Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 22 / 04 /20 Вера 11 Р овно столько времени воскресший Христос был со своими учениками, вплоть до момента Вознесения на небо. Праздник Вознесения Господня в 2020 году мы будем отмечать 28 мая, значит Пасха, праздник Светлого Воскре- сения Христова длится у нас в этом году с 19 апреля по 27 мая — ровно сорок дней. Чествование главного события для хри- стиан — Воскресение Христа из мертвых завершается «Отданием Пасхи» — тор- жественным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Победа над смертью Ровно сорок дней верующие при- ветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!» и трое- кратным целованием — это называет- ся «христосование» (ударение на «о» во втором слоге). Считается, что традиция именно троекратного целования идет с апостольских времен, но в этом году, по всем известным причинам она под запре- том, и это правильно: жизнь и здоровье близких дороже самых распрекрасных обычаев. Ведь важнее, если мы явим свою любовь не поцелуем, а конкретно про- явленной ответственностью за жизнь и здоровье людей. Пасха — время радости, поэтому весь пасхальный период, и даже больше — до праздникаТроицы (7 июня)—принятомо- литься стоя, не делая земных поклонов— ведь они символизируют недостоинство падшего человека. Но раз мы на Пасху празднуемпобедуХриста надпоследствием грехопадения — над смертью, то колено- преклоненность становится неуместной. Исамиколенопреклонения отменяются— вплоть доТроицы, когда верующие прекло- няются уже в молитве Святому Духу. На Светлой седмице Первая неделя празднования Пасхи в Церкви называется Светлой седмицей («седмица» — это неделя по-церковно- славянски). Вся Пасхальная неделя — как один день Светлой Пасхи, и бого- служения Светлой седмицы фактически одинаковые, включая и торжественный крестный ход, который переносится на конец литургии. В Светлую седмицу все службы проходят при распахнутых Цар- ских вратах — дверях, отделяющих алтарь от основного пространства храма. Откры- тые Царские врата — символ того, что от- ныне и рай открыт для нас! А для тех, кто смотрит телетрансляцию богослужений Светлой седмицы, это еще и возможность наблюдать за тем, что происходит во вре- мя богослужения в алтаре. Еще одним отличительным призна- ком Светлой седмицы становится радост- ный колокольный звон. Помните, как у Есенина: Колокол дремавший Разбудил поля, Улыбнулась солнцу Сонная земля. Издавна колокольный звон считал- ся знаком Божественной победы над древними врагами рода человеческого — дьяволом и смертью. Отменяются в Светлую неделю и од- нодневные посты — в среду и пятницу. Нет на Светлой седмице и заупокойных молитв. Отпевания усопших совер- шается, но и они более чем наполови- ну состоят из песнопений Пасхи. На кладбище в этот период не ездят, для этого отведен особый день — Радоница (28 апреля), второй вторник после дня Светлого Воскресения Христова. Воз- можно, в этом году медики запретят нам на Радоницу съезжаться на кладбища, и это не трагедия. Потому что Радоница не единственный день, когда помина- ют близких, — родительских суббот в церковном календаре семь. Кроме того, любая суббота — день поминовения ушедших близких. Ну и наконец, в лю- бом молитвослове можно найти молитвы об усопших и читать их дома, в любое время. В Светлую седмицу нельзя венчать- ся — ведь это время духовной радости о Воскресшем Христе, которую не стоит смешивать с радостями плотскими. Вен- чания начинаются на Красную горку — народное название Фомина воскресенья (26 апреля), первого воскресенья после дня Пасхи. Время добрых дел Считается, что добрые дела, помощь и пожертвования сиротам, вдовам, боль- ным и обездоленным, совершенные во время Светлой седмицы, помогают снять грех с души. И в дореволюционной России на Светлую седмицу средств и времени на дела милосердия не жалели. Помнили: совершенство христианства состоит в любви к ближнему. А прояв- ляться эта любовь должна действенно — помощью тем, кто нуждается. Некогда в России было отдельное явление — пасхальная благотворитель- ность, которая охватывала всех, от самых бедных до семьи Государя Императо- ра. Широко открывались на дни Пасхи двери домов — не только для друзей и родственников, но и для убогих, для ни- щих. Им, обездоленным, накрывался праздничный стол, заранее готовились денежные подаяния. Пожмотишься на Пасху, пожадничаешь, не видать тебе Царствия Божьего, и к тебе, грешнику, Господь не будет милостив. Корзины с пасхальными яствами посылали в при- юты, больницы, богадельни, тюрьмы. Никому и в голову не приходило счи- тать деньги, потраченные на пасхаль- ную благотворительность, потерей. Нет, это было приобретение! «Не оскудеет рука дающего! Блаженнее давать, чем брать», — эти евангельские слова стали народными поговорками. Причем кон- верты с твердыми тогда рублями не про- сто посылали в богоугодные заведения и нуждающимся. Важно было лично за- свидетельствовать уж если и не любовь, то внимание к обездоленным, а как же! В Страстную неделю в церквях вспо- минали слова Иисуса о том, что когда ты помогаешь нуждающимся, ты помо- гаешь Самому Христу. А еще притчу о бесплодной смоковнице: засохла она, погибла, не дав потомства, без дел веры. Поэтому пасхальная благотворитель- ность была обязательной — как у бога- тых, так и у тех, кто едва сводил концы с концами. «Хоть копейку, да подай! Мала копеечка, да всех спасет!». И чувство ра- дости от того, что ты можешь быть щед- рым, добавлялось к радости от праздни- ка Воскресения Христова. В этом году, конечно, не до пасхаль- ных благотворительных балов и базаров, но зато средства связи сейчас таковы, что можно помочь нуждающимся даже не покидая дивана. Поддержать врачей, которые сегодня на передовой. Или мож- но, если здоров, принести больному со- седу лекарства и продукты. Приободрить пожилых из далекого дома престарелых: на Пасху нет места тоске и одиночеству, особенно в век Интернета. Или можно подтянуть соседского ребенка в матема- тике, химии, литературе — по видеосвя- зи! Да мало ли какое доброе дело может подсказать отзывчивое, милосердное сердце в дни пасхальной радости! Ра- дость, она ведь требует, чтобы человек ею поделился, — с ближним, с дальним! Святой IV века Григорий Богослов говорил, что «Пасха возвышается над другими праздниками, как Солнце над звездами». И Светлая неделя празднова- ния Воскресения Христова пролетает как один миг, принадлежащий вечности, где, как сказано в Откровении Иоанна Бого- слова, «времени уже не будет». Фото Николая Черкасова Ровно сорок дней верующие приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!» и троекратным целованием. Но в этом году это под запретом. Ведь важнее, если мы явим свою любовь не поцелуем, а конкретно проявленной ответственностью за жизнь и здоровье людей. Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и «Российской газеты». СВЕТЛАЯ НЕДЕЛЯ Пасха, Светлый праздник Воскресения Христова — настолько великий праздник, что длится он не одну пасхальную ночь, не один воскресный день, а все сорок дней. Мария Городова Пасхальную службу в Христо-Рождественском cоборе провел митрополит Липецкий и Задонский Арсений
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz