Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Страницу подготовила Нина Вострикова ВОПРОС БАТЮШКЕ На вопросы читателей отвечает протоиерей Олег Безруких, настоя- тельНикольского храма с. Каменка Задонского района, кандидат бого- словия, доценткафедрыфилософии, социологиии теологииЛГПУимени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Советник, а не диктатор Как мне исполнить волю (со- вет) духовника, если я не согласен с ним? — В первую очередь посове- товаться с самим д у х о в н и к о м , рассказать ему о своих сомнени- ях, не стесняться открыть причи- ны несогласия. Он должен вам аргументированно объяснить поль- зу своих рекомендаций и показать способы к действию. Если же вы- полнение воли для вас по каким-то причинам затруднительно, то ду- ховный отец должен вместе с вами попытаться найти иные возможные варианты правильных решений. Безоговорочное же послушание требуется в монастыре (при вы- полнении послушником указаний своего старца) и в армии (при вы- полнении солдатом приказа своего командира). Длямирян священник может быть духовнымнаставником и советником, но не диктатором. Вопросы присылайте по адресу: lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой «Вопрос батюшке». СЛОВАРЬ. БУКВА К КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ —кре- стообразное осенение себя или кого- либо. Вправославнойцерквипринято при совершении крестного знаме- ния складывать вместе большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец прижимать к ладони. Крестное знамение совер- шается прикосновением сложенными пальцами последовательно ко лбу, животу, правому и левому плечам. ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ Особые дни памяти  7 марта — Обретение мощей мучеников, иже во Евгении. Муче- ников Маврикия и 70-ти воинов: Фотина,Феодора,Филиппа ииных. Празднование иконыБожиейМате- ри «Сокольская».  8 марта — День памяти священномученика Поликарпа, eпископа Смирнского.  9 марта — Первое и второе обретение главыИоанна Предтечи.  10 марта — Неделя Сыро- пустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост. Святи- теля Тарасия, архиeпископа Кон- стантинопольского.  11марта —Межетскойиконы Божией Матери. Преподобного Се- вастиана Пошехонского. Седмица 1-я Великого поста.  12 марта — Преподобного Прокопия Декаполита, исповедни- ка. ЧтениеВеликого канонаАндрея Критского.  13 марта — Преподобного Василия исповедника. Чтение Ве- ликого канона Андрея Критского.  14 марта — День памяти преподобной мученицы Евдокии и мучеников Нестора и Тривимия. Чтение Великого канона Андрея Критского. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ О пользе сорокоуста Вне всяких сомнений, сорокоуст яв- ляется однимиз главных молитвенных поминовений в Православной Церкви. В чем его суть? Сорок литургий под- ряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с по- минанием имени живого или усопшего (можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с мо- литвой «Омый, Господи, грехи поми- навшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении того же числа Боже- ственных литургий. Откуда взялось число 40? Эта цифра довольночастовстречаетсявСвященном Писании: 40 лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; 40 дней по- стился Спаситель в пустыне перед Сво- им общественным служением; 40 дней являлся Христос апостолам после Вос- кресения. Святые апостолы узаконили обычайпоминать усопшихв течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст». Сорокоуст является важней- шим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умер- ших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, которые по неизречен- ному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой могущественной святыней является спасительным для души человеческой. Ведь недаром свя- щеннослужительмолится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминае- мых здесь людей. 15 № 46/25924/7 МАРТА 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Вера. Надежда. Любовь СОКРОВЕННЫЕ МЫСЛИ Весна души для православных Как с пользой провести Великий пост АЛЕКСАНДРА ПАНИНА Накануне главного события вжизни христиан — Святой Четыредесятницы мы встретились с настоятелем стро- ящегося Никольского храма в Новой Деревне Липецкого района, протоиере- ем Игорем Мосоловом и попросили его рассказать, чему уделять больше време- ни, внимания, чтобыпредстоящий пост стал полезен для души и тела. —ЦерковьХристова учит проводить это время в покаянии, молитве и добрых делах. Не напрасно эти дни называют весной души. И все же большинство акцентируют внимание на посте теле- сном, больше думают о том, чтобы не съесть чего-нибудь лишнего. Но, как сказано в Священном Писании, пища не удаляет человека от Бога и не при- ближает. Самое главное, чтобы Иисус Христос увидел, способны ли мы отка- заться от того, к чему в обычной жизни привыкли, и хотим ли мы вообще поме- нять свой образжизни. На этоми нужно сосредоточить главное внимание в эти дни. Ведь Спаситель пришел в мир для того, чтобыс проповедьюпокаяния вый­ ти к людям, — дает разъяснение Игорь Мосолов. — Также не стоит забывать, что пост — это Божие установление. Сам Иисус Христос уходил в пустыню, где провел 40 дней без пищи и воды в молитве к Отцу Небесному. И нам нуж- но время сорокодневного поста плюс Страстную седмицу провести не только в посте телесном, молитвах, обращен- ных к Богу, но и в душеспасительных делах. Господь пришел в этот мир, при- нял нашу плоть, умер за нас, через три дня воскрес и вознесся на небеса к Отцу Своему. В святоотеческой литературе сказано, что мы должны принести Богу свое раскаянное сердце и увидеть вокруг себя людей, нуждающихся в помощи: накормить голодных, пустить в дом странников, оказать милость. Апотому прежде всего нужно обращать внимание на тех, кто вокруг нас. Часто люди за- мыкаются на своей внутренней жизни. Некоторые из нас проявляют заботу о домашних животных, жалея братьев меньших, человека — образ Божий — не замечают. Пост—это и возможность проверить себя. Если мы почувствуем перемены в своем внутреннем устройстве, то по благодати Божией можем уподобитьсяСпасителю, и уже здесь, на земле, жить как вЦарствииНебесном. Именно так происходит соединение человека с Богом. А все начинается с Великого поста. Конечно, это трудное, ответствен- ное время. Иногда случа- ется так, что, проведя од- ну-другую неделю в пост- ничестве, люди приходят к священнику и просят послабления: разрешить вкушать молочную пищу или рыбу, порой по немо- щи физической, а порой и по лености духовной. Конечно, батюшка благо- словит. Но, отступив в малом, человек начинает делать себе послабления и в большом: сокращать молитвенные правила, реже бывать в храме. Апо- том и согрешает. Церковь учит, чтобымыне первую, четвертую и последнюю седмицу держали пост, а проходили все его поприще. Вот простой пример. Пропалываем мы грядки. Мы же их не через одну проходим, а каждую в отдельности, скрупулезно избавляясь от сорняка, чтобы получить плоды, ко- торые будем вкушать. Так же и здесь. Каждую неделю мы должны проводить в трудах, без расслабления. Еще один важный момент. После покаяния важно причаститься Святых ХристовыхТайн, получив благодать Бо- жию, без которой устоять против врага рода человеческого невозможно. Прича- стившись, мы принимаем в свое сердце Господа нашегоИисусаХриста. Хорошо Великим постом и пособороваться, чтобы Бог коснулся сердца человека. В Таинстве елеепомазания читаются и апостольские послания, и Евангелие, и смысл этих отрывков направлен на то, чтобы мы стали милосердными, как нашГосподь. Если мы будем все это делать, то это будет угодно и полезно в первую очередь нашей душе. Когда же душа получит силу вдохновения, чело- век сможет удовлетворятьсянебольшим количеством пищи, его не будет тянуть на «совет нечестивых», то есть в дурные компании, он сумеет уклониться от осуждения. Пройдя СвятуюЧетыредесятницу, в день Святой Пасхи вы ощутите радость победы над собой и почувствуете ни с чем не сравнимую Божию благодать. Кто никогда не переживал Великий пост по-христиански, пусть попробует и увидит, как благ Господь, как пре- красно жить, когда ты доверяешься Ему.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz