Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ВСЯЖИЗНЬ—ВМУЗЫКЕ Профессионалы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 4 №45 (26173) ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РОССИИ, СОЛИСТ ЛИПЕЦКОГО ДЖАЗОВОГО ОРКЕСТРА ДОМА МУЗЫКИ ПИАНИСТ И КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧМАРКИН ОТМЕТИЛ СВОЕ 75-ЛЕТИЕ. ОНО СИМВОЛИЧНО СОВПАДАЕТ С ПРЕДСТОЯЩИМ ЮБИЛЕЕМ ПОБЕДЫ. Татьяна Щеглова СЕЙЧАСВИНФОРМАЦИОННОМИ МУЗЫКАЛЬНОМПОТОКАХМНОГО НЕГАТИВНОГО, НЕНАСТОЯЩЕГО.ОТ ЭТОГО НУЖНОБЕЖАТЬ,ОБЕРЕГАЯДУШУИУШИ. ХОРОШАЯ, КАЧЕСТВЕННАЯМУЗЫКА — ЭТОКРАСИВЫЕ ЭМОЦИИИ ГАРМОНИЯ, ТО, ЧТООБОГАЩАЕТ ИДАЕТ ХОРОШИЙ ПОЗИТИВНЫЙЗАРЯД Валерий Маркин из Литвы под управлением Тишкуса. Стоит помнить, что в те годы не было магнитофонов, а телевизоры и грампла- стинки — в минимальных количествах. Хороших музыкантов, в большинстве случаев, можно было услышать только на сцене, и я был покорен выступлением оркестра из Литвы. С тех пор у меня по- явился большой интерес к этому жанру. В Липецке я работаю с 1969 года по- сле окончания вуза. Много лет препода- вал в музыкальном училище, и когда там появилось эстрадное отделение и был создан джазовый оркестр, стал в нем иг- рать. Позже именно этот оркестр стал сначала городским, а потом и джазовым оркестром Липецкого Дома музыки, где я и сейчас работаю. Чем джазовая музыка прельщает? Если в классической академической му- зыке ты воплощаешь идеи композитора и учишь произведения по его нотам, то в джазе путь к творчеству очень короткий. Есть знаменитые темы или гармонии, на которые ты импровизируешь, кото- рые рождают новые чувства у тебя и у слушателя. Для меня джаз — своего рода жизненная философия. —Какое-то время вы работали замести- телем начальника областного управления культуры. Ушли из чиновников и снова вер- нулись к музыке.Отчего? — Вначале я несколько лет был худо- жественнымруководителемЛипецкойфи- лармонии, поэтому меня и пригласили в управление культуры. Откровенно сказать, по наивности надеялся помочь своим кол- легам-музыкантам. При этомдоговорился, чтобуду совмещать эту работу с концертной деятельностью.Нопотомоказалось, чтоне удалось ни одного, ни другого. Коллегам помочь не смог. И самому играть запрети- ли. Ия подумал про себя: «Какже так? Я16 лет отучилсямузыке, чего-то достиг в своей профессии, а играть—нельзя?».Предпочел отказаться от чиновничьего портфеля и вернуться к любимому делу. Плеяда талантов — Вы работали с музыкантами между- народного уровня. Стояли на одной сцене. Вместе играли. Расскажите них. — Музыканты, с которыми я рабо- тал в Риге еще будучи студентом, потом переехали в Москву и стали солистами известных ВИА: «Самоцветы», «Пламя», «Верные друзья». Это Юрий Петерсон, Ефим Дымов, Зенон Янушко, Владимир Плотников, Игорь Цинман, Семен Лип- кович, Вадим Вядро и другие. Я очень дорожу дружбой с заслужен- ным артистом России, одним из ведущих гитаристов советской, а позже — россий- ской сценыНиколаемКомолятовым. Мы оба из Саранска, при этом он прошел школу знаменитого композитора и гита- риста Александра Михайловича Ивано- ва-Крамского. И когда мы с Николаем встречались на родине, то обязательно делали совместные концерты. На международном фестивале «Джа- зовая провинция» в Липецке играл со многими корифеями джаза из разных стран. Не в одном концертном номере, но на одной сцене. — Моменты счастья, которые вспоми- наются в ваш юбилейный год, в чем они? Что было главным? — Конечно, как и у любого челове- ка — рождение ребенка, успехи в про- фессии. Если ты их достигаешь, то это — удовлетворение, счастье.Кроме того, все мы стремимся к природе, с годами — все больше. В какой-то момент мы с женой решили: а не получать ли нам это состо- яние счастья каждый день? И мы прода- ли квартиру в городе и уехали в деревню на постоянное жительство, недалеко от Липецка, в Добровский район. Теперь все, кто к нам приезжают, завидуют: «Ах, какой у вас воздух, какая природа», а мы как бы даже привыкли, хотя и радуемся. —Что пожелаете нашим читателям? — Слушайте только хорошую музыку. Сейчас в информационном и музыкаль- ном потоках много негативного, ненасто- ящего. От этого нужно бежать, оберегая душу и уши. Хорошая, качественнаямузы- ка—это красивые эмоции и гармония, то, что обогащает и дает хорошийпозитивный заряд, желание жить дальше. Совсем не обязательно слушать джаз и классику. Про- сто хорошую, качественную музыку. И, конечноже, приходите на наши концерты! Фото из архива ВалерияМаркина П апа Валерия Маркина, Василий Ильич — фронтовик, в 1942 году получил ранение и был комиссо- ван. Мама, Екатерина Ивановна — бло- кадница. Пережила войну в осажденном Ленинграде. Родители жены Галины — Дмитрий Николаевич Якушев и Мария Тимофеевна прошли всю войну. Ее отец — кадровый военный, а мама — медсе- стра. Так что семью Валерия Васильевича военные испытания коснулись вплотную и, конечно, повлияли на его мировоззре- ние. Он любит военные песни, часто их исполняет. — Война оставила глубокий след в моей судьбе, — рассказывает музыкант. — По молодости боевое прошлое нашей семьи и страны, пережившей войну, вос- принималось как нечто само собой разу- меющееся, а с годами думаю об этом все больше. Мы с женой вот уже несколько лет ходим на День Победы с «Бессмертным полком». Если приезжает ее брат, то и он присоединяется. С возрастом это стано- вится все труднее, но пока что держимся. Родом из детства — Вернемся к музыке. С чего начались занятия, почему выбрали эту профессию? — Когда я был маленьким, то воспи- тывался у дяди в Краснодарском крае, ро- дители часто ездили на гастроли. Дядя — любитель баяна, выучил на нем играть моего отца и мне сделал маленький двух- четвертной аккордеончик. Очень быстро я стал «первым гармонистом на деревне». Меня тогда, в 50-е годы, из дома в дом приглашали, я всех развлекал, и все были рады. Выучил много военных песен, до сих пор их люблю. Родители Валерия связали своюжизнь с искусством. Отец — баянист, мама — танцовщица, до войны она занималась в балетной студии приМариинском театре. Так что мне ничего не оставалось, как поступить в музыкальную школу — моя судьба была предрешена (улыбается). Окончил музыкальную школу по классу фортепиано в Саранске, в Мор- довии, где и родился. Там же поступил в музыкальное училище. Потом в силу обстоятельств перевелся в Псковское музыкальное училище. Там мне встре- тилась потрясающий педагог — Вера Вячеславовна Лобойко. Она была туда эвакуирована после Ташкентского зем- летрясения, а до этого преподавала в Ташкентской консерватории. Она при- вила любовь к классике и обучила так, что это позволило мне продолжить об- разование в вузе. Сегодня он играет джаз — Рижская консерватория, выпускни- ком которой вы стали, — это своего рода знак качества. В музыкальных кругах в свя- зи с этим вас называют «западником». Вы с этим согласны? — Не особенно. Конечно, во време- на СССР, о которых мы говорим, меж- ду Западом и нашей страной была некая «прослойка», и это как раз страны При- балтики (улыбается). А в Рижской консерватории я оказался волей случая. На выпускных экзаменах в Псковском музыкальном училище пред- седателемГоскомиссии у нас был органист Марк Шахин из Ленинграда. Я играл ор- ганную прелюдию Баха, и ему понрави- лось мое выступление. Он сказал: «Езжай в Ригу, там много интересных гастролирую- щих музыкантов, иДомский собор, может, еще органистом станешь». Органистом я не стал. Но в Риге, действительно, побывал на многих интересных концертах и позна- комился с выдающимися музыкантами. — Вас называют уникальным музыкан- том. Исполняли с симфоническим орке- стром концерты, а потом вдруг оказались в джазовом оркестре Дома музыки. Откуда такая разноплановость? —Академическуюфортепианнуюму- зыку я любил всегда, но в последние годы больше был на сцене как концертмейстер. Когда много солистов-вокалистов, и все они разные, то и сам становишься раз- ноплановым. Много лет выступал с на- родным артистом России Валерием Рад- ченко, с заслуженной артисткой России Зинаидой Карандаковой в Липецкой фи- лармонии, аккомпанировал заслуженной артистке России Татьяне Горошко. Мой возраст сейчас уже не распола- гает к дальним дистанциям. Но вот не- давно композитор Дина Сморгунская, выпускница Питерской консерватории, с которой я дружу много лет, передала свой новый альбом романсов на хорошие стихи, и мне хотелось бы представить их слушателям с Зинаидой Карандаковой или с солисткой джазового оркестра На- тальей Волковой. Что касается джаза. Еще в 15 лет в Са- ранске, где я жил, я услышал замечатель- ный государственный джазовый оркестр РОДИТЕЛИ ВАЛЕРИЯ СВЯЗАЛИ СВОЮ ЖИЗНЬ С ИСКУССТВОМ. ОТЕЦ — БАЯНИСТ, МАМА — ТАНЦОВЩИЦА, ДО ВОЙНЫ ОНА ЗАНИМАЛАСЬ В БАЛЕТНОЙ СТУДИИ ПРИ МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ. ТАК ЧТО ЕМУ НИЧЕГО НЕ ОСТАВАЛОСЬ, КАК ПОСТУПИТЬ В МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz