Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Приближается один из главных христианских праздников — Крещение. В чем его смысл и значение и как правильно встретить его? Олеся Скворцова —К рещенская вода — это в первую оче- редь святыня, — го- ворит иерей Сергий (Гришанов), клирик Христо-Рождественского кафедрального собора города Ли- пецка. —Если принимать ее с ве- рой, она благотворно действует на тело и душу человека. С внешней практической стороны, такая вода не портится в течение многих лет. Вода целительная Причем в праздничные дни освященной считается вся вода мира. Даже если в конкретную прорубь или сосуд священник не погрузил крест. В советское время, когда у многих право- славных не было возможности посетить храм, воду набирали с верой из крана, и она облада- ла той же целительной силой и несла благодать. Однако если человек просто заленился и не пошел в храм, а воспользовался водопроводом, вряд ли выйдет толк. Господь смотрит не только на веру, но и на мотивы, которые двужут человеком. Поможет ли целительная вода неверующему? Как распо- рядится Божественный промы- сел. Здесь нет четких теорем и формул, кому и в каких случаях поможет. На все воля Божья. Святая Троица — Одно из наименований праздника Крещения — Бого- явление, — продолжает наш со- беседник. — Как говорят святые отцы, тогда впервые в истории проявилась Святая Троица. На Сына Божиего в человеческом облике во время обряда Креще- ния был ниспослан дух в виде го- лубя. Ипрозвучал глас Бога Отца. Важно отметить, что Господь не нуждался в крещении, потому как не имел грехов. Тот ветхозаветный обряд, который проводил Иоанн Предтеча, не прощал грехов, а скорее был символом покаяния, очищения. Иисус Христос не на- рушил ветхозаветной традиции, исполнив закон праведности. Он вошел в воды реки Иордан, освя- тив ее. В богослужебных текстах есть даже такое описание этого события: «река потекла вспять, возмутилась». Отбросьте суеверия По традиции вода в храме освящается дважды, и прийти за ней можно в любой из двух праздничных дней — 18 и 19 ян- варя. В народе существовало (да и сейчас есть) представление, что та вода, что освящена в со- чельник, имеет большую силу. Даже название ей придумали — «богоявленская» в противовес «крещенской», и дважды ходили в церковь, чтобы получить каж- дую. Однако это не что иное, как суеверие. Это одна и та же вода, освящаемая одинаковым чином. Еще одинпредрассудок—так называемые крещенские гадания. Иерей Сергий рассказывает об удивлении одной прихожанки, узнавшей, что гадание идет враз- рез с православными канонами. «Что, идаже вКрещение нельзя?» — спросила она, получив ответ, что тем более нельзя. Сам факт этого действа оскорбляет празд- ник Богоявления. Подобные предрассудки по- явились вследствие активности людей, которые, отнесясь к делу поверхностно, обратились к на- следию прошлого, но вместо ре- лигиозных традиций вытащили на свет бытовавшие параллельно языческие суеверия. И предста- вилиобществу какнеотъемлемую часть русской жизни. После деся- тилетий безбожной власти народ готов был впитать все, как губка. О науке и религии Еще один предрассудок связан с научными изыска- ниями о качестве крещенской воды, о том, как она изменя- ет структуру в зависимости от слов произнесенных. Иерей Сергий предостерегает об опас- ности применения научных знаний к духовной жизни: — Наука переменчива, и эта популярная сегодня в народе теория — не более чем оспари- ваемая гипотеза, которая будет существовать до тех пор, пока не появятся иные факты. Ду- ховной сфере нет смысла идти в ногу с наукой, это чревато резким диссонансом. Нужно разделять области научного и религиозного. В первой все познается через практический эмпирический опыт, а вторая недоказуема, ее главное мери- ло — вера. В прорубь можно, но осторожно А вот традиция окунаться в воду в крещенские дни уходит корнями в древность. В неко- торых восточных странах даже накладывали небольшую епити- мью на тех, кто этого не сделал. Однако речь о реке Иордан, тем- пература в которой зимой очень даже комфортная. В наших северных условиях в прорубь можно окунуться по желанию и по вере, но с разумением. Не нужно уповать на Бога, если есть сердечная недостаточность или перенесен инсульт. Святые отцы говорят: не искушай Господа своего, не жди чуда в мелочах, там, где ты сам можешь о себе позаботиться. Иерей Сергий сетует, что древняя православная традиция нередко превращается в некое шоу. Приняв алкоголь, разго- ряченные мужчины и женщи- ны храбро рвутся в прорубь, под фотовспышки запечатляющих действо товарищей. А если такое купание заменяет посещение хра- ма, смысла и пользы в нем нет. Нет греха в том, чтобы в праздничный день отправиться на службу в храм не своего при- хода. Конечно, Господь одина- ково присутствует и в маленькой недореставрированной деревен- ской церквушке, и в богатом го- родском храме. Но человек так устроен. Возможно, он хочет по- чувствовать, что обычное тече- ние его жизни изменилось. Или осознать причастность к огром- ному сообществу православных. Или просто ему не хватает веры, и он хочет в ней укрепиться. В СвященномПисании говорит- ся: «Где двое или трое собраны во имяМое, там Я посреди них». Фото из архива жителей села Покровское Тербунского района ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Вера 25 15 / 01 /20 КАК ВСТРЕТИТЬ КРЕЩЕНИЕ С Рождества были отменены постные дни, и первым из них является 18 января. К вечеру нужно пойти на бого- служение — Всенощное бдение обычно начинается в 17 часов. А затем ночью или утром посетить Божественную литургию. Омыться в проруби и набрать освященной воды в храме можно в любое время дня. Дома принесен- ной водой обязательно окропите (кисточкой или венич- ком) свое жилище. Иерей Сергий (Гришанов), клирик Христо-Рождественского кафедрального собора Липецка — Хотелось бы, чтобы пра- вославные люди вспоминали о Боге не только в великие празд- ники. Не лишайте себя благода- ти и в другие дни. Бог ищет душу каждого человека и как любя- щий отец ждет блудного сына в свои распростертые объятья. Вода несет благодать, если крепка вера НЕ ОСКОРБЛЯЙ ГАДАНИЕМ КРЕЩЕНИЕ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz