Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Ретроспектива 25 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 22 / 04 / 20 ВСТРЕЧА С «YESTERDAY» Казалось, все — они забыты. Оно и время беспощадно. Но вновь взбодрили будни быта Кумиры бывших танцплощадок. Они взошли на сцену гордо, Учитесь — и другим наука! В мажоре вновь звучат аккорды Хранителей живого звука... Владимир Курганников Н есколько лет назад не стало Бабера. По пас- порту он — Александр Бабкин. Талантливый инженер, талантливый художник. Но кол- леги-музыканты и его поклон- ники звали его Бабером. Кто-то когда-то стрельнул в него про- звищем. И, наверное, удач- но — Александр не возражал, а со временем к уличной кличке (или своеобразному псевдони- му) стали относиться с должным почтением и уважением. Последняя песня Нет, конечно же, традици- онная, львиная доля аплодис- ментов и оваций отпускалась всем «виашникам» из группы «Мерцающие звезды», но во- кал Бабера в 70-х — заметное явление. Вспомните — «Сад оранжев, оранжев. . .» Или «Июльское утро» легендарно- го URIAH НЕЕР. Композиция «July Morning» уже сама по себе стала составной частью рок- языка. Но Бабер не подражал, не позировал, пел по-своему — ярко, звонко и убедительно. Дней за десять до его смерти я позвонил ему — пригласил на свой день рождения. Заложил в этот звонок и своеобразную корыстную мечту — собрать «Мерцающих звезд» в кучу и импровизированным мини- концертом — вживую! — то есть без «фанеры», ошеломить всех собравшихся ретро-звуча- нием, ретро-репертуаром, ко- торый и сейчас моден и попу- лярен. И своим словесным по- током, мощно-направленным и искренне-возбужденным, я, кажется, попал в точку — на том конце провода Бабер улыб- нулся (так мне показалось, так мне хотелось, в конце концов, обаятельная улыбка — своего рода визитка Бабера, и с этим согласятся все, кто его знал). Но когда, дождавшись паузы, заго- ворил Бабер, я его не узнал — говорил тяжело, медленно, с придыханием, с постоянными остановками. Поблагодарил за приглашение. Сказал, что прий- ти не сможет, тяжело заболел. Но потом он обязательно споет. И с «Мерцающими звездами», и с другими музыкантами 70-80-х, которые наверняка однажды со- берутся. Не спел... Музыканты собрались — много их пришло попрощаться с ним, но, само собой разумеется, никто не пел. Пребывали в ре- тро— тональности без музыкаль- ной основы. Бередили душу об- рывками воспоминаний и, кому еще позволяло здоровье, алкого- лем. Там же, на похоронах, до- говорились встречаться почаще, только не по такому печальному поводу, и для пущей готовности от души пожелали друг другу и всему человечеству долголетия. Прощались на вербальной ноте, хотя и в миноре. Бодрила лишь память—подбрасывала выбороч- но или наугад фрагменты былого бесфанерно-музыкального про- шлого, которое заводило не одно поколение нашей провинции. «Мерцающие звезды». 1975 г. Александр Ьабкин в центре первого ряда. «Новый электрон», танцплощадка Комсомольского Парка. 1968 г. Панкратов Владимир (барабаны), Казанцев Евгений (гитара,клавиши), Заикин Виктор (бас-гитара), руководитель — Приказчиков Валерий Иванович С помощью ножовки и паяльника, лобзика и молотка мастерили деки и усилители, грифы и динамики. «Фанерой» тогда ни один уважающий себя ВИА не пользовался. Ты помнишь, как все начиналось? Да в а й т е и мы с о в е р - шим экскурсию в 70-80-е, которые не отпускают. Ко- торые и в г уще прожито- го имеют свои фирменные отме тки , св ои з ару бины. Было это в те далекие времена, когда на эстраде и танцплощад- ках, во Дворцах культуры и ре- сторанах царила живая музыка. Гитаристы и ударники, кла- вишники и вокалисты, ее хра- нители и проводники, не изба- лованные высокими техноло- гиями, но познавшие дефицит и прочие «прелести» торговли, по-своему боролись за каче- ство звучания «совковых» инструментов и собственно- ручно. С помощью ножовки и паяльника, лобзика и молотка мастерили деки и усилители, грифы и динамики. «Фанерой» тогда ни один уважающий себя ВИА не пользовался, а синонимом модной ныне фо- нограммы обивались колон- ки самопальной аппаратуры. Лучшие «самопалы» считались заметной подвижкой в плане развития дизайна и акусти- ки, шумно приветствовались толпой, а музыканты искрен- не радовались своим первым достижениям. И на общем фоне ударного труда и лозун- гами прикрытого энтузиазма никому не бросались в глаза рабочие мозоли музыкальных пальцев. «Фабрика звезд» тогда не функционировала. Впрочем, вряд ли бы на черно-белые экра- ны отечественных ламповых телеприемников прошмыгнули передачи, прямо или косвенно заимствованные у пропаганди- стов «холодной войны». Вряд ли бы на сцену полезли продукты и полуфабрикаты быстрого при- готовления без одобрительной правительственной дегустации. Предпочтение в стране отдава- лось самородкам. И их хватало. Не случайно на призыв: «Алло, мы ищем таланты» — откли- кались тысячи «абонентов». Теперь, спустя годы, можно констатировать, что поколение 70-х, опасаясь всяческих ду- новений и веяний со стороны «загнивающего Запада», вари- лось в собственном соку. Любая информация в СМИ строго до- зировалась. Поэтому и в пользу ВИА теле-газетные специи и до- бавки не отпускались. Но в душе молодежи, как всегда, бушева- ла вечная весна, звучали новые песни, новые ритмы. И музы- канты вокально-инструменталь- ных групп, уловив перемены в биении времени, настроили ка- мертоны на новый лад. Приня- лись самозабвенно самораскру- чиваться. В условиях жестокой конкуренции, острого соперни- чества оспаривалось место на эстраде, право на овации. Не- легкие времена для самовыраже- ния. Даже многоуважаемой Алле Борисовне, будущей звезде-дол- гожительнице с московской про- пиской, было за счастье работать в Липецкой филармонии и рас- кручиваться с помощьюшлягера «Люблю я макароны» на сцене «Зеленого театра». А за забором, на танцплощадке Нижнего пар- ка, уже звучали аккорды новоро- жденных ВИА. Короли танцплощадок Реперт уары в окально- инструментальных групп той поры находились под присмот- ром и жестким контролем бди- тельных работников отделов культуры, постоянно претерпе- вали изменения, а то ипереписы- вались заново. Каждая песня-но- винка появлялась на сцене после предварительных жарких споров —одним хотелось быть услышан- ными, другим — пропеть в уни- сон со стоящими выше началь- никами. Пожалуй, инициативой владели верхи. Но музыканты блестяще импровизировали. Плюс ощутимая поддержка снизу. Чем же могли обновить и пополнить танцевальные и кон- цертные программыдействующие ВИА? Зарубежные гастролеры своими визитами в Москву, а уж тем более провинцию, не балова- ли. Да икакой «звезде» взбрело бы в голову стучаться о «железный за- навес», подпоркой которому слу- жили патриотические амбиции. Редко какой птице-песне удава- лось долететь до серединыАтлан- тики.Но у звуковмузыки свои за- коны, легко преодолевали они за- мкнутое пространство и оседали на бобинах отечественныхмагни- тофонов. А после репетиций — в репертуарахВИА. Слова из песен, конечно, выбрасывались, заме- нялись русскоязычными. Таким образом на импортном горючем доковылял до советских слуша- телей «Старенький автомобиль», прописался на сцене «Толстый Карлсон», крещенный в «Yellow river». Ипошло, и поехало. За барабанами Владимир Курганников Липецкие вокально-инстру- ментальные группы 70-80-х стре- мительно взлетали, блистали, за- воевывали сердца поклонников и... исчезали. А если какому-то ансамблюудавалось вернуться на сцену, то уже в заметно перетасо- ванном составе. И все же некоторые вокаль- но-инструментальные группы оставили заметный след в па- мяти поколения 70-80-х. До сих пор 40-50-летние поклонники музыки с уважением вспомина- ют «Фотон», «Орфей», «Мер- цающие звезды», «Бег време- ни», «Алгол», «Голубое пламя», «Сигнал», «Красные дьяволята», «Скифы», «Мираж». Список на- верняка можно долго продол- жать, но, к сожалению, история липецких ВИА еще не написана. Фото из архива автора
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz