Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Интервью 12 № 45 (26173) И осиф Райхельгауз ждет, когда в театр можно будет запустить «За- разу», верит, что День Победы встретит у Большого театра, и не спе- шит уходить в Интернет. Об этом худрук «Школы современной пьесы» рассказал в своем интервью. Прозорливый Чапек — Еще до объявленного карантина в вашем театре появилась «Зараза». Сейчас режиссеры мечтают о работе на актуаль- ную тему, а вы серьезно опередили коллег. Знали, что так все обернется, или хотели быть в тренде? — Когда эпидемия только разворачи- валась, к нам зашел театровед Александр Минкин и спросил, давно ли я читал пьесу «Белая болезнь» Карела Чапека. «Когда-то в институте. Помнится, там что-то про вирус», — ответил я. Он го- ворит: «Прочти срочно». И оказалось, это удивительно своевременная, вернее, ультрасовременная пьеса. Полное ощу- щение, что написана она только что. Сюжет такой: в Китае возникает не- кая смертельная зараза, распространяемая вирусом. Называют ее «белая болезнь» — у тех, кто ею заражается, появляются на теле белые пятна. Вкрупнейшем госпитале не могут вылечить заболевших. И вдруг молодой врач находит лекарство, изобре- тает и вакцину. Онначинает лечить бедных людей. А богатых, производящих оружие и пугающих им мир, доктор даже не берется поставить на ноги. Там очень интересная развязка. Это просто грандиозная пьеса. — Вы тут же загорелись поставить ее? — Решили попробовать. Распредели- ли роли, начали думать о постановке. Но в это время объявили, что театры закры- ваются, спектакли играть нельзя. Тогда мы сделали следующее: собрали труппу — это был один из последних рабочих дней в «Школе современной пьесы», раздали артистам текст, и они по ролям прочли. Читку записали на видео, смонтирова- ли и выложили на YouTube. Это некий промежуточный этап к спектаклю, но он незамедлительно вызвал зрительскую ре- акцию. Блицпостановка собрала десятки тысяч просмотров. Мне даже позвонил один известный политик: «Иосиф, это правда, что пьесе почти 90 лет?» Он не поверил. Сказал, ощущение, что ее вчера написали. Это история о том, как культу- ра все-таки может быть полезна. — В сложные времена культура ушла в онлайн. Это выход из ситуации? — Это не культура ушла. Изменился способ ее доставки. Можно пойти в ре- сторан, а можно заказать еду домой. Очень плохо, что театр, который силен своей живостью, непосредственным контактом артиста и зрителя, сейчас недоступен. Те- атр подобен храму, куда можно прийти и очиститься от греха. Так ведь и храмы КОГДА ВСЕ ЭТО ЗАКОНЧИТСЯ, МЕЧТАЮ, ЧТОБЫ ТЕАТР ПОБЫСТРЕЕ СНОВА ЗА- ПОЛНИЛСЯ ШУМОМ, АПЛОДИСМЕНТА- МИ, СУЕТОЙ ПЕРЕД СПЕКТАКЛЯМИ. МЫ ОЧЕНЬ СКУЧАЕМ ПО ВСЕМУ ЭТОМУ И ПО НАШИМ ЛЮБИМЫМ ЗРИТЕЛЯМ Иосиф Райхельгауз Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и газеты «Известия» «ЭТА СИТУАЦИЯ — ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ» Худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз — о жизни после карантина, «белой болезни» и подушке бедуина. Зоя Игумнова закрыли. При этом люди не перестали верить в Бога. Ну что делать, если сего- дня не показывают спектакли — читай книги, соотноси их со своей жизнью. 28 марта нашему театру исполнился 31 год. К счастью, с самого начала наши постанов- ки снимали на видео телеканалы, также у нас есть своя видеотека. Телевизионные фильмы «Пришел мужчина к женщине» с Альбертом Филозовым, Любовью По- лищук, Алексеем Петренко или «Уходил старик от старухи» с Марией Мироновой и Михаилом Глузским до сих пор крутят на разных каналах. Все, кто хочет увидеть их, при желании найдет в Интернете. Ду- маю, процентов восемьдесят постановок «Школы современной пьесы» есть в Сети. Не время отдыхать —Как мобилизуете артистов? Даете им какие-то задания? —Унасмощнейшая труппа, очень ква- лифицированные и серьезные актеры. Я регулярно разговариваюс нимипо телефо- ну и понимаю, что они не лежат на диване. Находясь дома, читают книги, занимаются собой, особенно женщины, делают какие- то упражнения, чтобы держаться в форме. Кому требуются наставления, так это моим студентам. Я говорю им, что чи- тать, учить, что готовиться сдавать. Мы должны пережить этот период достойно и правильно. —Чем занимаетесь на карантине? — У меня вообще нет ощущения, что карантин для отдыха. Наоборот, кажется, что все время нужно с кем-то разгова- ривать, что-то писать. А еще я наконец общаюсь со своей семьей. Рядом со мной мои любимые дети и внучка. Мыживем в загородном доме. Не люблю слово «внучка», потому что тогда я — дедушка. А мне совсем не хо- чется признавать себя старым. Тут решил разобрать в кабинете и нашел коробку. Года два назад получил ее в подарок и до сих пор не распечатал. Там оказалась настольная игра в радиостанцию. Как раз для четырех человек. Волчок заводится, и пока он крутится, надо успеть сказать очень много фраз, как ведущий на ра- дио. Смешное и занятное развлечение. Думаю, в каждом доме найдется нечто подобное, во что можно вечером по- играть всей семьей. Кроме того, навожу порядок в своей коллекции. Давно надо было все расставить, развесить, протереть пыль. В общем, нахожу себе дела. — А что вы коллекционируете? — По всему миру собираю интерес- ные предметы. Барахолки, рынки, лавки старьевщиков — эти места я посещаю с большим интересом. Покупаю всякие штуковины, назначение которых неиз- вестно на первый взгляд. Люблю ставить в тупик своих гостей вопросом: «Как ты думаешь, что это?». Люди крутят в руках вещицу и не могут определиться. И тут я открываю им глаза. Что эта бездели- ца, приобретенная на современном ки- тайском рынке, —прообраз сегодняшних памперсов, а эта деревяшка, оказывается, подушка эфиопских бедуинов. —Находите время на путешествия? — Так получилось, что я больше 20 лет ежегодно, минимум пару раз в году, выезжал в очень отдаленные уголки Земли с экспедициями. Мексика, Ки- тай, Аргентина, Новая Зеландия. Чаще всего в поездках снимали документаль- ные фильмы. Я проводил отпуск с очень мощной и интересной командой. После путешествия печатал очерк о поездке в каком-нибудь журнале. Постепенно из этого материала родилась книга. Я назвал ее «Странные страны». Это записки рус- ского путешественника. Недавно мне со- общили из издательства, что книга ушла в печать. Так что в карантин можно полу- чать и приятные новости. Достойно пройти испытания — Вас удручает неизвестность? — Я — оптимист. Эта ситуация — ис- пытание для всех. Мы должны пережить его достойно. Хотя я привык к тому, что держу руку на пульсе театра, что коллек- тив все знает о ближайших и отдаленных перспективах: в какие сроки мы сдаем спектакль, сколько денег заработали, куда планируем ехать на гастроли, в каких фе- стивалях принимать участие. К сожале- нию, этот вирус обрушил нам интересные и важные планы. Отменены гастроли в Париж, Лондон, Одессу, не работает наш филиал во Владимире. В рамках феде- рального проекта «Большие гастроли» мы должны были отправиться в мае-июне в Белгород, Курск, Старый Оскол. Я не представляю себе, как можно будет зано- во все это организовать. — Чем будете заниматься после каран- тина? —Продолжим репетиции спектаклей, над которыми уже работали. «Толстого нет», «Задняя часть слона», «Наш горо- док», который поставит Дмитрий Кры- мов. Приступим к постановке спектакля по пьесе Чапека «Белая болезнь». Думаю, к огромнейшему сожалению, эта тема еще долго будет волновать людей. Сейчас принимаются меры по борьбе с корона- вирусом. И если кому-то они кажутся жесткими, то им с этим придется сми- риться. Сказали сидеть по домам, значит, будем. Я могу только надеяться, что после 30 апреля режим самоизоляции отме- нят. 9 мая мы много лет подряд играем «Монологи городов» в сквере Большого театра. Это спектакль, где каждый из на- родных артистов — Александр Галибин, Ирина Алферова, Владимир Качан — читает монологи от лица городов-героев. 9 мая — это также день рождения Бу- лата Шалвовича Окуджавы. В нашем те- атре есть традиция. Именно в этот день на Трубной площади мы открываем фе- стиваль «И друзей созову…». Это череда вечеров в кругу близких нам людей. — А что лично для вас значит День По- беды? — Мои дядя, бабушка и дедушка по- гибли на войне. Отец, Леонид Райхель- гауз, механик-водитель танка, прошел всю войну и расписался на Рейхстаге. Я горжусь им. Его пиджак весь увешан наградами, поэтому для меня День Побе- ды— праздник праздников! Моя мама Фаина Райхельгауз работа- ла в госпитале, будучи студенткой меди- цинского училища. Война сделала маму и ее младшую сестру сиротами. О том, как родители погибли в разбомбленном эше- лоне, мама написала книгу, по которой я в этом году поставил спектакль «Фаи- на. Эшелон». До карантина мы успели сыграть всего два премьерных спектак­ ля. Как только заработают театры, хочу, чтобы зрители приходили смотреть его, увидели, как потрясающе играет Елена Всеволодовна Санаева. И вообще, когда все это закончится, мечтаю, чтобы театр побыстрее снова за- полнился шумом, аплодисментами, суе- той перед спектаклями. Мы очень скуча- ем по всему этому и по нашим любимым зрителям. Фото: ИЗВЕСТИЯ/ Александр Казаков Мы должны пережить этот период достойно и правильно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz