Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Место притяжения ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 10 № 4 8 (26176) В этом памятнике истории и архитектуры всероссий- ского значения находится единственный в городе мона- стырь. В нем, по преданию, яви- лась чудотворная икона Божией Матери «Живоносный Источ- ник». Из династии священников Узнать историю Паройской пустыни — так в старину назы- вался Свято-Успенский мона- стырь — нам помог липецкий краевед, председатель област- ной общественной организации «Творческий центр «Традиция» Алексей Нарциссов, чей пра- дед Иван Ионович Нарциссов (1854 – 1911 гг.), кандидат Киев- ской Духовной академии был учителем, а затем директором Липецкого духовного училища. Родом Иван Ионович был из села Большой Избердей Липец- кого уезда Тамбовской губернии, ныне это село в Петровском рай- оне Тамбовской области. Его отец Иона Алексеевич служил там приходским священником. Династия священнослужи- телей Нарциссовых насчитывает несколько веков, но сам Алек- сей Серафимович узнал о своих предках уже после распада Со- ветского Союза. — Фотографии царского пе- риода хранились в семейном аль- боме, но были закрыты другими снимками. Когда тайна раскры- лась, я заинтересовался крае- ведением, а православную веру наша семья сохранила и в совет- ское время. В Древне-Успенский храм мы ходим на службу на все главные церковные празд- ники, — рассказывает Алексей Нарциссов. Иван Нарциссов не только преподавал в духовном учили- ще, но также был краеведом и членом Липецкого Петровского общества, созданного в 1909 году и действовавшего до 1918-го. В 1906 году Иван Ионович издал историческую записку «Древне-Успенская церковь в г. Липецке (бывшая Паройская Пустынь)», чем привлек вни- мание к сохранению самого древнего храма Липецка. «Пушки и железо нужнее монахов» По свидетельству Ивана Нарциссова, «если бы спросили у кого из жителей города: «где Древне-Успенская церковь?» в начале прошлого века, — едва ли получили бы удовлетворитель- ный ответ, так как этот храм у местных жителей известен толь- ко под именем «монастырско- го» или просто «Монастырки», а также «Живоносной источни- цы». Историографы XIX века склонялись к тому, что обитель Паройская пустынь была осно- вана в 1701 году, «быть может по повелению самого царя». Од- нако Иван Нарциссов отмечает недоказанность этого утвержде- ния и приводит свидетельства старожилов, которые уверяли, что монастырь существовал и ра- нее: «Были и монахи, немного; а как построил царь Петр заводы, они и ушли». Краевед ссылает- ся на слова местных жителей, которые поговаривали, что со времени визита Петра I в Ли- пецк начался упадок обители: «зародилась шумная заводская жизнь, нарушен был покой ино- ков-отшельников, и они стали оставлять свою пустынь, уходя в другие, укромные уголки». Другой старожил свиде- тельствует, что царь склонялся упразднить монастырь, потому что «пушки и железо для госу- дарства нужнее монахов». Но закрыли его только в 1764 году при монастырской реформе Екатерины II, поскольку отно- шение Петра I к древней пусты- ни «едва ли было иным, кро- ме индифферентного», пишет Иван Нарциссов. В своем труде краевед прихо- дит к выводу, что первые камни этого храма были заложены «быть может в то время, когда древний Липецк был княжьим городом». Во время татаро-монгольского нашествия обитель была разру- шена вместе с городом, а когда настала спокойная пора, храм восстанавливали на уцелев- ших стенах. Таким образом, эта церковь—самая старая каменная постройка в Липецке. Необычная архитектура В монастырский комплекс входили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с при- делом в честь святого Николая Чудотворца, деревянные коло- кольня и часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», настоятельская и братские кельи, хозяйственные постройки и мельница. К Па- ройской пустыни примыкали красивый монастырский сад и пруд. Архитектура храма проста и в то же время необычна. Бес- столпный и бесколокольный, сооруженный в стиле барок- ко, он сориентирован не по канонам православного зод- чества — с востока на запад, а с северо-востока на юго-запад. У стен храма находился ста- рейший в городе некрополь с захоронениями XVII — начала XIX веков. В 1881 году церковь признали памятником архитектуры госу- дарственного значения. — За сто лет после выхода «Исторической записки» моего прадеда историю храма изучали многократно. Появились новые архитектурные исследования. При этом труд Ивана Ионовича можно считать наиболее объек- тивным уже потому, что он был написан ближе всего по времени к строительству церкви. К тому же он хорошо знал историю местных храмов и в силу свое- го положения занимался иссле- дованием максимально добро- совестно, — поясняет Алексей Нарциссов. В начале XX века не уда- лось восстановить Паройскую пустынь — помешала револю- ция и последующие гонения на Церковь. Трудные времена Богослужения в Успенской церкви продолжались еще два десятилетия после революции, хотя большинство православных храмов были закрыты. Но в 1937 году по ложному обвинению арестовали семидесятилетнего настоятеля. Отца Стефана при- говорили к расстрелу. — В 1938 году Древне-Успен- скую церковь закрыли по акту санитарной инспекции, отчи- тавшись о якобы загрязненных здесь водах. Серафима Красиль- никова свидетельствовала, что с иконами расправились на пло- щади перед храмом — их изру- били и сожгли. В советские годы для храма настали самые труд- ные времена. В Великую Отече- ственную войну, по некоторым данным, в нем размещался морг, а позже склад городского водоканализационного хозяй- ства. Затем здание было забро- шено и начало разрушаться. И хотя в 1940 году его признали памятником старины, это ни- чего не изменило. К середине семидесятых износ составил 70 процентов, — рассказывает Алексей Нарциссов. В 1968 году здание изучали специалисты Московского ар- хитектурного института. Иссле- дования подтвердили древность сооружения. Как следует из их описания, стены храма из круп- ных блоков местного известня- кового камня пережили сильное разрушение и долго находились в руинном состоянии, а при восстановлении их надстроили кирпичами. — Эти данные научно до- казывают версию Ивана Нар- циссова, что фундамент здания сооружен не в XVI – XVII веках, а гораздо раньше, — отмечает краевед. Время от времени храм пы- тались реставрировать как па- мятник архитектуры, но итог был печальным. Так, в восьми- десятых годах прошлого века бульдозером уничтожили сле- ды древнего некрополя и при- родную среду вокруг церкви, засыпали близлежащий пруд Петра Великого. Само здание в процессе «восстановления» пострадало еще больше. Что- бы хоть как-то сохранить его, в 1991 году там разместили музей металла. В 1995-м он закрыл- ся, и печальная история разру- шения и разграбления здания продолжилась. Лишь в 1996 году Древне-Успенскую церковь вернули верующим. С 2003 года здесь вновь возродилась мона- шеская жизнь, началась капи- тальная реставрация. Подземные ходы Территория вокруг Древ не-Успенской церкви и посей- час хранит немало загадок. За- брошенный монастырь всегда был овеян множеством легенд и привлекал внимание жителей города и гостей Липецкого ку- рорта. Интересны предания, которые связаны с подземными ходами, которые якобы ведут от Древне-Успенской церкви в сто- рону улицы Дворянской, ныне Ленина, и Христо-Рождествен- ского собора. — По одной из версий, та- инственные подземные ходы вели к катакомбной части Па- ройской пустыни, — поясняет краевед. В 1910 году при ремонте церкви рабочие обнаружили та- кой подземный ход. Но обследо- вать его не удалось: был обрушен и завален землей. Пока разгадать тайны липецких подземелий не удается. Сам храм отреставрирова- ли. Построили братский кор- пус, обустроены святой ис- точник, мужская и женская купели. Благоустраивать тер- риторию продолжают и сейчас. Не все краеведы соглашаются с исторической верностью ре- конструкции, но все же место стало красивым и ухоженным, а храм — центром притяжения не только верующих, но и ту- ристов. Фото Павла Острякова В своем труде краевед приходит к выводу, что первые камни этого храма были заложены «быть может в то время, когда древний Липецк был княжьим городом». Таким образом, эта церковь — самая старая каменная постройка в Липецке. Краевед Алексей Нарциссов знает все об истории мужского монастыря в центре Липецка ТАЙНЫ ДРЕВНЕГО ХРАМА Самая старинная церковь Липецка — Древне-Успенская — расположена в историческом центре города, на улице Салтыкова-Щедрина, у святого источника. Марина Полякова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz