Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

5 № 58-59/25936-25937/27 МАРТА 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Общество Суходол Новая страница нашего редакционного проекта «Книга и жизнь: параллельные сюжеты» посвящена селу, увековеченному Иваном Буниным Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru Если начинали мы свою рубрику с рассказа о лев- толстовском поселке Тихий Дон, который связан с рома- ном-эпопеей великого Михаи- ла Шолохова лишь названи- ем, то сейчас речь пойдет о Суходоле, изображенном в одноименной повести нашего земляка, писателя с мировым именем Ивана Бунина. Прав- да, это лишь приятная для суходольцев версия. Потому что в действительности Бунин писал о деревне Каменка в Становлянском районе ныне Липецкой области. А заодно создал литературный памят- ник и краснинскому селу Суходол — и не только ему... I. Повесть о сокрушительных страстях Суходол собственно и явля- ется главным героем бунинско- го произведения, втянувшим в свою историческую орбиту несколько поколений старин- ного дворянского рода, обре- ченного на вымирание и уход с жизненной сценыменяющейся России. Повесть написана в 1911 году. И рассказчик ведет в ней повествование о запусте- нии усадьбы, о затухающих страстях и пороках послед- них представителей некогда многочисленного «столбового» семейства. Ккоторому, кстати, причисляет и дворовых, зача- стую связанных с господами не только положением, но и кров- но. А в центре мироздания тех и других — Суходол: их общая родина и судьба, душа и почва, любовь и память. Правда, не очень понятно, почему все они так прикипели к этому особо ничем ни приме- чательному селу, к его «голому выгону, избам и оврагам, к разоренной усадьбе», где про- жили «скудные и бесследные» жизни, найдя последнее упоко- ение в «безыменных» могилах здешней земли. Неслучайно Горький назвал бунинскую повесть «Суходол» — с ее сокрушительными стра- стями и вырождением как бы всего рода человеческого—«од- ной из самыхжутких» русских книг. Казалось, что с гибелью дворянских гнезд канет в небы- тие и нищая, запуганная дерев- ня. Но она выживает наперекор всему. Ктоже не дает ей зарасти сорной травой забвения? II. Вольные птицы — Нас из деревни не вы- травишь, — заявляет местная жительница Мария Дружини- на. — Мы вольные птицы, нам в городе тесно! Еще бы не тесно: дома-то степь да степь кругом. Пейза- жи не слишком живописные, особенно зимой, но взгляд про- стирается так далеко, что душа ликует. Где-то в километрах восьми от Суходола была дерев- ня Грушевка, где Мария Серге- евна родилась. Да только в душе ее и сохранились та изба и тот двор, где выросли они с братом лишь благодаря большой мате- ринской заботе. Древняя семейственность на суходольской земле никуда не делась. За семьюдержались как за родину, не сдавали ее почем зря. Вот и мама Марии Серге- евны Ефросинья Никитична от родителей своих долго не от- калывалась, помогая им пере- жить горе: ее брат Николай во время Великой Отечественной пропал без вести. И Ефроси- нья как могла поддерживала родных, почти отказавшись от своего женского счастья. Уже перед войной была она девицей на выданье — как- никак 1916 года рождения. А после войныженихов в деревне и вовсе не осталось. Так и дума- ла она, что придется ей лишь племянников нянчить: три сестры, вольные пташки, одна за другой улетали во взрослую жизнь и, конечно, нуждались в помощи... III. Пожилая... мама Но Богу было угодно, чтобы и на ее долюнашелся суженый. Первенца, сыночка, она родила в 44 года. Через год появилась на свет и дочка, наша сегод- няшняя собеседница Мария Сергеевна. Но еще через год несчастнаяженщина овдовела. Тогда пожилой уже матери с двумя малышами на руках «до- брые» люди посоветовали: —А вы детей в детдом сдай- те, сами ведь не справитесь. Она в сердцах ответила: — А вы своих сдайте, а мои дети будут со мной... Кстати, прожилаЕфросинья Никитична 82 года. Детей вы- растила, внуков вынянчила. «Мы с братом уже с десяти лет и косили, и картошку тяпали, и по хозяйству матери помо- гали», — вспоминает Мария Сергеевна. А в школу ходили за семь километров, так хотели учиться. ОкончивЛебедянский сельхозтехникум, девушка начала работать бухгалтером в совхозе «Красное поле»: в Суходоле было тогда второе его отделение. Там и приметил ее Алексей Дружинин, местный тракторист. IV. Обычная любовь «Любовь в Суходоле необыч- на была», — пишет Бунин о бушевавших в барской усадьбе страстях, разбивших жизнь практически всех ее обита- телей. Кто-то терял рассудок от несчастной любви, кого-то настигала гибель от рук неза- конного отпрыска, а кому-то до смертного часа суждено было таить в душе «аленький цветочек» так и не открытого чувства. Любовь в Суходоле между супругамиДружиниными была и осталась обычной, принося- щей радость и полноту жизни. Поженились они в 1981 году, получили от совхоза трехком- натную квартиру. Вырастили в ней двоих сыновей — Романа и Вадима. Остаток лет провела у них мама Марии Сергеевны Ефросинья Никитична и ее се- стра, тетяКатя, для которой их домоказался роднее сыновнего. Кстати, в повести Бунина тоже есть тетя. Зовут ее Тоня. Полюбив вмолодости товарища своего брата, который разбил ей сердце, она так никогда и не покинула Суходол, прозябая в жуткой нищете и одиноче- стве, но согреваясь воспоми- наниями... А тетя Катя нашей героини Марии Сергеевны, родившаяся, кстати, в 1908 году (повесть написана три года спустя), хоть и прожила всю жизнь вдали от родныхмест, на склоне лет вернулась вСуходол, нашла там тепло и уют. Такие вот параллельные сюжеты. Никуда не уехал и старший сын Марии и Алексея Дружи- ниных. Недалеко—вЛебедяни —осел младший, по-прежнему прописанный в Суходоле. У них у каждого по трое детей, а шестеро внуков по нашим вре- менам — счастливая редкость. А все она, та самая обычная любовь, от которой млеет душа и рождаются дети. V. Половецкие бабы Не исключено, что традиции самоотверженногоматеринства здесь имеют тысячелетнюю историю. Свидетельство этому — так называемые половец- кие каменные бабы, бывшие когда-то неотъемлемой частью степных пейзажей. Впрочем, насколько они половецкие, из- вестно только самой Истории, да и не все они, собственно, бабы. Лишь процентов 70 ка- менных истуканов изобра- жают женщин — грузных, с внушительными животами, явно беременных. Ученые да- тируют появление каменных баб в южно-русских степях XI веком. Были такие изваяния и в наших краях. Получить примерное пред- ставление о древних каменных «мадоннах» можно будет, посе- тив природный парк «Олений», располагающийся на террито- рии Суходола и ближайших окрестностей. Создали их по заказу руководства парка во главе с Игорем Долгополовым московские профессионалы. Но на зиму эти фигуры, симво- лизирующие материнство, раз- местили под навесом конторы оленьего хозяйства, где они и закаляются в ожидании теплых дней, когда их развезут на пред- назначенные в парке места. Среди суходольских ка- менных колоссов не только женщины в «интересном по- ложении», но и матери с де- тишками и даже... мужчина: дескать, какое же материнство без этих славных делателей, обеспечивающих и продол- жение рода, и защиту семьи, и пропитание всех ее членов. Конечно, колоритный усатый «нянь» в экспозиции впечатля- ет, однако назвать его «бабой», даже каменной, язык не пово- рачивается. Но такова, видимо, особенностьматриархата, когда все женское «прививают» не только живым мужикам, но и каменным... VI. Страшно даже подумать А вот в суходольском се- мействе Дружининых все на паритетных началах. Супруги и дома заодно, и на работе всю жизнь вместе. Он сорок лет трудился механизатором в хо- зяйстве, которое, претерпев ряд реорганизаций и переименова- ний, ныне стало уникальным природным парком «Олений», она 39 лет работает там же бухгалтером. В парке шоферит на «КамАЗе» и старший сын Дружининых. «Мне даже по- думать всегда было страшно,— говорит она, — чтобы сменить работу, мужа или место жи- тельства, уехать из Суходола, где все свое, родное...» Благодаря таким простым и верным людям деревня — когда-то «большая, бедная и —беззаботная»—держится.И, как в Суходоле, сегодняшний день здесь мирно уживается со вчерашним... VII. Заря коммунизма Впервые упоминание о по- селении встречается в докумен- тах в 1778 году. Название свя- зано с отсутствием природного водотока, даже колодцы рыть в этих местах напрасно: вода очень глубоко. Может, поэто- му владельческое сельцо (а это значит, что там была часовня) Суходол уже и в 1866-м насчи- тывает всего 19 дворов «при пруде». Селом же он стал на- зываться с появлением церкви. Сейчас это самое старое здесь здание, построенное, по одним данным, еще в конце XVII века, что маловероятно, судя по его архитектуре и со- хранности. По другим данным, это здание появилось как ми- нимум двумя веками позднее. В 30-е годы прошлого столетия в церкви устроили зерносклад, а в 1936-м ее переоборудовали под школу, достроив второй этаж. Семиклассное образова- ние получали здесь не только суходольцы, но и ребята из окрестных сел и деревень. Перед Великой Отечествен- ной войной в Суходоле уже существовал колхоз «Пяти- летка». А первые коммуны образовались гораздо раньше. Сохранились сведения, что жители Суходола в 1918 году принимали участие в антисо- ветском восстании, организо- ванном кулаками. С помощью суходольских активистов вос- стание было подавлено отрядом красноармейцев из Ельца. По- гибших в ходе бунта похоро- нили в братской могиле в селе Суходол. Но Советская власть посте- пенно укреплялась, и в Суходо- ле был образован колхоз «Заря коммунизма». В это же время в бывшей барской усадьбе от- крыли детскую колонию для беспризорников, позднее пре- образованную в детский дом. Во время войны его закрыли и в здании разместили дом инва- лидов. А школу отдали под го- спиталь, потому что в местной больнице для раненых не хва- тало мест. «Заря коммунизма» «погасла», а сменил ее после войны совхоз «Красное поле», одно из отделений которого размещалось на территории Суходола. VIII. Что хранит памятник Обелиск в Суходоле появил- ся у плотины пруда давным- давно. Из отпечатанной невесть когда на старой печатной ма- шинке истории села, сохра- нившейся среди документов Суходольской поселковой ад- министрации, явствует, что это был памятник погибшим за Советскую власть в годы коллективизации. Но если было восстание, подавленное красноармейцами, то кто погиб и кому поставлен памятник? В тех же машинописных листоч- ках есть и упоминание о некоем «коммунисте Владимире»: хоронили его как героя, вы- дает неизвестная машинистка. Видимо, изначально памятник и был поставлен этому челове- ку, а заодно и всем, кто пал в борьбе за Советскую власть в этом крае. Но из тойже хроники стано- вится известно, что коммунист Владимир был убит кем-то из суходольцев за «несправедли- вое раскулачивание». Особенно задело людей то, что он отобрал даже куклу у тех, кого изгонял из собственного дома. В итоге у его дочери появилась игрушка, но не стало отца... Позднее захоронение и па- мятник перенесли в центр села. И теперь здесь своего рода памятный комплекс с обнов- ленным обелиском, на котором философски начертано: «Пав- шим в боях за наше счастливое будущее». А на мемориальных плитах выбиты фамилии 137 земляков, не вернувшихся с войны. IX. Как Героя вернули Отдельная мемориальная доска установлена Герою Со- ветского Союза уроженцу Су- ходола Владимиру Сапрыкину. Парнишка из глухой глу- бинки, он прожил жизнь, пол- ную крутых поворотов. Родил- ся в 1916 году, окончил рабфак и пединститут, преподавал в школе: по одним сведениям математику и физику, по дру- гим — иностранный язык. Но судя по тому, что в 1939 году его призвали в армию, опреде- лили в Грозненское пехотное училище, а по его окончании в мае 1941-го кроме должности командира взвода присвои- ли квалификацию военного переводчика немецкого языка, преподавал он все-таки ино- странный. Много чего было в его судь- бе: фронт, окружение, филь- трационный лагерь, где он проходил проверку. А затем самовольная отлучка из ла- геря — и военный трибунал, лишение офицерского звания и служба рядовымвштрафбате. После ранений — новый взлет и подвиги, высокие боевые на- грады. Последний бой в декабре 1943-го около деревни Красная Слобода Дубровенского района в Белоруссии, когда он трое суток командовал батальоном, сдерживая неимоверный на- тиск врага, а потом вызвал огонь на себя. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Со- юза. Но через тридцать лет вы- яснилось, что он жив, а после ранения и немецких лагерей предпочел доживать в Кана- де. В 1978-м Брежнев лишил Сапрыкина звания Героя, его объявили предателем, а в ка- нун 1992-го Горбачев отменил брежневкий указ. Но к тому времени комбат Сапрыкин уже скончался, был похоронен на православном кладбище в То- ронто. И все же Героя вернули: в 99-м его прах перевезли из Канады в Белоруссию и пре- дали земле рядом с боевыми товарищами... X. Демографический бум Ажизнь ему дала наша зем- ля, легендарное село Суходол. Правда, нет здесь сейчас ни церкви — храм восстанавлива- ют в ближнем Никольском, ни школы—17 детей возят за зна- ниями на центральную усадьбу в Решетово-Дуброво. А в зда- нии, где это все было, сейчас общежитие для сотрудников природного парка «Олений». По информации, которую предоставили глава сельской администрации Елена Люти- кова и специалист Елена Ме- шалкина, в Суходоле сейчас демографический взрыв: за год родилось пятеро ребятишек, а ушел в иные веси один чело- век. Здесь 29 дошкольников, которые посещают детский сад «Чебурашка», 45 детей и молодежи до восемнадцати лет, 127 пенсионеров. Есть вся «социалка»: почта, магазины, дорога, спортивные площадки — в том числе с тренажерами. Рабочие места предоставляют агрофирма имени Калинина и Олений парк. В планах—разбивка сквера около памятного комплекса. Когда подрастет самыймалень- кий житель Суходола Глеб по фамилии Бедный, родившийся 10 февраля, он увидит, сколько земляков полегло за его сча- стье. А может быть, ему много чего интересного об этом еще расскажет самая заслуженная суходолка Анна Денисовна Кузнецова, которой в феврале исполнился 101 год. Много их еще по Руси, славных древних старух, стерегущих прошлое. Много еще и сел: одних Сухо- долов у нас в стране более 20. И слава Богу, что много, хотя прав и Бунин — поредели мы, измельчали. Но дети родятся — и это главное... Фото Анатолия Евстропова аш гид по Суходолу — специалист местной сельской администрации Елена Мешалкина. Н ывшая церковь, бывшая школа — самое старинное здание в Суходоле. Б амятник всем павшим в боях за счастливое будущее. П з всех каменных баб Марии Дружининой больше всего нравится скульптура с двумя детьми, ведь и Мария — мать двоих сыновей. И

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz