Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

13 № 49/25927/14 МАРТА 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Десятилетие детства Пора тревоги нашей В воспитании детей поможет Совет отцов ЕЛЕНА БРЕДИС Стартовавший в прошлом году в России проект «Десяти- летие детства», конечно же, не ограничен никакими датами. По замыслу его инициатора—президента страны Владимира Путина, задача— за это время максимально привлечь внима- ние к проблемам детей и найти наиболее эффективные пути их решения. Предложитьновые направленияработыс детьмииих воспитания. А дальше—дальше все это надо будет развивать. Защите детства, многодетной семьи уделяет повышенное внимание временно исполняющий обязанности главы нашего регионаИгорьАртамонов. Некоторые из его предложений уже работают, к примеру, выплаты на первого ребенка в этом году начали получать молодые липчанки. Сегодня в продолжение темы защиты детства мы беседуем с Уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области Людмилой Кураковой. Людмила Валентиновна предложила сосредоточиться на тех проблемах, с которыми к ней обраща- ются родители. Школьные годы чудесные? — Теперь очень много го- ворят о нашем образовании. Впрочем, говоритьначалиуже давно, и те плоды, которые мы теперь пожинаем, можно было предугадать заранее. Вот передо мной статистика случаев добровольного ухода из жизни среди подростков за последние годы. Не скажу, что число их растет, но очень пугает причина, с которой раньше мы не сталкивались: дети не могут пережить не- удовлетворительных оценок в школе и принимают страшное решение. — Получается, отметки становятся главным смыслом жизни? — Увы! Сегодня дети жи- вут под страшнымпрессингом и со стороны учителей, и со стороны родителей. Чуть ли не с пятого класса начинаются разговоры об итоговых экза- менах: «Смотрите, вам ОГЭ сдавать предстоит, это очень сложно!», «До ЕГЭ время не- заметно пролетит, останетесь со справочкой!». Понятно, что и с учителей требуют хо- рошей успеваемости, по ней оценивают качество их рабо- ты. Но нельзя же превращать учебу в невроз! В советской школе был период, когда ежегодно сдавали экзамены по всем предметам, и это не превращалось в трагедию. А сейчас из школы уходит глав- ное: тепло, любовь. Когда-то классный руководитель был для учеников лучшимдругом, советчиком. А сегодня? Опять же для родителей школьные оценки тоже стали важнее психологического состояния ребенка. Женское царство — Но ведь и учителя уста- ют. У них добавилось много писанины, отчетности. Да и возраст в основном предпен- сионный… — Да, а еще эти учителя преимущественно — женщи- ны, укоторых есть свои семьи, проблемы и заботы. Учите- лей-мужчин у нас в области в восемь раз меньше. И вот представьте теперь ситуацию. Сколько у нас разведенных женщин, которые одни вос- питывают сыновей? Сколько матерей-одиночек? Да еще и в школе одни женщины. Так какже измальчиков воспиты- ватьмужчин, когда вообще от- сутствует мужское влияние? —Да, это трагедия нашего времени. Но что же можно с этим сделать? — По инициативе Упол- номоченного при Президенте России по правам ребенка Анны Кузнецовой сейчас в регионах организуются Со- веты отцов, прошел первый Всероссийский форум отцов. Мытоже подключилиськ этой инициативе. Созданобластной Совет отцов, планируем такие советысоздатьвовсехшколах. В них должны войти наиболее активные и неравнодушные мужчины, для которых, как говорится, чужих детей не бывает. В тех случаях, когда семьи неполные, или дети, находясь под опекой государ- ства, не имеют примера отца, на помощь должны прийти наши активные папы — Со- вет отцов Липецкой области. Наставничество — одно из основных направлений в этой работе. В школу обязательно должны прийти мужчины. — А вы уверены, что смо- жете найти достаточно таких мужчин, которые могли бы стать наставниками для де- тей? — Безусловно! Это не обя- зательно должны быть папы учеников данной конкретной школы. Может, у этого муж- чины дети давно выросли, но ему небезразлично будущее других детей, и он готов при- нимать активное участие в их судьбе. Поверьте, таких немало. Троллинг поднимает голову — С какими еще пробле- мами обращаются к вам ро- дители? —Опятьжешкола. Только речь идет уже о конфликтах. В идеале учитель должен находить подход к каждому ребенку, независимо от его способностей. Да, кто-то более внимательный и усидчивый, кто-то — более реактивный, один соображает быстрее, дру- гой — медленнее. Но сегодня учителю нужны «удобные» дети. А от «неудобных» ста- раютсяизбавиться. До сихпор помню, как в однойшколе ди- ректриса рыдала, поняв, что я встала на защиту ребенка и не позволю его «съесть». Яуслы- шала, что он «отсталый», что ему нужно в «коррекционное учреждение». Правда, мама все равно решила перевести мальчика в соседнюю школу, и там он стал успешно учить- ся. Порой это на самом деле лучший вариант. — Маму не устраивали оценки в прежней школе? — Не устраивало отноше- ние к ребенку. Понимаете, учителя порой сами провоци- руют травлю. Ведь дети очень чутко улавливают отношение учителякконкретномуучени- ку. Если учитель придирает- ся, позволяет себе издевки, то будьте уверены, класс поведет себя так же. Потому что до старших классов учитель все равно «вожак», главный. И дети на него ориентируются. Понятно, остается вопрос: что такой учитель делает в школе? Егоже близко к детям нельзя подпускать. —Но неужели вы должны решать все эти конфликты? — Плохо то, что я знаю только о тех конфликтах, о которых мне сообщают роди- тели. А это, конечно, далеко не все. У нас сейчас родители всего боятся. Боятся учителя, боятся директора школы, боятся Уполномоченного, боятся огласки и того, чтоб «только б хуже не было». И из-за этого страха страдают дети, оставаясь без помощи. Ужасно, что в ходе реформы образования в школах сокра- тили ставки психологов. Как- то это надо возрождать, вер- нув хотя бы одного психолога на две-три соседних школы. К нему могли бы обращаться не только дети, но и учителя, заметившие какую-то нездо- ровую атмосферу в классе. Я прививок не боюсь? — Еще обращаются роди- тели с жалобами на то, что их непривитых детей не пускают в дошкольные или школьные учреждения. Есть целая ка- тегория родителей, которые категорическине хотят делать своим детямпрививки, опаса- ясь всевозможных «побочек». Да, по закону ребенку нельзя запретить посещать образова- тельное учреждение. Родите- ли являются законнымипред- ставителями и могут сами решать, делать или не делать прививки ребенку. Но мне бы хотелось кое-что напомнить. Если вы приведете малыша в группу, где детей привили «живой» вакциной полиоми- елита, то у вас есть всешансы, что ваш ребенок заразится. Чтобы его обезопасить, вам надо три месяца держать его дома. В пятидесятые годы в СССР ежегодно больше деся- ти тысяч человек заболевали полиомиелитом. Каждый десятый из них погибал, еще четыре из девяти выживших оставались инвалидами. Зато прививок не было. — По сути дела, эти роди- тели оберегают иммунитет своих детей за счет тех, кто соглашается на прививки? — Ну да, они спокойны именно потому, что проводи- мая вакцинация не допускает вспышек эпидемий. Но если противников прививок станет много? Ведь сразу возникнет риск эпидемий. В ХVIII веке в России от оспы«совершенно естественно» умирал каждый седьмой ребенок. От этого же заболевания еще в ХХ веке на земном шаре умерло полмил- лиарда человек. Я бы сторон- никам «естественного образа жизни» посоветовала никог- да не обращаться к врачам, никогда не ходить в аптеки. Тогда, по крайней мере, все будет логично, если уж вы от прививок отказываетесь. — Помимо всего выше- перечисленного, родители сегодня очень обеспокоены случаями насилия вшколах… —Я понимаю, вы имеете в виду эти кошмарные случаи расстрелов, которые прокати- лись по России. Но давайте за- думаемся: что нашимальчики смотрят по ТВ? Да сплошные боевики, триллеры, кровавые детективы. И порой автором всей этой«красоты» становит- ся положительный герой. Но это же готовая модель поведе- ния! Таже агрессивнаямодель и в компьютерных играх, в соцсетях. Но мы напрасно думаем, что тревожность и на- пряженность взрослойжизни на детях не отражается. Они все с нас отлично «считы- вают»! При этом не знают, что делать с этой напряжен- ностью. И опять банальный совет: чаще разговаривайте со своими детьми, создайте доверительные, искренние отношения. И тогда, быть может, вы первым узнаете о том, что кто-то в классе подо- зрительно себя ведет. Узнаете и успеете забить в набат, при- нять какие-то меры. Тогда и трагедия может обойти сто- роной. По инициативе Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка Анны Кузнецовой сейчас в регионах организуются Советы отцов, прошел первый Всероссийский форум отцов. Мы тоже подключились к этой инициативе. Создан областной Совет отцов, планируем такие советы создать во всех школах. В них должны войти наиболее активные и неравнодушные мужчины, для которых, как говорится, чужих детей не бывает ” ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz