Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ № 45 (26173) Т рудно представить, чтобы почти официально при- знанный секс-символом отечественного экрана Андрей Соколов надел спецовку рабо- тяги. Зато дресс-код адвоката, перед которым не в силах усто- ять ни женщины, ни присяжные заседатели, был ему так к лицу. А сегодня в самоизоляции народ утешается новым сериалом «Ад- вокатъ Ардашевъ». По твердым знакам сразу ясно: это кино про дореволюционную Россию. Клим Ардашевъ коллега и совре- менник легендарных Плевако и Спасовича. Авот онаследниках реального Спасовича и вымышленного Ар- дашева, об адвокатах, живших в эпохуХрущева иБрежнева, до сей поры ничего не снимали. То есть идея «Заступников» — премьеры Первого канала — вполне ориги- нальна и любопытна. И стала Дина Ниной… Дуракам полработы не пока- зывают. А умные сами не будут вылезать с оценками недописан- ной картины или журнальных публикаций, где есть пометка: продолжение следует. Правда, неизвестно, как быть с телесериалами. Когда публике позволено высказаться об очередной «Санта-Барбаре» или «Улицах разбитых фона- рей»? После пятого, десятого, двадцать пятого сезона? Или о тех же «Заступниках». Они ведь не закончены, а прерваны — то ли до осени, то ли до весны сле- дующего года. Похвалишь либо побранишь — и попадешь впро- сак. Поди угадай, что там дальше получится. Тем более этот сериал — сво- бодная вариация на темы запи- сок правозащитницы Дины Ка- минской. Героиню телеверсии не зря назвали созвучно — Нина Метлицкая. Дина — участница громких судов в конце «оттепе- ли» — начале пусть не трескучих морозов, но все-таки заморозков семидесятых. Каминская бралась за дела диссидентов, в том чис- ле Марченко, Ларисы Богораз, Буковского. Так что как она от- носилась к советским порядкам, строгому партийному надзору и вызовам адвокатов для острастки в КГБ, уточнять не нужно. Естественно, я ожидал, что в «Заступниках» сходу начнется разоблачение «совка» и «застоя». На телевидении-то умудряются изображать жертвами тотали- таризма и не столь подходящих для этого персонажей, чем не- благонадежная Дина-Нина и ее подзащитные. Хотя бы баловней судьбы, любимцев Сталина Лю- бовь Орлову и Григория Алек- сандрова. А буквально за неде- лю до «Заступников» в фильме о МуслимеМагомаеве нас просве- тили: народный артист СССР, обожаемый Леонидом Ильичем Брежневым, певец тоже был обиженным и гонимым. Авторы «Магомаева» очень хотели соот- ветствовать моде на антисовет- скость. Ради этой благородной цели не грех и приврать. Вот и о «Заступниках» в ан- нотации прямо было обещано: вы увидите расправу над без вины виноватыми. Над никого не убивавшими убийцами. Над никого не насиловавшими на- сильниками. Над подростками, которые совершили «мысле- преступление», мечтая улететь в благословенную, свободную Америку. Перечислив это, со- чинитель аннотации удовлетво- ренно заключает: короче, перед вами развернется вся история брежневского Советского Сою за. Уловили, господа: вся ис- тория! Ничего иного не было. Только преследования инако- мыслящих, изгнание Солжени- цына и мученичество академика Сахарова, сосланного в страш- ный город Горький, где власти должны были бы запретить даже ясные зорьки. Включайте теле- визор и убеждайтесь. Я включил. И убедился: к чести режиссера и продюсеров, они не скатились к пропаган- дистскому примитиву. На экране жизнь как жизнь. Не рай, но и не кромешный ад. Даже с учетом специфики материала — суды, судьи, подсудимые, прокуроры, охранники и т.д. Безусловно, бы- вало и всякое, и всякие. Были люди чести — с партбилетами и без. Были карьеристы и подле- цы. Были уставшие, сломлен- ные, шмыгнувшие в кусты. Их участь подтверждала чеховское наблюдение отнюдь не совет- ского времени: врачи и юристы подвергаются опасности раз- вратиться раньше всех и глубже всех, постоянно соприкасаясь с гноем и грязью, первые — с телесной, вторые — с душевной. Но вот Нина Метлицкая. К ней грязь не приставала. Она сража- лась за правду. И не она одна. Атмосфера шестидесятых воссоздана достоверно и не- предвзято. Иные зрители вооб- ще расслышали ностальгические нотки. Осторожно оговорюсь: это пока. Первый сезон и для адво- катаМетлицкой, и для режиссера Владимира Котта закончился на дальних подступах к политиче- ским процессам Буковского и Галанскова. Как покажут нам те драматические и неоднозначные события?Диссидентыбылилюдь- ми мужественными и искренни- ми. Они платили за свои взгляды высокую цену. Но, всматриваясь в происходившее с расст ояния в полвека, не захочешь, да задума- ешься: а ведь они прокладывали дорогу тем, кто обрушит и разру- шит страну. Где грань между пра- ведной борьбой против идеоло- гических запретов, за свободу, за все хорошее и развалом, смутой, которые так легко рождаются из разномыслия, идейного проти- востояния, разлома? Попробуют ли ответить на этот вопрос авто- ры? Да и осмелятся ли его задать? Однако это вопрос не для самой Нины Метлицкой. Она всего лишь делала то, к чему счи- тала себя призванной: защища- ла. И хорошо помнила завет: ка- кой мерою мерите, такой и вам отмеряно будет. Справедливость — ее ремесло После таких премьер акте- ры просыпаются знаменитыми. Метлицкую сыгралаМари Воро- жи. Этот псевдоним с француз- скимшармом взяла себеМарина Ворожищева. Актриса изысканно кра- сива. Что, разумеется, для ее роли не самое главное. Мало ли у нас красавиц кочует по гламурным сериалам, запоми- наясь не больше топ-моделей из рекламных роликов про мазь от радикулита или спрей от на- сморка. Будь они хоть трижды талантливы, да как же им запо- мниться в «мыльных операх» типа «Любовь лечит», «Если ты меня простишь», «Дыши со мной». Но, слава Богу, «Заступни- ки» собраны не на конвейере «фабрики сериалов». Для ак- трисы Мари Ворожи все удачно сошлось: ее типаж, незауряд- ный характер и судьба героини, сильные партнеры, профессио- нальная режиссура. Метлицкая — ближайшая родственница русских женщин Некрасова и Тургенева: чистота, естествен- ность, верность, неподатливость под напором любых внешних обстоятельств. Если вы не по- смотрели сериал, я бы коротко описал его так: представьте тур- геневскую барышню, которой выпало спасать из-под огня, выносить с поля боя тяжелора- неных. Она могла уклониться. Но не уклонилась. Парадокс: в Метлицкой бродит советская, если угодно, пионерская заквас- ка. Слова «долг» и «служение» для нее не пустое сотрясение воздуха. В сущности, «Заступники» — «роман воспитания». Есть та- кой жанр. Каждая серия — этап инициации, человеческого и профессионального взросления Метлицкой. Ей достается по полной. Но, воистину, все, что человека не убивает, делает его сильнее. Такие личности на телеэкра- не редки. Кроме некрасовских декабристок, у Метлицкой были и другие предшественники: хоть Николай Островский, хоть Зоя Космодемьянская. С ними у нее одна группа крови. Убеждения их разводят, сила духа объеди- няет. За рубежом на телевидение все чаще приходят крупные режиссеры. Многие сериалы уже не просто развлечение, не ширпотреб для домашних хо- зяек. Нас это коснулось в ма- лой степени. Да, Урсуляк по- ставил «Ликвидацию», «Жизнь и судьбу», «Ненастье». Да, «Собачье сердце» Владимира Бортко — настоящая классика. Если напряжемся, дополним перечень еще несколькими названиями. Но он все рав- но короток и растет слишком медленно. Войдут ли в него «Заступни- ки»? Подождем. Интрига сохра- няется. Продолжение следует. Фото с сайта rg.ru Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» КАКОЮ МЕРОЮ МЕРИТЕ… Адвокатов на ТВ любят. Конечно, меньше, чем сыщиков, политологов, поп-звезд и экстрасенсов. Но гораздо больше, чем шахтеров и комбайнеров. Уж эти-то вообще народ никчемный. Они не годятся в эксперты на ток-шоу или в герои мелодрам. Кадр из сериала «Заступники» «Заступники» собраны не на конвейере «фабрики сериалов». Для актрисыМари Ворожи все удачно сошлось: ее типаж, незаурядный характер и судьба героини, сильные партнеры, профессиональная режиссура. Метлицкая — ближайшая родственница русских женщин Некрасова и Тургенева: чистота, естественность, верность, неподатливость под напором любых внешних обстоятельств.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz