Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
7 № 60/25938/28 МАРТА 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Десятилетие детства Патриоты или потребители Историю Отечества надо не только знать, но и понимать ЕЛЕНА БРЕДИС Как ни крути, а в школе ребенок проводит гораздо больше времени, чем с родителями. Сегодня это уже осоз нали все и схватились за голову: как так, за девяностые и нулевые из школы ушло воспитание! Как так, весь учеб ный процесс стал сводиться к натаскиванию на сдачу итоговых экзаменов! Как так, выпускники совершенно не знают родной истории! Аведь мыхотим вырастить из них патриотов, ответственных и порядочных людей. Ну, по крайнеймере, этого хотят и государство, и адекватные родители. Так реально ли это? Мы беседуем с учителем истории липецкой школы № 60 Сергеем Бочаровым. Сергей — один из тех моло дых людей, кто сделал совершенно осознанный выбор в пользу работы в школе. Я не буду перечислять все его награды и заслуги. Скажу только, что с 2014 года он яв ляетсяобщественнымпомощникомУполномоченногопо правам ребенка в Липецкой области. Так что, проблемы детей для него не пустой звук. — Когда мы видим в теле сюжетах, что наша молодежь не знает даже элементарных вещей из истории страны, то становится просто жутко. На ваш взгляд, они не хотят изу чать историю, считают ее не нужной? —Я бы так не сказал. Про- сто главная задача педагога — заинтересовать ребенка своим предметом. Я преподаю у всех, начиная с пятиклашек и заканчивая старшеклассни- ками. И все на уроках тянут руки. — Даже старшеклассни ки?! — Ну, для них молодой учитель является скорее стар- шим товарищем. Поэтому мы больше ведем беседы, дискус- сии, они задают мне вопросы. И, конечно же, высказывают свою точку зрения на то или иное историческое событие. А моя задача — сформировать объективную точку зрения с учетом всех исторических документов и свидетельств, о которыхоничаще всегоничего не знают. Аеще унихмного во- просов по ЕГЭ, поскольку они знают, что я его тоже сдавал. — Дети очень запуганы? —Да, и это ужасно. Пугают родители, пугают классные руководители. Моя задача объяснить ребенку, что от него не потребуется ничего сверх того, что он из- учал в школе. Поэтому просто учись! И все у тебя будет хорошо. Прививка от равнодушия — История очень сложный предмет, в нее то и дело норовит проникнуть политика… — Да, начиная с де- вяностых пошла мани- пуляцияфактами, дохо- дящая до откровенных подтасовок, началось замалчивание одних фактов и выпячивание других. Но как можно вырастить из ребенка патриота, если жизни его отцов и дедов зама- раны черной краской? Особенно в том, что ка- сается периода Совет- ской власти, надо быть очень внимательным и непредвзятым. А этот период практически убран, не считая Ве- ликой Отечественной войны. Как убраны из программы книги «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия». Более того, надо вла- деть огромной информацией по этому периоду, чтобы дать детямвсюобъективнуюполно- ту картины. Заградотряды? Да. Но когда они появились, на какое время и почему? Аф- ганистан? Да. Но какие у нас были геополитические инте- ресыв томрегионе?Что сейчас там, после нашего ухода? Как афганцы сегодня вспоминают «шурави», сравнивая с амери- канцами? У ребенка должно быть не только знание, но и по- нимание своей истории. А для этого учитель должен владеть всеми фактами. — А если во время дискус сиикто-тоиз учеников скажет, чтоЛенинград лучше было бы сдать? — Ну, слава Богу, никому из моих такое и в голову не придет. Уних есть прививка от подобных бредней. Когда мы изучаем блокаду Ленинграда, я стараюсь как можно больше времени посвятить дневнику Тани Савичевой. Ведь это живое свидетельство того, что происходило в осажденномЛе- нинграде. А дети даже имени этого не знают, и вот это уже трагедия. Но, познакомив- шись с дневником, они начи- нают совершенно по-другому воспринимать и чувствовать то, что тогда переживали ле- нинградцы и вся страна. — Но это же больно, а се годнядетей стараютсяуберечь от отрицательных эмоций… — Хирург тоже вынужден делать больно, чтобыпотомпа- циентжил здоровым. Илекар- ства горькими бывают. А если мы будем ограждать детей от всего, что их может вывести из комфортного состояния, то воспитаем «идеальных потре- бителей», а не патриотов. Мы ездили на экскурсию в Санкт- Петербург, потому что это и столица Российской империи, и Петроград — колыбель Ве- ликой революции, и некогда блокадный Ленинград, и во- обще — сгусток исторической памятии событий. Собираемся поехать в Волгоград. Во время таких экскурсий история для ребят оживает. Стараемся ис- кать бюджетные варианты, чтобы поехать могли все дети, независимо от финансового положения в семье. Как не запутаться в Сети — За последние пять лет дети как-то изменились? — Они меняются под дав- лением окружающей среды. Сегодня я гораздо чаще могу услышать от ученика: «Я не подготовился, потому что у меня отключился Интернет». Явсегда отвечаю: «Атыспроси у мамы, что такое библиотека и как в нее записаться». Спро- си у бабушки, как она бегала в библиотеку книги менять. Я им сразу сказал: «Не дай Бог, вы будете пересказывать мне информацию из Википедии!» Потому что там никто ни за что ответственности не несет, кто угодно может дописывать и редактировать. — Вы против Интернета? — Как сказала наша ми- нистр Ольга Васильева, се- годня мы от Интернета уже никуда не уйдем, но! Надо учить детей правильно им пользоваться, надо следить за ребенком! Одно дело найти в Сети необходимую статью, книгу, которой в данный мо- мент нет под рукой. И совсем другое—играть часами в ком- пьютерные игрушки, зависать в соцсетях, тупо «кликать» все новостиподряд. Апотомтраге- дия: «Ах, я обнаружила, что моя двенадцатилетняя девоч- ка ведет любовную переписку с двадцатилетним парнем!» Ну, так заблокируйте ей все соцсети, в ее возрасте важнее живое общение. Заблокируйте те сайты, которые вы считаете для нее несвоевременными. —С этим трудно бороться? — Очень. У меня каждое родительское собрание за- канчивается просьбой купить детям обычные кнопочные «звонилки». На уроках все эти смартфоны невероятно от- влекают ребят. С некоторыми родителями удается догово- риться, чтобы перед уроками дети складывали телефоны в коробочку, а после звонка уже забирали. Но даже колле- ги иногда меня спрашивают, зачем у меня в классе на сте- нах висят портреты маршала Жукова, адмирала Ушакова, Нахимова, Суворова, других выдающихся российских дея- телей. Дескать, есть же аппа- ратура, сделай презентацию и покажи портреты. Да не в единичной презентации дело! Дело в том, что в классе исто- рии должна быть особая атмос- фера, дети должны знать, кто и что сделал для их Родины. Я же обязательно рассказываю имокаждом, ктоизображенна портрете. Аиначе о какой свя- зи временмыможемговорить? — А мешает то, что дети стали мало читать? —Это беда, просто большая беда. Когда я задаю им на дом прочитать маленький пара- граф, начинается гул ропота: «Ой, как много!» И не объяс- нишь, как много приходилось читать намикакмного это нам потомдало. Есть и другая беда: в младших классах дети порой бегло читают, но не понимают смысла прочитанного. Тогда о каких глубоких знаниях может идти речь? Да, можно скопировать кусок из Интер- нета, распечатать на принтере и сдать как доклад. Но что останется в голове? У идеи должна быть цель — На ваш взгляд, школа сегодня должна заниматься воспитанием? — А как же?! Она всегда воспитывала и сегодня долж- на продолжать. Вспомните, первое, что сказала Ольга Ва- сильева, что она не потерпит выражения «образовательные услуги». К сожалению, в зако- нодательстве это словосочета- ние сохранилось. Как вообще можно представить, чтобы воспитание ушло из образова- тельного процесса? — А как вам сегодня это удается? — Да по-разному. Вот не- давно отмечали столе- тие комсомола, и, по- скольку я хорошо пою, меня пригласили вы- ступить на двух меро- приятиях. Япел песни о комсомоле из репертуа- ра Кобзона, Магомаева. Своим ученикам ска- зал: «Чтобы все были!» Так они не только сами пришли, но и родителей своих привели. И зна- ете, что самое интерес- ное? Потом подходили ко мне и говорили: «Как жалко, что у нас сейчас комсомола нет!» — Для воспитания нужна идеология? — На мой взгляд — да. Допустим, есть идея воспитать патриотов. Но с какой целью? Ведь можно и лежа на диване родину любить, а при этом жить за счет мамы и папы. Нужны цели и задачи, которые бы четко давали ответ на вопрос, а что я могу для России сделать. Объеди- няющие и духоподъем- ные, что особенно важно для молодежи. Чтобы объединяли они, а не новый гаджет. А если мы будем ограждать детей от всего, что их может вывести из комфортного состояния, то воспитаем «идеальных потребителей», а не патриотов ”
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz