Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

нившие ему приверженцы ловили хуциевские фильмы в окраинных кинотеатрах. Они нуждались в череде этих бессюжетных эпизо- дов, что, сцепляясь, воссоздавали дух времени, тревожную его ауру. У Хуциева стирались границы между документальностью и поэ- зией. Вымышленные персонажи растворялись в реальномпотоке на московских улицах. Узнаваемые приметы, подробности повседнев- ного быта складывались в картину эпохи.Проза обреталалирическую трепетность. В чем, быть может, и заключались магия, тайна и новизна того, что мастер привнес вкинематографическое искусство. Нет, он все-таки не принад- лежал к художникам элитарным, артхаусным. Напротив, режиссер был демократичен, беззащитно искренен и адресовался отнюдь не к одержимым гурманам-кинома- нам. И герои его—обыкновенные люди. Они в толпе, но не с толпою. Им не подходит стандартное, ав- томатическое следование кем-то «наверху» одобренным образцам. Они, как писал поэт, во всем хотят дойти до самой сути. Жить как живется, день за днем у них не получается. Это и в Хуциеве, и в его пер- сонажах настораживало, бес- покоило, раздражало. Потому и самый известный фильм режиссе- ра — «Застава Ильича» — вызвал внезапное негодование Хрущева. В какую-то лупу или микроскоп глава государства ухитрился раз- глядеть то лииздевательство, то ли надругательство над присущими советскому человеку нормами и идеалами. Когда «Заставу Ильича» при- везли на Венецианский кинофе- стиваль, там предвкушали нечто диссидентское, крамольное, анти- советское. И были разочарованы. Фестивальная аудитория увидела светлую и человечную, очень со- ветскую картину. В ней молодые парни возвращаются из армии, дружат, любят, ищут себя, вспо- минают не пришедших с войныот- цов, слышат как бы во сне мерный шаг военного патруля по брусчат- ке послевоенной мирной Москвы. Фильм после цензурного оско- пления и отставки сурового «ки- нокритика» Никиты Сергеевича Хрущева все-таки выпустили в прокат с безликим заглавным ти- тром «Мне двадцать лет». Полную версию воссоздали в перестройку. И тогда с особой ясностью обнару- жилось, насколько он противопо- ложен по духу, по сути, по строю надвигавшемуся на страну ры- ночному, потребительскому ажи- отажу, культу меркантильности в ущерб всему духовному. Есть в «ЗаставеИльича» теперь ставший хрестоматийным эпизод: короткий диалог отца и сына. Отец погиб на фронте. Их встреча воображаемая. Сын спрашивает солдата вплащ-палатке, какжить. А тот говорит: я был убит, когда мне было меньше, чем тебе сейчас. Как я могу что-то посоветовать? Сцена пронзительная. Герой кар- тины впервые отчетливо осознает: теперь он в ответе за все. Заживых имертвых. За себя и страну. Хуци- еву не была свойственна патетика. Но в «Заставе Ильича» он от нее не уклонился. Естественно, сделал это без нажима, без торжествен- ной риторики, декламации, а по- своему, по-хуциевски. Его волновал мотив связи по- колений. В позднем фильме «По- слесловие» он вновь ставит друг перед другом отцов и детей. Герой Ростислава Плятта открыт миру, живет жадно, радостно, не рас- теряв молодого дара восхищаться людьми или красотой и мощью грозовых раскатов за окном. Ге- рой Андрея Мягкова приземлен, рационален, сух. Он занят диссер- тацией, карьерой. Стариккажется ему театральным, наивным по- зером, действует на нервы самим своим присутствием. На чьей стороне Марлен Ху- циев, сомнений нет. И обеспо- коенность его трещиной между этими персонажами — это обес- покоенность не политическим, а духовным, нравственным отчуж- дением тех, что пришли, от тех, что уходят. Он до смертного часа надеялся что-то изменить. Не по- тому ли и обратился в финальной своей работе к двум великим пи- сателям-провидцам Толстому и Чехову? Утверждают, что фильм почти закончен. Возможно, он появится на экранах. Но захотим ли мы его увидеть, понять, от чего предостерегал, где пытался найти для нас всех опору один из глав- ных режиссеров минувшего века? ТимБертон представляет своюновуюкар- тину «Дамбо» . Цирковой импресарио Марк Медичи назначает бывшую звезду цирка Холта Фэрриера и его детей Милли и Джо опекунами новорожденного слоненка, чьи невероятно большие уши сразу становятся предметом для постоянных шуток и насме- шек коллег Холта по цеху. Внезапно узнав, что Дамбо умеет летать, владелец цирка ре- шает нажиться на необычных способностях слоненка. К делу подключается энергичный предприниматель В.А. Вэндевер, который решает сделать из малыша Дамбо главную звезду своего нового грандиозного развлека- тельного предприятия «Сказочная страна». Это первая игровая перезагрузка мульти- пликационного фильма студии Disney, кото- рая является совершенно самостоятельным произведением. В фильме снимаются Колин Фаррелл, Люси ДеВито, Ева Грин, Дэнни ДеВито, Майкл Китон. МэттьюМакКонахи, СнупДогг, ЗакЭфрон иДжонаХилл в комедии «Пляжный бездель- ник» Хармони Корина. Отвязный тусовщик по кличке Лунный Пес плевать хотел на все общественные нормы. Все, что ему нужно, — это деньги и пляжные вечеринки. Но если он не допишет поэму, не получит наследства покойной жены… Звезда фильма «12 лет рабства» Лупита Нионго в триллере «Мы» . Картина расскажет о семейной паре, которая вместе с детьми и друзьями приезжает в пляжный домик в надежде расслабиться и отдохнуть. С при- ближением ночи становится понятно, что покой им не светит, когда рядом появляются нежеланные соседи. Еще один триллер в прокате — «Прокля- тыйдом» . Отецс 12-летнимсыномприезжают в штат Вермонт, чтобы восстановить старый дом. Там они сталкиваются со злым духом прежней владелицы дома, и чем дальше про- двигается ремонт, тем сильнее становится злобный призрак. Лучшие друзья Пауль и Тони — герои немецкой комедии «100 вещей и ничего лишнего», — находясь буквально в шаге от богатства, на спор отказываются от всего сво- его имущества, чтобы доказать, что вещи не имеют на парней никакого влияния. Ставки высоки, а их пари оказывается под угрозой, когда на горизонте появляется симпатичная девушка, ведь сложно произвести впечатле- ние, когда ты миллионер без штанов… Любовь и другие фокусы в шведской мелодраме «Парк развлечений» . Два парка развлечений соперничают за внимание посе- тителей. В ход идут фокусы, магия, трюки, а также воровство, шпионаж и предательство. Они готовы удивлять любой ценой. Юноша и девушка из враждующих кланов вопреки запрету полюбили друг друга... Есть ли у этой истории шанс на счастливый конец? «Безумие ближе, чем кажется» — девиз драмы «Амбивалентность» Антона Биль- жо. Два друга, два молодых психиатра, по- разному воспринимают жизнь. Один хочет поступать правильно, второй — ставить эксперименты. Один — прилежный ученик, второй — нарушитель спокойствия. Но вы- держит ли их дружба испытание страстью к одной женщине? Это интригующая история о необычном любовном треугольнике и о том, что безумие ближе, чем кажется. Д евять дней назад не мелкой бегущей строкой у нижней кромки кадра, а крупно , во весь экран стране со- общили: «Умер ре- жиссер Марлен Хуциев». Предполагаю, что многим его имя было незнакомо. Хотя они почти наверняка смотрели «Весну на Заречной улице»—по ТВ ее ча- сто повторяют. Но кто нынче запо- минает авторов даже понравивше- гося фильма? Чтобы запомниться, режиссеру мало снимать хорошее кино. Надо, к примеру, еще вести популярный блог или телепро- грамму—либо остро публицисти- ческую, как «Бесогон» Никиты Михалкова, либо прикольную, как «Пилорама» Тиграна Кеосаяна. В крайнем случае хотя бы открыть неугомонной Лере Кудрявцевой какой-нибудь свой интимный «се- крет на миллион». Хуциеву эта суетность была чужда. Он прожил девяносто три года словно бы в ином, параллель- ном масскульту измерении, не задумываясь о кассовых сборах и самопиаре. А ушел, не успев за- вершить картину о Льве Толстом и Антоне Чехове. «Невечерняя» —так он ее назвал—тоже не была рассчитана нашумиху и аншлаги. — Я созерцатель по природе, — объяснял он, — и никуда не тороплюсь. Мне интересны на- строение, судьба отдельно взятого человека в контексте времени. Вы поняли, господа? Интерес режиссера кардинально расхо- дился с интересом среднестати- стического зрителя. Последнему подавай динамичный сюжет, кру- тую интригу, приключения, секс, саспенс, спецэффекты. Он желает провести два часа в кинозале, сле- дя за похождениями суперменов и жуя попкорн. АХуциев и попкорн несовместимы. Работа души и работа челюстей — занятия очень разные. Он действительно никуда не торопился. И за долгую жизнь в кинематографе поставил всего восемь фильмов, включая «Не- вечернюю». Фильм от фильма от- деляли пять, десять, двенадцать лет. По разным причинам— из-за немилости киноначальства, из-за нехватки средств. А может, ему нужно было не спеша выносить, выстрадать замысел. Говорили, что он работает слишкоммедленно и долго. Это, вероятно, смущало продюсеров. Особенно сейчас, когда на очередную серию телеви- зионного «мыла»коллегиХуциева затрачивают неделю. Хуциев нуждался в чутких, мыслящих зрителях-партнерах. А таких в любую эпоху набира- ется горстка. В нашу, пожалуй, уже щепотка. Тем не менее они у режиссера в советское время были. У них совпадали с ним группа крови, сердечные ритмы. Впервые это произошло в оттепельные ше- стидесятые. Тогда постановщик «Заставы Ильича» и «Июльского дождя» стал ключевой фигурой поколения наряду с Аксеновым и Окуджавой, Евтушенко иАндреем Тарковским. А уже гораздо позже не изме- Послесловие СМОТРИМ В МАРТЕ Вы поняли, господа? Интерес режиссера кардинально расходился с интересом среднестатис- тического зрителя. Последнему подавай динамичный сюжет, крутую интригу, приключения, секс, саспенс, спецэффекты “ ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Когда слон летает СЕРГЕЙ ИВАНОВ Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом 24 № 60/25938/28 МАРТА 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Прямая речь | кино

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz