Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Местное время ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 2 №45 (26173) ИЗ МАГАЗИНОВ УХОДЯТ ОЧЕРЕДИ Никакого сильного ажиотажа в продуктовых магазинах Липецка в последние две недели не случилось. Более того, представители липецких супермаркетов заговорили о снижении трафика покупок. Лариса Пустовалова Специалисты уверены, что перебои с поставками основ- ных продуктов питания Липецкой области в принципе не грозят. Слоган «Прокормим себя и соседей» оказался справедлив как никогда. — Регион в состоянии обеспечить себя макаронной продукцией, сахаром, у нас перерабатывают гречку. Работают птицефабрики и свинокомплексы, тепличные хозяйства. Это успешные, не раз подтвердившие свою репутацию предприятия. Их продукции хватит даже при самом неблагопрятном сценарии, — уверена Наталия Свиридова. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ О днако самоизоляция и падение цен на нефть за- ставили изрядно понерв- ничать и покупателей, и про- давцов. Мы проанализировали, как вели себя липчане в магази- нах в эти сложные дни и какие продукты разбирали в первую очередь. Особенно любопытно было пройтись по супермар- кетам после демонстрации пу- стых полок в зарубежных интер- нет-роликах. В приоритете по-прежнему бакалея — За эти две недели наш тра- фик снизился примерно на 20 процентов. Покупателей стало гораздо меньше, и вели себя они иначе. Средний же чек при этом вырос до тысячи рублей. Осо- бенно заметны были измене- ния в первую неделю самоизо- ляции, — проанализировала си- туацию директор липецкой «Ли- нии» Наталья Полоскина. — В магазине люди старались прово- дить как можно меньше време- ни, при этом набирали продук- ты надолго. Праздно гуляющих и смотрящих на витрины поку- пателей больше не встретишь. Тележки наполнялись доверху за 20 минут. Набор товаров из- менился разительно. В первую очередь брали крупы и мака- роны, пятилитровые баклажки воды, консервы. Только затем шли мясные продукты. В тече- ние трех дней скупали мыло. Но не упаковками, просто его бра- ли все и по нескольку кусков. Прошел слух, что в Москве про- пало мыло и туалетная бумага, и народ отреагировал, — добавила Наталья Константиновна. Кстати, продажи спиртного не увеличились, как того ожи- дали. Этот сегмент остался на прежнем уровне, не просел и не вырос. Вторая неделя внесла разно- образие и в набор товаров, кото- рые люди закупали, и в количе- ство посетителей. Гипермаркет расположен рядом с парком По- беды, поэтому здесь всегда было много детей, завернувших сюда после прогулки, и велосипеди- стов. Ни тех, ни других в первую неделю не было. Впрочем, терпе- ния у липчан хватило ненадолго, и спустя десять дней все стало возвращаться на свои места. Понемногу начали появляться У БОЛЬШИНСТВА СУПЕРМАРКЕТОВ ТОВАРЫ ЗАКУПАЕТ РОБОТ, КОТОРЫЙ НЕ ЗАПРОГРАММИРОВАН НА РЕЗКОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ СПРОСА. И ТАМ, ГДЕ ВОВРЕМЯ НЕ ПОДСТРАХОВАЛИСЬ, НЕ ПЕРЕШЛИ НА РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ПОЯВИЛИСЬ СБОИ С ПОСТАВКАМИ. НО ЭТО ПРОИЗОШЛО НЕ ПОТОМУ, ЧТО ГРЕЧКА СТАЛА ДЕФИЦИТНЫМ ТОВАРОМ Наталья Полоскина Не только имбирь богат витаминами семьи с детьми, любители ак- тивного отдыха. Покупки стали более разнообразными. Ажиотаж закончился — Покупатели успокои- лись только тогда, когда уви- дели заполненные прилавки, — делится впечатлениями ди- ректор супермаркета «Европа» Елена Пиванова. Ажиотаж в этом магазине все-таки имел место быть. Расположен он на перекрестке автомагистралей в новых районах областного центра, посещаемость и поку- пательная способность здесь высокая, поэтому наплыв обес- покоенных жителей был оче- виден. Продукты разбирали с полок за час. Продавцы просто не успевали выкладывать товар. Здесь тоже в первую очередь раскупали бакалейную группу товаров, затем мясо, потом — моющие средства, молоко. Не так востребованы были гото- вые салаты — чувствуется, что у людей появилась возможность готовить самим. Тем не менее, руководство супермаркета пока не может спрогнозировать поку- пательский спрос. — Ситуация, в которой мы находимся, уникальна, такого еще не было. Поэтому понять, какие товары в перспективе рас- купят, а что останется на полках, невозможно, — сетует Елена Пи- ванова. Сейчас в магазине ши- рокий выбор ингредиентов для пасхальной выпечки. Их судь- бу маркетологи гарантировать не берутся. Возможно, липча- не решат сэкономить, и товар останется на полках. С точно такой же уверенностью можно предположить, что посыпок и украшений для выпечки может не хватить всем желающим. Потому что у женщин появится больше свободного времени для кулинарии. Ох уж эта гречка Удивительный продукт стал индикатором катаклизма и в этот раз. Однако спрос на него вырос не с началом самоизоля- ции, а с момента падения цены на нефть. В который раз липча- не бросились запасаться впрок именно гречкой. Потому что и цена доступна, и срок хране- ния дольше, чем у других круп. В отношении этого продукта можно с уверенностью сказать: ажиотаж в Липецке был. С од- ной поправкой: он случился на неделю раньше, чем нача- лась самоизоляция. За неделю «Линия», например, распрода- ла целую фуру товара, а это 20 тонн! В ряде супермаркетов этот продукт пропал тогда вовсе. Удивительно, но в рыночной экономике нашлось место свое- образной взаимовыручке. Пред- ставители других торговых сетей подвозили гречку на машинах и продавали там, где прилавки пу- стели. Так было на улице Тереш- ковой, где оказалась закрыта на ремонт «Пятерочка», а остав- шийся «Магнит» не справился с наплывом покупателей. — Причина здесь в органи- зации бизнеса. У большинства супермаркетов товары закупает робот, который не запрограм- мирован на резкое увеличение спроса. И там, где вовремя не подстраховались, не перешли на ручное управление, появились сбои с поставками, — объясняет ситуацию Наталья Полоскина. Но это произошло не потому, что гречка стала дефицитным товаром. Была еще одна причина. Предприятия-посредники, фа- сующие крупу, не полностью справились с резко выросшим спросом. В ту неделю они вы- нуждены были работать кругло- суточно, привлекать дополни- тельные силы, чтобы справиться с заказами. Эти затраты дали о себе знать. Стоимость гречки и того же риса возросла на 5—7 процентов. Однако следует понимать разницу между социальной и брендированной гречкой. Крупа разрекламированныхфирм, сто- имостью в 85 рублей и выше — вовсе не следствие ажиотажного спроса или картельного сгово- ра. «Это как раз тот самый брен- дированный продукт, который раскупался в последнюю оче- редь, а следовательно, и в цене вырос не намного. Повышен- ный спрос был именно на «со- циальную гречку», которая сто- ила в тот момент 43—45 рублей за килограмм. Мы отслеживаем цены на товары этой категории. В конце марта передавали материалы в антимонопольный комитет на курских и воронеж- ских поставщиков, решивших дополнительно увеличить сто- имость гречки и сахара», — рассказала нам директор Агент- ства содействия развитию тор- говой деятельности Липецкой области Наталия Свиридова. Что же будет с ценами? Сегодня специалисты прог нозируют подорожание това- ров примерно на 15 процентов. Связано это в первую очередь с укреплением доллара. При этом нестабильность валютного курса на этот раз выступила дуэтом с пандемией коронавируса. Мно- гие государства-поставщики уже закрыли свои границы. Сейчас наши магазины заканчивают продавать продукцию, приобре- тенную по старым ценам. Когда возобновится международная торговля и по какому курсу доллара, можно только догады- ваться. Но есть более наглядный пример. Имбирь, стоимость ко- торого в пандемию выросла бо- лее чем в 10 раз, а затем рухнула втрое, стал недоступным делика- тесом. Сейчас его уже не выстав- ляют на торгах. Дело в том, что для торговых сетей его поставля- ла только ЮАР. Эта республика тоже закрыла порты. И другой альтернативы пока не найдено. Зато решили проблемы с по- ставками двух других продук- тов, которые кинулись скупать липчане в целях укрепления иммунитета. В ближайшее вре- мя молодой чеснок привезут из Египта, с Узбекистаном дого- ворились о поставках лимонов, стоить они будут в районе 300 рублей за килограмм. Фото Николая Черкасова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz