Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
БЛАЖЕННЫ УВЕРОВАВШИЕ Вера ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 10 №51 (26179) Христос Воскресе! Празднование Светлого Христова Воскресения — Пасхи, которое длится 40 дней, продолжается. Сегодня мы подготовили ответы на вопросы наших читателей, касающиеся православных традиций. Почему мы празднуемПасху в воскре- сенье, а не в день воспоминания Тайной Вечери? Тайная Вечеря корнями уходит к иудейской пасхальной трапезе, принадле- жавшей Ветхому завету. Иисус, совершая пасхальную вечерю с учениками, немного видоизменил ее и придал новое содержа- ние. И литургия —не простое повторение Тайной Вечери. Именно после Воскресе- ния Христа и Пятидесятницы эта Вечеря стала уже окончательно новозаветной. Не говоря уже о том, что в чине совре- менной литургии вообще очень мало чего осталось от той самой Вечери, которую Иисус тогда совершил. Конечно, в вашем рассуждении есть определенная логика, и в древней Церкви делались разные акцен- ты, поэтому выделяли и Пасху крестную (Пасху страданий), и Пасху Воскресения. На востоке вМалой Азии Пасху праздно- вали с иудеями 14 – 15 Нисана, в какой бы день недели она ни праздновалась. В Риме и западной части империи в целом было принято ее отмечать в воскресенье, следовавшее после первого полнолуния по весеннем равноденствии, в соответ- ствии с библейскими указаниями насчет ветхозаветной Пасхи. Тогда Пасха хри- стиан неизбежно должна быть позже Пас- хи иудеев. Эта римская традиция окон- чательно возобладала к четвертому веку на первом Вселенском соборе 325 года. Думаю, что не случайно, ибо воскресный день, первый после иудейской субботы, в котором само событие восстания Христа из гроба произошло, сразу для христиан приобрел первостепенное значение. Как писал апостол Павел, «если Христос не воскрес, тщетна и вера наша». Почему у тела воскресшего Христа остались раны? Чтобы показать ученикам, что Он не призрак, не привидение, не бесплотный дух покойника, но воскрес по-настоя- щему, и раны, Ему нанесенные, остают- ся с Ним! И именно с этими ранами Он явился сомневавшемуся Фоме. С другой стороны, Он проходил сквозь запертые Максим Боев, клирик Евдокиевского храма города Липецка двери, был неузнаваемМариейМагдали- ной или двумя путниками, шедшими из Иерусалима в Эммаус, и возносился на глазах учеников, как мы читаем с первых строк Деяний апостольских. Но что есть Вознесение как не продолжение того же Воскресения? С каким-то таинственным невидимым присутствием среди нас, но в видимом же отсутствии. Что из себя представляет праздник Антипасхи? Антипасхой в церковном календаре называется первое по счету воскресенье после Пасхи. Также она называется Фо- миной неделей, или Фоминым воскре- сеньем. В переводе с греческого Антипасха означает «вместо Пасхи» и в своем из- начальном замысле означает не проти- вопоставление главному христианскому празднику, а его повторение и в некото- ром роде дополнение. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют вось- мым днем Пасхи. Цифра восемь сим- волична. Она обозначает восьмой день существования мира (имеется в виду, что сейчас по православным представ- лениям продолжается седьмой день тво- рения мира, в которой Бог почил от дел своих), перед которым будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда — в рай. Кем был апостол Фома? Одним из 12-ти ближайших учени- ков-апостолов Христа. В Евангелии го- ворится о том, что Фома отсутствовал во время первого явления Христа уче- никам после своего воскресения. Когда же Фома пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу пальца моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не по- верю». Отсюда и идет наше знаменитое «Фома неверующий». Спустя восемь дней после Воскре- сения Иисуса Христа его ученики опять собрались вместе в доме, и Фома был с ними. Двери были заперты, так как они боялись иудеев. Как и в первый раз, Хри- стос сказал: «Подай палец твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверу- ющим, но верующим». Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры вскрикивает: «Господь мой и Бог мой!». Христос же говорит ему: «Ты пове- рил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Согласно церковному преданию, в дальнейшем апостол Фома основал хри- стианские Церкви в Палестине, Месопо- тамии, Парфии, Эфиопии и Индии и за- кончил свои дни мученической смертью. За обращение к Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапо- ра (Мелипура) он был заключен в темни- цу и после длительных пыток убит. Почему Антипасха — это Красная горка? Дело в том, что начиная с Фоминого воскресенья в православной Церкви по- сле длительного великопостного переры- ва возобновляется совершение Таинства Венчания. На Руси именно на этот день —Красную горку —приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сва- товства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки). К слову, Радоница и Красная горка — не один и тот же день, более того, у христи- ан они не имеют друг к другу никакого отношения. Почему Иисус Христос учил: «Не суди», а Сам судил? Например, торгующих в храме фарисеев. Вы упускаете важное продолжение той фразы: «…ибо каким судом суди- те, таким будете судимы; и какою ме- рою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 2). Кроме того, Иисус еще заме- чал: «Не судите по наружности, но су- дите судом праведным» (Ин. 7: 24). Вот в этом все и дело — в мере и справедли- вости нашего суда. Судим мы других не- справедливо — и нам этой же мерой от- мерится, когда нас кто-то будет судить, а тем более если перед Богом предстанем. В этом важное для всех предупреждение. Иисус всегда судил справедливо и нас призывает к этому же! Почему женщинам запрещено посе- щение Афона? Никаких рациональных аргументов в пользу такого запрета в принципе быть не может, кроме того, что вот так поста- новили монахи с самого начала, утверди- ли этот монастырский устав и менять его не хотят. Афон не единственное место, впрочем, куда женщин не пускают, — есть еще монастырь преподобного Сав- вы Освященного под Иерусалимом, а в давнюю пору в Византии вообще такой недопуск был обычным явлением. Оче- видно, Богородицу афонские монахи не считают такой же женщиной, как все остальные, — ведь женщины не рождают от Святого Духа. Кстати, обосновывают они это как раз повелением Богороди- цы: «По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона». Фото Николая Черкасова ЕСЛИНЕ УВИЖУНА РУКАХ ЕГОРАН ОТ ГВОЗДЕЙ, ИНЕ ВЛОЖУПАЛЬЦАМОЕГО В РАНЫОТ ГВОЗДЕЙ, ИНЕ ВЛОЖУ РУКИ МОЕЙВ РЕБРА ЕГО, НЕПОВЕРЮ». ОТСЮДАИИДЕТ ЗНАМЕНИТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ «ФОМАНЕВЕРУЮЩИЙ» Чествование Воскресения Христа продолжается до Вознесения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz