Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Такая заявка будет еще успешнее, если до этого вы активно взаимо- действовали с ребенком и вну- тренне уверены, что имеете право на собственное время. Когда ро- дитель убежден в своей правоте, ребенок его слышит. Если выму- чаетесь чувством вины, то ребе- нок сразу почувствует слабину. — На самом деле микрокли- мат в доме зависит от того, в каком состоянии находятся ро- дители. Если взрослые спокой- ны, то и ребенок рядом будет чувствовать себя уверенно. Если родители встревожены, это не- пременно передастся и детям, — уверяет Татьяна Давыдова. Учиться, нельзя бездельничать Ситуация самоизоляции и временного перехода на дистан- ционную форму обучения всех школьников не может не вызы- вать стресс как у взрослых, так и у детей. Это связано с тем, что люди оказались в совершенно новых условиях, с которыми ра- нее не сталкивались. Родителям и близким ребенка важно по- стараться самим сохранять спо- койное и адекватное отношение к происходящему. ДОМА ВСЕЙ СЕМЬЕЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Психология 9 29 / 04 /20 В эти непростые дни больше всего вопросов задают психологам родители остающихся на карантине дошколят и младших школьников. Они озабочены тем, как с пользой для всех проводить время, которого стало слишком много. Ольга Шкатова П о словам педагога-пси- холога центра развития семейных форм устрой- ства, социализации детей, остав- шихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ» Татьяны Да- выдовой, дело доходит то того, что обращающимся на телефон доверия родителям даже прихо- дится напоминать, в какие игры можно поиграть всем вместе, чтобы было интересно и малы- шу, и взрослым без компьютера и гаджетов. Если у вас дошкольник В условиях самоизоляции трудно удержать баланс в дет- ско-родительских отношениях. Жизнь многих родителей, чьи дети еще не ходят в школу, и так мало чем отличается от самоизо- ляции. Папы и мамы проводят дома кучу времени, пытаясь раз- влечь своего настойчивого малы- ша. Вот несколько советов, ко- торые помогут наладить жизнь в семье, когда все постоянно дома. Самое правильное — ра- ботать на опережение и не до- водить ситуацию до капризов. Основная их причина — столк- новение интересов. Ребенок хочет одного, а мама требует другого, и начинается «перетяги- вание каната». Бросьте «канат»: вы взрослый, которому не надо доказывать авторитет, статус и значимость. Перед вами малень- кий ребенок, который не нахо- дит выхода. Не пренебрегайте режимом. Основное условие здоровой психики — режим, когда нерв- ная система малыша точно знает время приема пищи, гигиени- ческих процедур, дневного сна, зарядки и время прогулок. У родителя должно быть вре- мя на себя. Конечно, можно чем- то заняться во время дневного сна ребенка или попозже лечь спать, выкроив время для соб- ственных интересов, но сном лучше не жертвовать: это обер- нется раздражением и накапли- вающейся усталостью. Поэтому в первую очередь нужно изменить отношение к проблеме. Отпусти- те чувство вины по поводу того, что выне испытываете бесконеч- ную радость от общения с ребен- ком: это естественно. У каждого человека, помимо потребности в общении, любви и заботе, есть другие желания и интересы. Обязательно объясните ребенку, когда вы сможете поиграть с ним. СИТУАЦИЯ ВЫНУЖДЕННОЙ САМОИЗОЛЯЦИИ — ЭТО ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ СОВМЕСТНОГО ДОСУГА И УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ Татьяна Давыдова шеклассники вообще понимают всю ответственность перед сда- чей выпускных экзаменов. Млад- шие ученики ходят в школу и по- играть, и пообщаться. Поэтому с ними важен вопрос мотивации и правильной организации дня, чтобы у ребенка был и досуг, и учеба. По мнению психологов, пер- вое необходимое условие, по- могающее поддерживать ощу- щение стабильности у детей, — это сохранение распорядка и соблюдение режима дня. Резкие изменение режима дня могут вы- звать существенные перестрой- ки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу. Режим дня для детей необходимо оста- вить прежним. Ученики начальных классов не всегда чувствуют время и не умеют его планировать. Родите- ли могут помочь ребенку соста- вить план на каждый день, про- говорив с ним накануне вечером дела на завтра. Для наглядности можно со- ставить четкое расписание с рас- пределением времени на учебу и отдых, не забывая про творчество и спорт.Можноначертить таблич- ку с расписанием, когда напротив выполненного дела ребенок сам будет ставить галочку. Оформле- ние такого расписания дети с удо- вольствием возьмут на себя. Очень важно, чтобыу ребенка при обучении были на виду часы, которые быфиксировали оконча- ние запланированного периода. Выполнение заданий и изу- чение новой информации по- лезно разбивать на интервалы по 15–20 минут. А между ними обязательно делать небольшие перерывы, во время которых ре- бенок может заниматься делами по своему усмотрению. Детям важно переключаться с одного урока на другой, отдыхать и обя- зательно бегать. В конце каждого дня обсу- ждайте с ребенком, что полу- чилось, а что пока нет. В этом как раз поможет составленное расписание. На дистанции, но с пользой Старайтесь первое время контролировать и наблюдать за работой ребенка на компью- тере, процессом обучения в целом. Время непрерывной работы за компьютером для младших школьников не долж- но превышать 15 мин. Поэтому необходимо устраивать пере- рывы каждые 15 мин. Очень полезна детям гимнастика для глаз, которая снижает напряже- ние в мышцах. Для продуктивности учебно- го процесса в домашней обста- новке очень важна организация рабочего места и комфортная среда во время уроков. Все, что нужно ребенку для занятий, должно быть в зоне доступно- сти руки, в то время как все, что может отвлекать ребенка, долж- но быть вне рабочей зоны (до- машние животные, работающий телевизор, мобильный телефон и другие гаджеты). Важно уделять время физи- ческой активности. В услови- ях карантина ребенок опреде- ленно будет меньше двигаться. Восполнить этот недостаток можно с помощью зарядки. Очень хорошо это делать роди- телям вместе с детьми. А можно устраивать домашний танце- вальный конкурс или марафон, в котором могут принять участие все члены семьи. Занятия творчеством поло- жительно влияют на эмоцио нальное состояние ребенка. Свободное время дети могут проводить за рисованием, рас- крашиванием, лепкой, констру- ированием и тем, что больше им нравится. — Ситуация вынужденной самоизоляции — это отличная возможность для совместного досуга и укрепления семейных традиций, — убеждена Татьяна Давыдова. — Вовлекайте детей в домашние дела: приготовле- ние обеда, наведение порядка в комнате, разбор вещей или игрушек. Играйте вместе в на- стольные и развивающие игры, смотрите добрые мультфильмы и кино. Помните, что нет ничего дороже совместных воспомина- ний, которые остаются с каж- дым человеком на всю жизнь. Окружите своих детей заботой и поддержкой. Фото Сергея Кожевникова На самом деле микроклимат в доме зависит от того, в каком состоянии находятся родители. Если взрослые спокойны, то и ребенок рядом будет чувствовать себя уверенно. Если родители встревожены, это непременно передастся и детям. Дела закончились? Поиграйте вместе с малышом — Даже если родители не по- казывают свое раздражение, не срываются на ребенке, он все рав- но чувствует состояние его самых близких людей. До подростково- го возраста ребенок имеет с ро- дителями сильную эмоциональ- ную связь, — утверждает Татьяна Николаевна. — Если родители спокойно относятся к дистанци- онному обучению, не ищут вино- ватых в сложившейся ситуации, то и ребенок воспринимает ее как данность на сегодняшний день. Если взрослые считают занятия на удаленном доступе бесполез- ной тратой времени, то и ребенок станет относиться к учебе пло- хо. С младшими школьниками самое сложное —мотивация. Ре- бята постарше понимают, что так сложились условия. Непривычно отвечать домашнее задание по скайпу, но все-такиможно. Стар-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz