Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Образование 24 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ №5 (26133) АРХИМЕДЫ ЗА ШКОЛЬНЫМИ ПАРТАМИ В оспитанникиМолодежно- го центра инновационно- го творчества «Новатор» ежегодно патентуют от пяти до восьми изобретений. Совсем недавно они получили патент на «Подъемное устройство для воды». В прошлом году оно было отмечено сразу несколь- кими престижными наградами: золотой и бронзовой медаля- ми на международных салонах изобретений и инновационных технологий «Инвентика 2019» в Румынии и «Архимед 2019» в Москве, а также специальным призом Союза канадских изоб- ретателей TISIAS Canada. Сделали, как заказывали — У этого изобретения есть предыстория, — рассказыва- ет доктор педагогических наук, заведующий кафедрой техно- логии и технического творче- ства Института естественных, математических и технических наук ЛГПУ имени П.П. Семе- нова-Тян-Шанского Вячеслав Тигров, возглавляющий Липец- кое отделение Всероссийского общества изобретателей и ра- ционализаторов (ВОИР). — На одной из выставок в Москве к нам подошли представители Чеченской Республики и в раз- говоре высказали желание по- лучить приспособление, с по- мощью которого можно поить овец, пасущихся высоко в горах. Мы изучили все существующие виды водоподъемных устройств и остановились на идее подни- мать воду за счет гравитации. Суть этого изобретения заклю- чается в следующем. Вода из ру- чья тонкой струйкой поступает в определенную емкость. Она набирается до определенного уровня, приобретая вес. Под его действием емкость опускается и давит на насос. Он подает воду на высоту. В итоге, благодаря за- кону сообщающихся сосудов, без участия человека, только за счет небольшой энергии ручья, наше устройство действует постоянно. Над этим изобретением ра- ботали восемь человек. В со- став группы вошли и липецкие школьники, девятиклассница Мария Колотвинова и десяти- классник Глеб Селищев. Оба третий год занимаются в цен- тре «Новатор». По признанию Маши, планирующей стать юристом-международником, изобретательство помогло ей подтянуть физику и математи- ку. Глеб, нацеленный на архи- тектурный институт, убежден, что развивает навыки, которые непременно пригодятся в буду- щей профессии. «Подъемное устройство для воды» для Маши и Глеба — первое запатентован- ное изобретение. Нужен патент — Дети, которые занима- ются изобретательством с на- чальной школы, имеют устой- чивый интерес к техническим направлениям. 70 процентов из них поступают в соответству- ющие вузы. Ребятам постарше эти занятия помогают развивать нестандартное мышление. Сей- час есть предпосылки для того, чтобы более широко внедрить изобретательство в школьную среду. Это современное обору- дование, методики, материалы. Необходимо лишь соединить производство и технологическое образование, — убежден про- фессор Тигров. — Сегодня есть реальный интерес к изобрета- тельству и со стороны руково- дителей предприятий. Для того чтобы производство нормально развивалось, необходимо вне- дрять инновации, запатенто- ванные разработки. Для этого из различных стимулирующих фондов можно получить до пятнадцати миллионов рублей. На производстве нет специали- стов-изобретателей, а школь- ники и студенты способны их заменить и получить патент. Есть потребность в решении нестандартных задач и в дру- гих областях. Поиск аналогов, функционально-стоимостный анализ, мозговой штурм, мор- фологический анализ, теория решения изобретательских за- дач, синектика — эти методики полезны не только для техни- ческого изобретательства, но и для решения социальных, управ- ленческих, общественных и бы- товых задач. Поэтому у нас есть идея создать центр для обучения будущих руководителей детских инновационных объединений не только изобретательству, но и поиску решений творческих задач в комплексе. Кроме того, на своей кафедре мы разработа- ли программу для специалистов производства. Она называется «Инновации — это просто». По мнению Вячеслава Пет- ровича, для развития изобре- тательства важна слаженная работа четырех систем: центра «Новатор», ВОИРа, Липецко- го государственного техниче- ского университета, где мож- но получить исчерпывающую консультацию по техническим направлениям, Липецкого го- сударственного педагогического университета имени П.П. Се- менова-Тян-Шанского, мастер- ские которого хорошо оснаще- ны. В распоряжении будущих учителей технологии сегодня 3D-принтеры, фрезерный и то- карный станки с числовым про- граммным управлением, а также станки для лазерной и плазмен- ной резки металла. — Главным своим достиже- нием в науке я считаю то, что нам удалось соединить тех- нологическое образование с производством благодаря па- тенту, — не скрывает профес- сор. — Основная цель такого объединения — наладить работу со школьниками и студентами так, чтобы изобретения «выпе- кались», как плюшки. Работа в комплексе Идея комплексного решения проблемы изобретательства с участием школьников, студен- тов, учителей и руководителей предприятий принадлежит за- местителю Вячеслава Тигрова в ВОИРе, липецкому предприни- мателю Андрею Николаеву. — Сегодня важно популя- ризировать движение изобре- тателей и рационализаторов в регионе. Для бизнеса это ин- тересно в плане инноваций, — утверждает он. — Недав- но министр обороны Россий- ской Федерации Сергей Шой- гу заявил, что даже в армии для развития инновационных направлений будут создаваться специальные роты. А у нас уже есть готовая база, но нет комму- никации для того, чтобы донести информацию до производства, где заинтересованы в оптимиза- ции. Это направление может быть полезно как для новых предприятий, так и для тех, где производство хорошо налажено. Наша организация может содей- ствовать в получении патента, который гарантирует дальней- шее развитие предприятия и выход его за пределы региона и России. А со временем на каж- дом производстве появятся свои специалисты-рационализаторы. — Сегодня мало занимать- ся только обучением изобре- тательству, — итожит Вячеслав Тигров. — Нужно обеспечить, чтобы после окончания школы ребенок, выбравший техниче- ское направление, мог продол- жить свое развитие. Условия для этого надо создавать не только в ссузах и вузах, но и на предпри- ятиях, чтобы умения и навыки молодого талантливого специ- алиста были востребованы и на производстве. Поэтому задача ВОИР — уже сейчас создать для молодых изобретателей такую среду, где они могли бы успеш- но развиваться, и привлечь к этому процессу ученых и произ- водственников. Фото Павла Острякова «Подъемное устройство для воды» для Маши и Глеба — Вячеслав Тигров и Андрей Николаев убеждены, что изобретателей первое запатентованное изобретение Ольга Шкатова 17 января — День детских изобретений. Свои достижения липецкие кулибины ежегодно демонстрируют на областном фестивале научно-технического творчества молодежи и региональной научной и инженерной выставке «Шаг в будущее. Центральная Россия», имеющей статус Федерального окружного соревнования молодых ученых. По данным Роспатента, сегодня Липецкая область вышла на первое место в России по количеству школьников - изобретателей в возрасте 10 - 11 лет. должен поддерживать бизнес
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz