Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

7 № 60/25938/28 МАРТА 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Десятилетие детства Патриоты или потребители Историю Отечества надо не только знать, но и понимать ЕЛЕНА БРЕДИС Как ни крути, а в школе ребенок проводит гораздо больше времени, чем с родителями. Сегодня это уже осоз­ нали все и схватились за голову: как так, за девяностые и нулевые из школы ушло воспитание! Как так, весь учеб­ ный процесс стал сводиться к натаскиванию на сдачу итоговых экзаменов! Как так, выпускники совершенно не знают родной истории! Аведь мыхотим вырастить из них патриотов, ответственных и порядочных людей. Ну, по крайнеймере, этого хотят и государство, и адекватные родители. Так реально ли это? Мы беседуем с учителем истории липецкой школы № 60 Сергеем Бочаровым. Сергей — один из тех моло­ дых людей, кто сделал совершенно осознанный выбор в пользу работы в школе. Я не буду перечислять все его награды и заслуги. Скажу только, что с 2014 года он яв­ ляетсяобщественнымпомощникомУполномоченногопо правам ребенка в Липецкой области. Так что, проблемы детей для него не пустой звук. — Когда мы видим в теле­ сюжетах, что наша молодежь не знает даже элементарных вещей из истории страны, то становится просто жутко. На ваш взгляд, они не хотят изу­ чать историю, считают ее не нужной? —Я бы так не сказал. Про- сто главная задача педагога — заинтересовать ребенка своим предметом. Я преподаю у всех, начиная с пятиклашек и заканчивая старшеклассни- ками. И все на уроках тянут руки. — Даже старшеклассни­ ки?! — Ну, для них молодой учитель является скорее стар- шим товарищем. Поэтому мы больше ведем беседы, дискус- сии, они задают мне вопросы. И, конечно же, высказывают свою точку зрения на то или иное историческое событие. А моя задача — сформировать объективную точку зрения с учетом всех исторических документов и свидетельств, о которыхоничаще всегоничего не знают. Аеще унихмного во- просов по ЕГЭ, поскольку они знают, что я его тоже сдавал. — Дети очень запуганы? —Да, и это ужасно. Пугают родители, пугают классные руководители. Моя задача объяснить ребенку, что от него не потребуется ничего сверх того, что он из- учал в школе. Поэтому просто учись! И все у тебя будет хорошо. Прививка от равнодушия — История очень сложный предмет, в нее то и дело норовит проникнуть политика… — Да, начиная с де- вяностых пошла мани- пуляцияфактами, дохо- дящая до откровенных подтасовок, началось замалчивание одних фактов и выпячивание других. Но как можно вырастить из ребенка патриота, если жизни его отцов и дедов зама- раны черной краской? Особенно в том, что ка- сается периода Совет- ской власти, надо быть очень внимательным и непредвзятым. А этот период практически убран, не считая Ве- ликой Отечественной войны. Как убраны из программы книги «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия». Более того, надо вла- деть огромной информацией по этому периоду, чтобы дать детямвсюобъективнуюполно- ту картины. Заградотряды? Да. Но когда они появились, на какое время и почему? Аф- ганистан? Да. Но какие у нас были геополитические инте- ресыв томрегионе?Что сейчас там, после нашего ухода? Как афганцы сегодня вспоминают «шурави», сравнивая с амери- канцами? У ребенка должно быть не только знание, но и по- нимание своей истории. А для этого учитель должен владеть всеми фактами. — А если во время дискус­ сиикто-тоиз учеников скажет, чтоЛенинград лучше было бы сдать? — Ну, слава Богу, никому из моих такое и в голову не придет. Уних есть прививка от подобных бредней. Когда мы изучаем блокаду Ленинграда, я стараюсь как можно больше времени посвятить дневнику Тани Савичевой. Ведь это живое свидетельство того, что происходило в осажденномЛе- нинграде. А дети даже имени этого не знают, и вот это уже трагедия. Но, познакомив- шись с дневником, они начи- нают совершенно по-другому воспринимать и чувствовать то, что тогда переживали ле- нинградцы и вся страна. — Но это же больно, а се­ годнядетей стараютсяуберечь от отрицательных эмоций… — Хирург тоже вынужден делать больно, чтобыпотомпа- циентжил здоровым. Илекар- ства горькими бывают. А если мы будем ограждать детей от всего, что их может вывести из комфортного состояния, то воспитаем «идеальных потре- бителей», а не патриотов. Мы ездили на экскурсию в Санкт- Петербург, потому что это и столица Российской империи, и Петроград — колыбель Ве- ликой революции, и некогда блокадный Ленинград, и во- обще — сгусток исторической памятии событий. Собираемся поехать в Волгоград. Во время таких экскурсий история для ребят оживает. Стараемся ис- кать бюджетные варианты, чтобы поехать могли все дети, независимо от финансового положения в семье. Как не запутаться в Сети — За последние пять лет дети как-то изменились? — Они меняются под дав- лением окружающей среды. Сегодня я гораздо чаще могу услышать от ученика: «Я не подготовился, потому что у меня отключился Интернет». Явсегда отвечаю: «Атыспроси у мамы, что такое библиотека и как в нее записаться». Спро- си у бабушки, как она бегала в библиотеку книги менять. Я им сразу сказал: «Не дай Бог, вы будете пересказывать мне информацию из Википедии!» Потому что там никто ни за что ответственности не несет, кто угодно может дописывать и редактировать. — Вы против Интернета? — Как сказала наша ми- нистр Ольга Васильева, се- годня мы от Интернета уже никуда не уйдем, но! Надо учить детей правильно им пользоваться, надо следить за ребенком! Одно дело найти в Сети необходимую статью, книгу, которой в данный мо- мент нет под рукой. И совсем другое—играть часами в ком- пьютерные игрушки, зависать в соцсетях, тупо «кликать» все новостиподряд. Апотомтраге- дия: «Ах, я обнаружила, что моя двенадцатилетняя девоч- ка ведет любовную переписку с двадцатилетним парнем!» Ну, так заблокируйте ей все соцсети, в ее возрасте важнее живое общение. Заблокируйте те сайты, которые вы считаете для нее несвоевременными. —С этим трудно бороться? — Очень. У меня каждое родительское собрание за- канчивается просьбой купить детям обычные кнопочные «звонилки». На уроках все эти смартфоны невероятно от- влекают ребят. С некоторыми родителями удается догово- риться, чтобы перед уроками дети складывали телефоны в коробочку, а после звонка уже забирали. Но даже колле- ги иногда меня спрашивают, зачем у меня в классе на сте- нах висят портреты маршала Жукова, адмирала Ушакова, Нахимова, Суворова, других выдающихся российских дея- телей. Дескать, есть же аппа- ратура, сделай презентацию и покажи портреты. Да не в единичной презентации дело! Дело в том, что в классе исто- рии должна быть особая атмос- фера, дети должны знать, кто и что сделал для их Родины. Я же обязательно рассказываю имокаждом, ктоизображенна портрете. Аиначе о какой свя- зи временмыможемговорить? — А мешает то, что дети стали мало читать? —Это беда, просто большая беда. Когда я задаю им на дом прочитать маленький пара- граф, начинается гул ропота: «Ой, как много!» И не объяс- нишь, как много приходилось читать намикакмного это нам потомдало. Есть и другая беда: в младших классах дети порой бегло читают, но не понимают смысла прочитанного. Тогда о каких глубоких знаниях может идти речь? Да, можно скопировать кусок из Интер- нета, распечатать на принтере и сдать как доклад. Но что останется в голове? У идеи должна быть цель — На ваш взгляд, школа сегодня должна заниматься воспитанием? — А как же?! Она всегда воспитывала и сегодня долж- на продолжать. Вспомните, первое, что сказала Ольга Ва- сильева, что она не потерпит выражения «образовательные услуги». К сожалению, в зако- нодательстве это словосочета- ние сохранилось. Как вообще можно представить, чтобы воспитание ушло из образова- тельного процесса? — А как вам сегодня это удается? — Да по-разному. Вот не- давно отмечали столе- тие комсомола, и, по- скольку я хорошо пою, меня пригласили вы- ступить на двух меро- приятиях. Япел песни о комсомоле из репертуа- ра Кобзона, Магомаева. Своим ученикам ска- зал: «Чтобы все были!» Так они не только сами пришли, но и родителей своих привели. И зна- ете, что самое интерес- ное? Потом подходили ко мне и говорили: «Как жалко, что у нас сейчас комсомола нет!» — Для воспитания нужна идеология? — На мой взгляд — да. Допустим, есть идея воспитать патриотов. Но с какой целью? Ведь можно и лежа на диване родину любить, а при этом жить за счет мамы и папы. Нужны цели и задачи, которые бы четко давали ответ на вопрос, а что я могу для России сделать. Объеди- няющие и духоподъем- ные, что особенно важно для молодежи. Чтобы объединяли они, а не новый гаджет. А если мы будем ограждать детей от всего, что их может вывести из комфортного состояния, то воспитаем «идеальных потребителей», а не патриотов ”

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz