Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Фронтовая фотография 7 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 22 / 04 / 20 В СНИМКАХ Паузы между боями солдаты использовали, чтобы подготовиться к следующим сражениям, покушать, поспать, написать письмо родным. Если была возможность, делали портретные студийные снимки в одиночку и на память с боевыми товарищами. А вот репортажные фотографии тех лет встречаются гораздо реже. ВНИМАНИЕ Если у вас есть редкий фронтовой кадр, если единственное фото с войны хранится в семье как реликвия, если рядом живет энтузиаст, собирающий фотокарточки военных лет, или ждет своего часа рассказ о человеке, которого вы знали только по снимку, поделитесь с нашими читателями. Ждем ваших историй по адресу lazis2@list.ru. Не забудьте оставить свой контактный телефон. Елена Дунаева рассказывает о работах Александра Маликова, которые притягивают взгляд и спустя годы Мария Алексеева с боевыми подругами: а зори здесь тихие... Кира Свиридюк: как сохранить оптимизм, пройдя через ужасы войны И ЕЩЕ Снимок, сделанный 9 Мая 1945 года, и другие фронтовые фотографии можно посмотреть на нашем сайте www.lpgzt.ru. восторженные крики и поздравления, и у кого-то возникает мысль остановить мгновение, что прекрасно. Зовут фото- графа, но сами же не в силах сдержать эмоции и спокойно застыть, заняв позу ради четкости кадра. Здесь нет предпо- лагавшейся статичности постановочного снимка. Уже сама композиция говорит о том, что еще мгновение — и бойцы сой- дутся в круг (эта фигура уже просматрива- ется), чтобы отметить событие, которого ждали четыре года. И уже мелькают круж- ки и чокаются за Победу бойцы и за своих погибших товарищей. Где зори еще тише — Это большая ответственность — рассказывать о войне от третьего лица, — говорит Елена Дунаева. — К сожалению, ветеранов с каждым годом все меньше, и, чтобы правдиво говорить о событиях тех лет, мы используем материалы из на- ших архивов, в том числе и фронтовые фотографии. На мероприятиях стараемся выставлять такие тематические подборки. Иногда может показаться, что достаточно обзорной информации о выдающихся воинах нашей малой родины, представ- ленных на стенде «Задонский край в годы Великой Отечественной войны». Но опыт доказывает, что это не так. Не раз было: приносит бабуля материалы и с горечью признается, что не сумела заинтересовать внуков, а не хочется, чтобы такие архивы ушли на помойку. А спустя время к нам обращаются те самые внуки: спохвати- лись, осознали. Елена Александровна достает еще несколько снимков, которые всегда при- ковывают внимание посетителей музея. На лицевой стороне снимка фиксируются место и дата: Пружинки Курской области, лето 1943 года. Любопытная деталь: почти никто на фотографии не улыбается, не до веселья — война. Из прошлого смотрят на нас настоящие красавицы в военной форме — целый женский отряд, в цен- тре, видимо, командир. Как не родиться ассоциации с книгой и кинофильмом «А зори здесь тихие»? Уж не эти ли девушки вдохновили Бориса Васильева на созда- ние ставшего классикой произведения? И как сложилась их судьба?Мы и имя знаем лишь одной, которую кто-то на снимке отметил крестиком. Мария Кузьминична Алексеева, уроженка села Алексеевка. Дошла до Берлина в составе Третьего Бе- лорусского фронта. Таким же крестиком помечен для узнавания полковник, командир стрел- кового полка Шевкун Павел Алексеевич на коллективном снимке 1943 года. В ру- ках у нескольких бойцов — пучки веток с листьями, и можно предположить, что это веники для бани (снимок сделан на фоне деревянного строения), и понять улыбки, предвкушающие удовольствие. Но стоит перевернуть фотографию и прочитать нацарапанное карандашом, снимок со- здает совсем другое настроение. 1943 год, «станция Чудово, выгоняли немцев из Ленинграда». И добавление: живы оста- лись только трое… На другом коллек- тивном снимке — пожелание Шевкуну: «Товарищ капитан! Если еще когда-ли- бо нам придется встретиться с вами, то уж сухими вы от меня не уйдете, пусть это будет памятная память». Читаешь эту подпись, датированную 1941 годом, и по- нимаешь, что не пришлось бойцу выпить с командиром... Вместе с портретом уроженца села Ксизово Георгия Иванова — его запис- ная книжка. Герой Советского Союза вел такой дневник на фронте. Задонец Алексей Сафонов в годы войны повторил подвиг летчика Гастелло, оставшись при этом живым. После «огненного тарана» вернулся домой — из-за увечий так из- менилась его внешность, что не узнала и родная мама. И лишь фотография сохра- нила образ молодого бравого парня. Нет в архиве музея оригинальных фронтовых снимков еще одного бойца — Алексан- дра Маликова, но вместе с тем его жизнь неразрывно связана с фотографией. Его боевой путь был не менее трагичен. Слу- жить ему довелось в штурмовом инже- нерно-саперном батальоне — не каждый фронтовик об этом и слышал. Бойцы надевали на грудь и спину стальные пла- стины, на голову — стальные каски и первыми отправлялись на врага, их за- дачей было обнаружить огневые точки противника и указать их нашим танкам. После таких «особых поручений» легкая броня была испещрена отметинами от фашистских пуль, многие однополчане оставались навеки на поле боя. — Вернувшись в Задонск, Александр Иванович выбрал мирную профессию фотографа, — рассказывает Елена Ду- наева. — Ни одно мероприятие в городе не прошло без его участия. Причем он не был просто фотолетописцем, фиксируя события. Он, как никто другой, мог по- казать одним кадром буйство эмоций. Он с одинаковым энтузиазмом снимал как ветеранов, как и он, прошедших сквозь горнило войны, так и молодежь — так интересен ему был внутренний мир. И спустя годы выставки фоторабот Мали- кова проходят с большим успехом. Уди- вительно, как человек, прошедший такие испытания, смог сохранить в себе лучшие качества, любовь к людям. Это пример жизнелюбия и стойкости для всех нас. Фото Геннадия Логунова, Олеси Скворцовой и из архива Задонского краеведческого музея
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz