляд на вещи, заставляют смот- реть на собственную жизнь иначе. Чувствуете ли вы что-то подобное? — Конечно. Наш подход ко многим вещам изменится. И друг к другу — тоже. Я почув- ствовал обострение своих соб- ственных эмоций. У меня сейчас нервы оголены. —Это хорошо или плохо? — Для искусства — хорошо. — А для жизни, наверное, не очень? —Совершенно верно. Фото Владимира Вяткина «У МЕНЯ НЕРВЫ ОГОЛЕНЫ» Скрипач и дирижер Владимир Спиваков — о карантинных эмоциях, любимых сериалах и счастье живого общения. Сергей Уваров жизнь после карантина будет совсем другой. билеты на концерты еще долгое время будут продаваться значительно хуже, чем раньше, финансовые условия выступлений придется пересмотреть в сторону сильного снижения. Это коснется всех, даже самых звездных исполнителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz