Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

№ 29/25907/13 ФЕВРАЛЯ 2019 9 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ЛФК образует комплекс реабилитационных мероприятий, в котором используются новейшие до- стижения медицинской психолого-педагогической реабилитации. В курс лечения входят общепринятые методы и новейшие достижения восстановительной ме- дицины. Требует развития такое направление работы, как предоставление услуг ранней помощи детям- инвалидам и детям из группы риска. В рамках реализации подпрограммы планируется организовать раннее выявление детей целе- вой группы, их учет, наладить межведомственное взаимодействие между органами власти, органа- ми местного самоуправления и организациями, оказывающими услуги ранней помощи, обеспечить разработку и реализацию индивидуальных программ ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи. Неотъемлемой частью реабилитации инвалидов и интеграции их в общество является получе- ние инвалидами и детьми-инвалидами образования от дошкольного до профессионального. В Липецкой области ведется работа по созданию условий для совместного обучения детей-ин- валидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. В образовательных организациях проводятся работы по двум направлениям: 1) создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную инте- грацию в детский коллектив детей-инвалидов; 2) оснащение образовательных организаций специальным оборудованием. С 2012 года Липецкая область участвует в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда». В результате 93 школы (33,7 % от общего количества школ) Липецкой области подготовлены для обучения детей-инвалидов. В области действуют 9 организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья, осу- ществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразователь- ным программам, в которых создана материально-техническая база, подобраны соответствующие педагогические кадры для осуществления учебно-воспитательного процесса, позволяющие осу- ществлять обучение, воспитание, реабилитацию и социализацию обучающихся. Среди них специа- листы в области коррекционной педагогики, которые имеют специальное образование по профилю. В муниципальных общеобразовательных учреждениях функционируют отдельные классы, реа- лизующие адаптированные общеобразовательные программы. В учреждениях созданы как материально-технические, так и кадровые, информационно-мето- дические и программные условия для образования детей с учетом их индивидуальных психофизи- ческих особенностей. В целях обеспечения равного доступа к услугам общего образования детей независимо от со- стояния здоровья в области организовано дистанционное образование детей-инвалидов на базе государственного автономного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Центр об- разования, реабилитации и оздоровления», в котором обучается 191 человек. Кроме того, педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, регулярно проходят повышение квалификации и профессиональную перепод- готовку для работы с данной категорией детей в государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт раз- вития образования». Таким образом, в Липецкой области созданы вариативные условия для получения общего обра- зования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами: в образовательных учреждениях, реализующих адаптированные основные общеобразователь- ные программы; в классах, реализующих адаптированные общеобразовательные программы в общеобразова- тельных учреждениях; в обычных классах общеобразовательных учреждений. В рамках профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях реализу- ются мероприятия по следующим направлениям: – сотрудничество с работодателями и социальными партнерами; – организация психологической диагностики и консультирования в образовательных организа- циях, с целью предоставления рекомендаций о возможных направлениях деятельности; – проведение информационных кампаний по популяризации рабочих профессий; – проведение социологических исследований и мониторинга профессиональных намерений, предпочтений обучающихся образовательных учреждений общего образования, молодых рабочих и специалистов; – разработка программ профориентационной направленности. В профориентационных мероприятиях (экскурсии, мастер-классы, дни открытых дверей, те- стирование, консультирование, анкетирование, профессиональные пробы, конкурсы, семинары, элективные курсы) принимают участие школьники и их родители, абитуриенты и студенты образова- тельных организаций, в том числе лица с инвалидностью. Одной из главных задач развития профориентационной деятельности образовательных орга- низаций является разработка индивидуального подхода к личности с учетом ее психофизиологи- ческих способностей и возможностей, внимание к отдельным категориям граждан. Результатами данного подхода должны стать увеличение доли профессиональных образовательных организаций, реализующих мероприятия по профессиональной ориентации инвалидов, содействие трудоустрой- ству, предпрофильного и профильного обучения. В целях оказания содействия трудоустройству выпускников образовательных организаций Липецкой области и улучшения положения на рынке труда молодых специалистов, развития меха- низмов социального партнёрства с предприятиями и организациями, мониторинга потребностей регионального рынка труда на базе ГОАПОУ «Липецкий индустриально-строительный колледж» функционирует региональный аналитический центр содействия трудоустройству выпускников про- фессиональных образовательных организаций Липецкой области. Также центрами трудоустройства выпускников, созданными на базе профессиональных образо- вательных организаций, реализуются мероприятия, направленные на содействие трудоустройства. В целях исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2016 г. № 802-р и оказания методического и информационно-аналитического обеспечения деятельности профессиональных образовательных организаций региона в сфере обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе Липецкого техникума городского хозяйства и отраслевых технологий, Задонского политехнического техникума и Елецкого колледжа экономики, промышленности и отраслевых технологий созданы региональные специализированные центры поддержки систем инклюзивного среднего профессионального образования в Липецкой области. Доля образовательных организаций среднего профессионального образования, здания кото- рых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе соответствующих организаций в 2017 году составила 20 %. В целях содействия развитию профессиональной инклюзии обучающихся, выпускников и моло- дых специалистов с инвалидностью регион участвует в работе национального чемпионата профес- сионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Для реализации комплексного подхода к решению вопросов реабилитации и социальной адап- тации инвалидов необходима организация межведомственного взаимодействия органов исполни- тельной власти, местного самоуправления, общественных организаций. В Липецкой области 20 учреждений службы занятости, в которые ежегодно обращаются по- рядка тысячи инвалидов, удельный вес трудоустроенных инвалидов составляет 60 % от числа об- ратившихся. В 2017 году обратилось 798 инвалидов, из них 479 трудоустроено. Государственную услугу по профессиональной ориентации получили 504 человека из числа инвалидов, обратившихся в службу занятости населения, психологическую поддержку получили 92 инвалида, 153 чел. приняли уча- стие в программах социальной адаптации на рынке труда, 64 инвалида прошли профессиональное обучение по направление службы занятости. Трудоустройство инвалидов на постоянную и временную работу осуществляется с учетом инди- видуальных программ реабилитации с привлечением средств федерального, областного и местных бюджетов, работодателей, а также профессиональное обучение – с выплатой стипендии, с последу- ющим трудоустройством. В целях решения вопросов трудовой занятости лица с частичной утратой трудоспособности приглашаются для участия в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, прово- димых службой занятости. Организована контрольно-надзорная деятельность за приёмом работодателями на работу ин- валидов в пределах установленной квоты, оказывается содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов, организуется переобучение, повышение квалификации данной категории граждан в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации. Реализуются меры, направленные на проведение профориентационной работы. Совершенствуется система учёта инва- лидов, нуждающихся в трудоустройстве. В рамках подпрограммы «Содействие трудоустройству незанятых инвалидов Липецкой об- ласти» государственной программы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области» осуществляется сопровождение инвалидов. На эти цели выделено 2 млн. руб. на 2018 год из средств областного бюджета. Средства на- правлены на частичное возмещение расходов работодателей, предоставивших постоянные рабочие места инвалидам, в том числе выпускникам профессиональных образовательных организаций и об- разовательных организаций высшего образования, на выплату заработной платы трудоустроенным инвалидам и закрепленным за ними наставникам. По итогам 2017 года центрами занятости опрошено более 20 тыс. инвалидов трудоспособного возраста. К сожалению, отмечается достаточно низкая мотивация в поиске работы у данной катего- рии граждан, более 70 % опрошенных не имеют потребности и желания в трудоустройстве. В целях повышения мотивации инвалидов к трудоустройству необходимо продолжить и усилить информационно-разъяснительную работу с инвалидами. В настоящее время в целях выработки комплексных подходов к реабилитации и абилитации ин- валидов в сфере физической культуры и спорта осуществляется следующая деятельность. В 2011 году на базе бюджетного учреждения дополнительного образования «Областная ком- плексная детско-юношеская спортивная школа с филиалами в городах и районах области» созданы отделения по адаптивному спорту в 5 муниципальных образованиях по 7 дисциплинам. В 2014 году было создано областное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа» (постановление главы адми- нистрации Липецкой области от 14 августа 2013 года № 374), предметом деятельности которого является реализация дополнительных предпрофессиональных программ и программ спортивной подготовки по видам спорта (дисциплине) для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможно- стями здоровья, а также специализированная подготовка спортсменов-инвалидов высокого класса и спортивного резерва с целью достижения высоких спортивных результатов, позволяющих войти в состав спортивных сборных команд Липецкой области, Российской Федерации по Паралимпий- ским, Сурдлимпийским видам спорта, программе Special Olympics. На сегодняшний день Областная спортивно-адаптивная школа значительно расширила геогра- фию своей деятельности – в 11 городах и районах Липецкой области по 13 дисциплинам адаптивно- го спорта. С января 2017 года учреждение является физкультурно-спортивной организацией, осуществля- ющей спортивную подготовку в соответствии с федеральными стандартами по адаптивным видам спорта. Областная спортивно-адаптивная школа является наиболее удачной моделью плодотворного взаимодействия органов образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социаль- ной защиты населения по физической реабилитации лиц с инвалидностью и развитию адаптивной физической культуры и спорта в Липецкой области. В 2017 году был впервые открыт экспериментальный специализированный спортивный класс (8 человек) по дисциплине легкая атлетика спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, с обуче- нием, проживанием и питанием в Государственном областном автономном общеобразовательном учреждении «Центр образования, реабилитации и оздоровления» в городе Липецке, где совместно решаются вопросы организации учебного, воспитательного и тренировочного процессов с привле- чением высококвалифицированных педагогов и тренеров. Спортсмены-инвалиды (неоднократные победители и призеры всероссийских соревнований) по окончании школы-интерната имеют возможность продолжить обучение в среднем техническом образовательном учреждении (Государственное областное автономное профессиональное образо- вательное учреждение «Липецкий индустриально-строительный колледж». Специальность – маляр- штукатур). Перспективные спортсмены с инвалидностью получают профессиональное образова- ние, имея возможность продолжить совершенствовать спортивное мастерство в адаптивной школе (4 чел. – в вузах, 16 – в профтехучилищах, техникумах, колледжах, 47 – в средних образовательных школах). На основании ст. 7 Закона Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся образовательных организаций и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» спор- тсмены Областной спортивно-адаптивной школы из числа лиц льготной категории один раз в год обеспечиваются бесплатными путевками для оздоровления, которое совмещается с тренировочны- ми мероприятиями на базах реабилитационно–оздоровительных центров Липецкой области (в 2016 г. – 15 чел. (5 % от числа обучающихся в Областной спортивно-адаптивной школе (298 чел.); в 2017 г.– 20 чел. (6,4 % от числа обучающихся в Областной спортивно-адаптивной школе (312 чел.)). Государственное учреждение здравоохранения «Областной врачебно-физкультурный диспан- сер» оказывает государственную услугу спортсменам с инвалидностью, членам спортивных сбор- ных команд Липецкой области и Российской Федерации, по прохождению ежегодных, углубленных и дополнительных медицинских осмотров, активно функционирует отделение лечебной физической культуры и массажа, где ежегодно проходят восстановительное лечение спортсмены с инвалидно- стью. Областная спортивно-адаптивная школа тесно взаимодействует с официально аккредитован- ными спортивными федерациями по адаптивным видам спорта и общественными организациями, где ведется работа по привлечению детей-инвалидов к адаптивной физической культуре и адаптив- ному спорту. При осуществлении комплексной реабилитации инвалидов также реализуются мероприятия по социокультурной реабилитации инвалидов. В 2017 году ГОБПОУ «Липецкий областной колледж искусств им. К. Н. Игумнова» совместно с Липецкой общественной организацией инвалидов-колясочников «Малое социальное объедине- ние» провел областной фестиваль художественного творчества детей-инвалидов «Без границ». В фестивале принимают участие дети-инвалиды-колясочники, зарегистрированные на территории г. Липецка и Липецкой области, в возрасте от 10 до 18 лет по трем номинациям: вокал, хореография и художественное чтение. По состоянию на 1 февраля 2018 года в Липецкой области необходимым оборудованием для осуществления кинопоказов с подготовленным субтитрированием и тифлокомментированием оснащён один кинозал – в ОБУК «Областной центр культуры, народного творчества и кино», в кото- ром определены места для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приобретён и установлен новый кинопроекционный экран Harkness Hall Perlux 140, приобретён, смонтирован и введён в эксплуатацию комплект автоматизированного технологического оборудования тифлоком- ментирования и сурдосубтитрирования, который рассчитан на 80 человек. Для работы данного обо- рудования закуплен специализированный киносервер – интегрированный медиаблок GDC SX-3000. Осуществлено обучение эксплуатирующих оборудование лиц. Липецкий государственный академический театр драмы имени Л. Н. Толстого обеспечивает до- ступность посещения мероприятий театра лицам с ограниченными возможностями – в фойе театра оборудован подъёмник для колясочников, в зале предусмотрены места в зале для размещения ин- валидов в коляске, обеспечены удобные подъезды к театру. В октябре 2017 года в рамках Международного театрального фестиваля «Липецкие театральные встречи» был организован показ спектакля «Гамлет. Начало» театра «Недослов» (г. Москва), артисты которого глухонемые люди и работали на языке жестов. Спектакль был показан по льготной цене для членов общества глухих. Театр и в дальнейшем планирует проведение подобных мероприятий. Большое социальное значение имеет деятельность изостудии в Липецком областном выста- вочном зале для людей с ограниченными возможностями здоровья. В студии проводится обучение профессиональным навыкам, развитие физических и творческих возможностей, проведение выста- вок перед различными аудиториями. С октября 2017 года в Липецкой областной детской библиотеке реализуется социально значи- мый проект, за счет средств гранта Благотворительного фонда Михаила Прохорова, «Волшебство познаний» для детей из Липецкой городской организации Всероссийского общества инвалидов. Литературно-игровые программы проекта направлены на обогащение досуга детей с ограниченны- ми возможностями здоровья на основе библиотерапии, песочной терапии и элементов театрализа- ции. Целенаправленной работой по обслуживанию пользователей с нарушением зрения занимается ОБУК «Липецкая областная специальная библиотека для слепых». Эта работа осуществлялась через филиал в г.Елец, а также региональную сеть библиотечных пунктов: 8 – при местных организациях ВОС, 3 – ОГБУ «Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосновый бор», Введенский геронтологический центр, липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов, 3 – при муници- пальных библиотеках, а также при Центре образования, реабилитации и оздоровления. При библио- течных пунктах работают 19 кружков громкого чтения. Число зарегистрированных пользователей библиотеки – 3727 человек. В число удаленных поль- зователей библиотеки входят читатели надомного и заочного абонементов, библиотечных пунктов, а также читатели Первой Интернациональной Онлайн-Библиотеки для инвалидов по зрению «Логос» (av3715.ru). Проводятся групповые и индивидуальные экскурсии, которые знакомят с возможностями компьютерных тифлотехнологий как инструмента социальной и профессиональной реабилитации инвалидов по зрению. Один из важнейших аспектов деятельности библиотеки – массовая работа с читателями, ар- сенал средств и форм которой весьма разнообразен: обзоры выставочной литературы, часы по- эзии, литературно-музыкальные праздники, познавательные уроки и беседы, диспуты и дискуссии, викторины и конкурсы, акции. Важная составная часть библиотечного обслуживания – выставочная деятельность библиотек. Ресурсной базой фонда адаптивных изданий для незрячих пользуются все ведущие библиотеки муниципальных образований Липецкой области. С ними перезаключены договоры о совместной работе по информационному обеспечению инвалидов по зрению и партнерские соглашения в реа- лизации реабилитационных программ. Регулярно сотрудники библиотеки посещают Центры реабилитации «Сосновый бор» и «Введен- ский», производят обмен литературой и проводят массовые мероприятия. В двух колледжах искусств проводится работа по созданию полноценных условий для получе- ния образования студентами с ограниченными возможностями здоровья и студентами-инвалидами: разрабатываются адаптированные для инвалидов программы подготовки, применяются дистанци- онные программные технологии. Студенты-инвалиды и студенты с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в установленные сроки. При необходимости, с учетом особенностей и образовательных потребно- стей конкретных обучающихся, возможна разработка индивидуальных учебных планов. В соответ- ствии с учебными планами образовательных программ разработаны программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, включающие методические рекомендации по самостоятельному освоению курсов студентами с ограниченными возможностями здоровья и студентами-инвалида- ми. На основе индивидуализированного подхода возможна организация прохождения практики данной категории студентов. С сентября 2015 г. студентам предоставлен доступ к дистанционным образовательным ресурсам (электронные учебные и методические материалы по дисциплинам об- разовательных программ). Для освоения дисциплины «Физическая культура» в Елецком колледже искусств им. Т.Н.Хренникова установлен особый порядок. Студентам-инвалидам предлагаются задания и спе- циальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента. При поступлении для обучения в колледжах искусств предусмотрен порядок проведения всту- пительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здо- ровья. Действует волонтерская группа «В контакте», участники которой могут осуществлять помощь в получении образования в колледже инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоро- вья. Регулярно проводятся исследования и социальные опросы по выявлению проблем и особен- ностей получения образования (среднего специального и дополнительного) детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В системе учреждений социальной защиты населения области исполнителями реабилитацион- ных мероприятий, в том числе при реализации ИПРА инвалида и ИПРА ребенка-инвалида, являются 20 центров социальной защиты населения, 3 интерната общего типа, 7 интернатов психоневроло- гического типа, ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей», ОГБУ «Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосновый бор», ОГБУ «Введенский геронтологический центр», ОГБУ «Реабилитационно-оздоровительный центр «Лесная сказка». В ОГБУ «Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосновый бор» (далее – Центр) осуществляется комплексная реабилитация и начальная профессиональная подготовка инвалидов, преимущественно с поражением опорно-двигательного аппарата. Центр рассчитан на комплексную реабилитацию 60 инвалидов в условиях дневного пребыва- ния, стационарного проживания, экстерната. В Центре разработаны и успешно применяются реабилитационные, адаптированные к потреб- ностям инвалидов и пожилых людей, программы, реабилитационные мероприятия проводятся по четырем направлениям: медицинским, социальным, психологическим и профессиональным. Для инвалидов с высокой степенью инвалидизации, неспособных или ограниченно способных к само- стоятельной жизни в обществе, разработаны отдельные программы социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации. Учреждение имеет поликлинику (площадью 582 кв.м), социально-медицинская реабилитация представлена в Центре лечебно-восстановительными мероприятиями, включающими в себя ком- плекс физических методов лечения: – физиотерапия (аппаратная физиотерапия, в том числе лазеротерапия, ультразвуковая тера- пия, магнитотерапия, ингаляционная терапия, волновая терапия, галотерапия, водные процедуры в том числе: подводный душ-массаж, «жемчужная» ванна, «турбулентные» ванны, душ Шарко, шот- ландский душ, игольчатый душ); – сеансы медицинского массажа с пассивной гимнастикой для конечностей; – комплексы лечебной гимнастики, построенные с учетом нозологической формы заболевания, степени и уровни двигательных расстройств, пола, возраста занимающихся, наличия сопутствую- щих заболеваний, уровня физической подготовленности; – механотерапевтические занятия на тренажерах, в том числе с использованием методики Ди- куля, аппарата «Имитрон», динамического параподиума и других механотерапевтических аппаратов и тренажеров; – фитболгимнастика. Все занятия с использованием физических методов лечения проводятся в щадящем, щадяще- тренировочном и тренировочном режимах с обязательным врачебным контролем. Одним из наиболее эффективных методов лечения, применяемых в Центре реабилитации, яв- ляется механотерапия с использованием методики Дикуля. С 2002 года в Центре как метод реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья применяется иппотерапия – своеобразная форма лечебной гимнастики, где в качестве «тренажера» используется биологический объект – лошадь. Многогранность воздействия метода иппотерапии на человека определяет его уникальность: работа всех мышечных групп тела всадника, тепловое воздействие лошади на человека и психотерапевтический эффект от общения с лошадью. Занятия в Центре проводят дипломированные специалисты, имеющие медицинское и пе- дагогическое образование по специальностям: специальный психолог, инструктор-методист по адаптивной физической культуре, тренер по адаптивному конному спорту, судейские квалификации по инвалидному конному спорту. Специалисты оказывают помощь инвалидам с такими заболевани- ями, как детский церебральный паралич, олигофрения различного происхождения (в т.ч. синдром Дауна), аутизм, сенсорные расстройства, посттравматические синдромы, а также лицам с наруше- нием осанки и развития, сколиозом. Абсолютных медицинских противопоказаний для иппотерапии практически нет. Для занятий иппотерапиейв Центре используются 9 лошадей, которые проходят специальную подготовку. Каждому инвалиду индивидуально подбирается лошадь соответствующего экстерьера и темперамента. Иппотерапевтическое реабилитационное воздействие в Центре организовано в виде индивидуальных или групповых занятий. За год посещают занятия по иппотерапии 30 человек по 3 раза в неделю. В условиях Центра 16 спортсменов паралимпийцев тренируются на площадке для занятий адаптивным конным спортом по 3 раза в неделю. На основании договора на оказание платных услуг иппотерапией занимается постоянно 15 человек. С 2012 года на базе «Соснового бора» развивается адаптивный конный спорт. С мая 2013 года в Центре начали проводиться соревнования по конному спорту среди лиц с ограничением здоровья. Трижды проходило первенство ОБУ ДОД ДЮСШ по конному спорту среди лиц с поражением опор- но-двигательного аппарата по программе Паралимпийской выездки, где призовые места занимали выпускники Центра реабилитации. С октября 2014 года наши спортсмены стали постоянными участниками фестиваля по конному спорту для лиц с ограничением здоровья «Золотая осень», который ежегодно проводится в г. Ко- тельники Московской области в КСК «Белая дача». В 2014-2015 годах спортсмены занимали при- зовые места. В настоящее время наши спортсмены задались целью стать членами сборной России по Пара- лимпийской выездке, а для достижения этой цели требуются постоянные кропотливые тренировки тандема «спортсмен – лошадь» вне зависимости от погодных условий. С каждым годом количество желающих заниматься иппотерапией увеличивается. Социальный аспект реабилитации включает в себя комплекс мероприятий по проведению со- циально-бытовой адаптации, социально-средовой ориентации, социокультурной и психологической реабилитации. На оснащении специалистов Центра, занимающихся этими видами реабилитаци- онного воздействия, имеются «модуль однокомнатной жилой квартиры», тренажеры для развития мелкой моторики adaptAbility, специальная посуда и столовые принадлежности, реабилитационно- технические устройства, облегчающие самообслуживание, ежедневную бытовую и гигиеническую деятельность. В программы социальной реабилитации входят индивидуальные и групповые занятия с психологами, социальными педагогами, занятия в сенсорной комнате. В рамках программы по трудотерапии инвалидов обучают навыкам приготовления пищи, персональной безопасности, са- мообслуживанию. Специалисты Центра используют разнообразные методы и формы работы с инвалидами, такие как индивидуальные и групповые АРТ-терапевтические занятия, глинотерапия, музыкотерапия, эстетотерапия, гарденотерапия, сказкотерапия, драматерапия. Постоянно действует кабинет ком- пьютерных технологий, работает мультипликационная студия. Инвалиды, находящиеся в Центре, обучаются организации досуга, участвуют в спортивных мероприятиях (соревнования в доступных видах спорта, олимпиады), посещают областной драма- тический и муниципальный театры, концерты, футбольные и хоккейные матчи, музеи. Для них про- водятся экскурсии по историко-культурным и святым местам Липецкой области. Профессиональная подготовка является частью комплексной реабилитации людей с ограни- ченными возможностями и ведется в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности. Обучение в Центре ведется по 8 специальностям: обувщик по ремонту обуви, порт- ной, оператор ЭВМ, мастер маникюра, изготовитель художественных изделий из лозы, парикмахер, фотограф, водитель категории B. По результатам обучения инвалиды получают свидетельство уста- новленного образца с присвоением квалификационного разряда, что дает им право и возможность трудоустройства по специальности. За время работы Центра реабилитации «Сосновый бор» свиде- тельства с присвоением от 2 до 4 квалификационных разрядов получили 773 выпускника. В Центре реализуется программа по профориентации совместно с центрами занятости насе- ления, в интересах эффективной реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями осуществляется взаимодействие со всеми учреждениями системы социальной защиты населения области, Торгово-промышленной палатой и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с инвалидами, с общественными объединениями, благотворительными фондами и гражданами. Центр реабилитации «Сосновый бор» для людей с ограниченными возможностями здоровья проводит мероприятия, направленные на их интеграцию в общество. Более 80% инвалидов, про- шедших профессиональную реабилитацию в Центре, находят себе работу, из них 33% открыли собственное дело, в том числе в результате социального сопровождения, которое организовано специалистами учреждения. В 2016 году на базе Центра реабилитации впервые был проведен региональный отборочный чемпионат профессионального мастерства среди лиц с инвалидностью «Абилимпикс-2016», где 10 учеников Центра были представлены в двух компетенциях: «Фотограф-репортер» и «Парикмахер». Победители этого отборочного тура принимали участие во Всероссийском Национальном чемпи- онате профессионального мастерства среди лиц с инвалидностью «Абилимпикс-2016» в г. Москве, где показали достойные знания и умения. В 2017 году 2 выпускника Центра стали призерами Нацио- нального чемпионата «Абилимпикс-2017», заняв второе и третье места. С целью совершенствования профессиональной реабилитации в практику работы Центра внедряются новые формы. Разработаны методики по дистанционному обучению по программам на- чального профессионального образования, применяются дистанционные формы индивидуальных и групповых занятий реабилитационной направленности, ведется работа по расширению спектра профессий с учетом востребованности на рынке труда. В 2019-2020 годах планируется обучение новым, наиболее востребованным на рынке труда, профессиям. Для оснащения отделения профессиональной реабилитации в 2019-2020 годах пла- нируется приобретение оборудования для обучения новым профессиям, а также для обновления материально и морально устаревшего оборудования существующих учебных классов. Учитывая расположение Центра реабилитации в загородной зоне, для перевозки детей-инва- лидов с 15 лет, получающих профессиональную реабилитацию в условиях дневного пребывания, планируется приобретение специализированного автобуса с необходимым оборудованием для перевозки детей в Центр реабилитации и обратно. Большую работу по реабилитации детей-инвалидов с аномалиями умственного развития, а так- же инвалидов молодого возраста из числа воспитанников учреждения с 18 до 23 лет, осуществляет ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей». Для проведения комплекс- ной реабилитации штат учреждения полностью укомплектован кадрами: 2 врача (педиатр и психи- атр), 18 средних медицинских работников, 36 педагогических работников (воспитатели, психологи, логопед). Все специалисты учреждения имеют соответствующее образование и квалификацию. Вся работа с детьми осуществляется в соответствии с разработанными программами реабилитации и абилитации детей-инвалидов с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для детей отделения «Милосердие» применяются новые формы и методы работы. В 2017 году была разработана и внедрена программа «Развивающий уход и медико-педагогическое сопро- вождение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития». В медико-педагогической работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития с целью обогащения опыта восприятия окружающего мира и осознания собственного тела внедрена программа «Я познаю себя» на основе метода базальной стимуляции. Занятия проводит средний медицинский персонал по циклограмме. Психологическая помощь и поддержка, проводимые психологами в доме-интернате, включают в себя социально-психологическую диагностику и социально-психологическое консультирование. Диагностическая работа проводится с целью составления социально-психологического портрета воспитанников, определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении. Консультирование выполняется с учетом проблем воспитанников и проходит одновре- менно с решением психоразвивающих и психокоррекционных задач. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и поста- новлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без по- печения родителей» все дети прошли обследование специалистами областной психолого-медико- педагогической комиссии, по результатам которого был определен образовательный маршрут для каждого воспитанника. Дети обучаются в двух школах города Ельца: муниципальное бюджетное образовательное уч- реждение «Школа №19 г. Ельца» – 20 человек и государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области «Специальная школа-интернат г. Ельца» – 90 человек. Общеобразовательные учреждения посещают 49 воспитанников дома-интерната, на надомном обучении непосредственно в доме-интернате с педагогами общеобразовательных учреждений за- нимается 61 воспитанник. ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей» имеет лицензию на до- полнительное образование детей. Дети занимаются по дополнительной общеобразовательной про- грамме художественной направленности «Творческая мастерская» (модуль 1 «Фантазия» – работа с нитками, тканью; модуль 2 – «Бумагопластика»). Реабилитационная работа в отделении медико-социальной и социально-педагогической реа- билитации направлена на развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дети занимаются с воспитателями по коррекционно- развивающей программе «Воспитание, социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с умственной отсталостью». Реабилитационные мероприятия построены по нескольким основным на- правлениям: физкультурно-оздоровительная работа, досуговая деятельность, социально-бытовая ориентировка, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, самообслуживание. В результате работы по этой программе у детей наблюдается положительная динамика в развитии познавательной ак- тивности, дети проявили способность к посильным видам трудовых операций и трудовой деятель- ности. Сотрудниками дома-интерната разработаны индивидуальные рабочие программы: «Альтер- нативная коммуникация», «Формирование навыков самообслуживания», «Трудовая реабилитация (тепличное хозяйство)», «Двигательная активность». Проводятся занятия с детьми по формирова- нию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, организуются занятия с целью повышения двигательной активности и профилактики возможных нарушений. Дети занимаются в теплице с целью мотивации трудовой деятельности и развития интереса к разным формам труда, помощи старшим, а также с целью коррекции поведе- ния с помощью трудотерапии. Основной целью работы с воспитанниками старше 18 лет (отделение молодого инвалида) яв- ляется максимально возможная социальная адаптация. Для реабилитационной работы педагогами отделения разработаны и применяются программы по социально-бытовой ориентировке («Пер- спектива»), привитию семейных традиций («Как дома»), физкультурно-оздоровительному и соци- ально-трудовому воспитанию («Школа здоровья», «Все работы хороши»), по культурно-досуговой деятельности («Калейдоскоп», «Радуга»), реализуются проекты «Познавая историю, строим свое будущее» и «Виртуальный туризм». Поиск новых эффективных форм работы с инвалидами – важное направление деятельности организаций социального обслуживания области. Одной из новых форм работы с молодыми инва- лидами является организация сопровождаемого проживания малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях, в рамках которой реализуется новый эффективный метод социальной реабили- тации – проживание в условиях учебной тренировочной квартиры. Подготовка к сопровождаемому проживанию осуществляется поэтапно. Вначале проводится подбор инвалидов и детей-инвалидов для сопровождаемого проживания. Затем проводятся обуча- ющие занятия по формированию социальных компетенций, развитию и сохранению навыков само- обслуживания, развитию навыков, необходимых для самостоятельной жизни (приготовление пищи, покупка товатов, пользование транспортом и др.), навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации. Затем проводится этап учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания. В планах строительство на базе стационарного учреждения социального обслуживания общежития для со- провождаемого проживания инвалидов на постоянной основе. В настоящее время для инвалидов, которым с учетом состояния их здоровья могут предостав- ляться услуги по технологии сопровождаемого проживания, оборудуются учебные «тренировочные квартиры». «Тренировочная квартира» включает в себя зоны и помещения для проживания инвалидов и сотрудников, для отдыха, игр, занятий, для приготовления и приема пищи, хранения средств инди- видуального перемещения и технических средств реабилитации, санитарно-бытовые помещения. Обучение в «тренировочной квартире» осуществляется в соответствии с разработанной специали- стами учреждения программой «Азбука жизни» по направлениям: экономика домашнего хозяйства, организация питания, социально-коммуникативная деятельность, самообслуживание, досуговая деятельность. При подборе воспитанников для обучения в условиях «тренировочной квартиры» учи- тываются рекомендации ИПРА. В 2017 году одному воспитаннику дома-интерната, достигшему возраста 18 лет, было организо- вано самостоятельное проживание с оказанием услуг по технологии сопровождаемого проживания. Выпускник дома-интерната проживает в муниципальной квартире, предоставленной в соответствии с законодательством на условиях социального найма. Опыт ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей» используется для организации «тренировочных квартир» в других психоневрологических интернатах области. В ОГБУ «Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосновый бор» также организована «трениро- вочная квартира», разработана программа дополнительного образования для инвалидов молодого возраста «Подготовка к сопровождаемому проживанию лиц с ограниченными возможностями здо- ровья», рассчитанная на 3 месяца. В 2019-2020 годах планируется организовать «тренировочные квартиры» в нескольких пси- хоневрологических интернатах области. Для этого необходимо приобретение оборудования для оснащения отделений реабилитации («тренировочных квартир») в стационарных организациях со- циального обслуживания для подготовки инвалидов к сопровождаемому проживанию. В области существует проблема реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с расстройствами аутистического спектра. В 2019 году планируется открытие отделения дневного пребывания для детей-инвалидов указанной категории с 4 до 7 лет в ОГБУ «Елецкий детский дом- интернат для умственно отсталых детей», а также открытие кабинета социальной реабилитации и абилитации инвалидов с РАС старше 18 лет в центре реабилитации «Сосновый бор». Для работы в этом направлении необходимо приобретение соответствующего оборудования. В 2011 году на базе областного государственного бюджетного учреждения «Реабилитацион- но-оздоровительный центр «Лесная сказка» открыто отделение «Дети-инвалиды», рассчитанное на 46 койко-мест. В отделение принимаются дети-инвалиды как одни, так и с сопровождающими, согласно существующим социальным показаниям. Медицинские показания и противопоказания к нахождению в ОГБУ РОЦ «Лесная сказка» определяются участковым врачом или специалистом, на учёте у которого состоит ребёнок-инвалид (в соответствии с действующими приказами Министер- ства здравоохранения). За год в отделении получают реабилитацию около 200 детей-инвалидов в течение 11 лагерных смен. В центре разрабатываются и успешно реализуются специальные авторские программы соци- альной реабилитации детей. В период 2014 – 2018 гг. в учреждении реализуется Комплексная про- грамма по реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационно-оздоровительного центра круглогодичного цикла действия «Социали- зация личности». Цель программы – создание адаптивной среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В рамках реализации постав- ленной цели в ОГБУ РОЦ «Лесная сказка» решаются следующие задачи: – создание условий для успешного осуществления процессов самовыражения детей с ограни- ченными возможностями здоровья и развития их способностей; – социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья; – использование современных психофизических и социокультурных технологий в реабилитаци- онном процессе с детьми данной категории; – оказание профессиональной психологической и педагогической поддержки детям с ограни- ченными возможностями здоровья. Программа «Социализация личности» разработана авторским коллективом практиков и специ- алистов в области организации детского отдыха, оздоровления, социальной реабилитации и адап- тации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В рамках программы реализуются 4 проекта, каждый из которых имеет определённое направление: здоровьесберегаю- щее, патриотическое, духовно-нравственное, творческое. Реализацией программы занимаются: социальные педагоги, педагоги дополнительного об- разования, музыкальный руководитель, культорганизатор, педагог-организатор, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, библиотекарь. Они обеспечивают воспитательную, культурно- развлекательную, психолого-педагогическую, спортивно-оздоровительную, учебно-консультацион- ную работу с детьми-инвалидами, находящимися в учреждении на отдыхе. Ежедневно проводятся культурные, музыкальные, спортивные и танцевальные мероприятия. В учебное время дети получают индивидуальные консультационно-образовательные услуги по школь- ной программе. В учреждении проводится социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, с ними работают социальные педагоги, которые проводят консультирование, коррек- цию, обучение различным навыкам самообслуживания, поведению в быту и в обществе, обучение родителей основам реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях. Социальные педагоги проводят с детьми с ограниченными возможностями здоровья интересные мероприятия различной направленности. Педагоги-организаторы и музыкальный руководитель организуют музыкальные занятия, разучивают песни, танцы. Музыкальные занятия проводятся 5 раз в неделю, ритмика – 3 раза, кружок рукоделия – 2 раза, библиотечные занятия – не менее 3 раз в неделю, дискотечные программы – 3 раза в неделю. Обязательно дети-инвалиды выступают на заключительном гала-кон- церте. Опытные педагоги помогают раскрыть талант каждого ребёнка. Большое внимание в учреждении уделяется пропаганде здорового образа жизни. В центре на- лажена работа сектора физкультуры и спорта. Для этого созданы отличные условия: тренажёрный зал, спортивный зал, спортивная площадка с резиновым покрытием, футбольное поле, волейболь- ная площадка, теннисные столы, бассейн, сауна, велосипеды, скейтборды, лыжная база, санки, спортивные сооружения, туристическое снаряжение, разнообразный спортинвентарь. Спортивные (адаптированные) занятия, в том числе в бассейне, проводятся не менее 5 раз в неделю, регулярно проводится зарядка, подвижные игры, соревнования. Все занятия адаптированы под возрастные и психофизические возможности детей. С детьми-инвалидами работают специалисты в области спорта, которые прививают основы здорового образа жизни путём приобщения детей и подростков к физической культуре, укреплению здоровья и закаливанию. За время нахождения в ОГБУ РОЦ «Лесная сказка» дети-инвалиды получают также и психоло- гическую помощь. Психологи проводят диагностику, психокоррекцию, психологические тренинги и беседы на различные темы, а также занимаются индивидуально с нуждающимися в психологи- ческой помощи детьми. Специалисты используют современные подходы к психологическому со- провождению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Занятия с психологом проводятся 3 раза в неделю. Во время занятий психологи помогают стать детям уверенными в себе, обучают их навыкам поведения в обществе, навыкам общения, самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, построению позитивных и значимых социальных и личностных жизненных ценностей и планов. Психологи помогают преодолеть психологический дискомфорт, вызванный заболеванием или сложностями отношений в семье, со сверстниками, одиночеством. Дети-инвалиды социализируются в общество путём общения с другими детьми, без особенностей в здоровье. Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, отдыхая и оздоравливаясь в учреждении, приобретают опыт организации совместной деятельности с группами сверстников, получают возможность повышения личностной самооценки и уровня социально-психологической грамотности, восстанавливают физиологическое, психологическое и социальное здоровье, получа- ют представление о технологиях здоровьесбережения, саморазвития, рациональной организации своей жизнедеятельности и самосовершенствования, расширяют знания о себе, окружающем мире и современных социальных отношениях, приобретают новые компетенции. Для оздоровления детей широко используются природно-климатические факторы (учреждение находится в загородной лесной зоне), а также физическая активность (круглогодичные подвижные игры и спортивные мероприятия на открытом воздухе), занятия в плавательном бассейне. Для обеспечения медицинской реабилитации в учреждении функционирует двухэтажный ме- дицинский корпус, оснащённый необходимым оборудованием для проведения медицинских ма- нипуляций и процедур. Материальное оснащение лечебного корпуса даёт возможность проводить следующие физиопроцедуры: аэроионотерапия, ароматерапиия, лазеротерапия, теплолечение (парафинотерапия), электро- и светолечение (КУФ, УВЧ, электросон, магнитотерапия, ультразвуко- вая терапия, дарсонвализация, гальванизация, лекарственный электрофорез), галакомплекс («со- ляная шахта»), ингаляторий, кислородный коктейль, гидромассажные ванны, все виды ручного мас- сажа, механический массаж (массажные кровати). Физиолечение назначается врачом-педиатром с учётом диагноза и рекомендаций врачей-специалистов, а также показаний и противопоказаний и осуществляется согласно санитарно-гигиеническим нормам. В учреждении функционирует десятиметровый плавательный бассейн, оснащённый специаль- ным оборудованием для качественных и полноценных занятий детей с ограниченными возможно- стями здоровья: декоративно-развивающим оборудованием (гидромассаж, массажный душ, горка), механическим подъёмником для реабилитации детей-инвалидов с нарушением опорно-двигатель- ного аппарата, расширенными дверными проёмами и пандусами, специально оборудованными душевой кабиной и санузлом, кнопками вызова персонала и контрастными цветовыми тактильными табличками. Наличие такого комплекса в учреждении значительно расширило возможности реаби- литации и оздоровления детей и подростков данной категории. Также учреждение оборудовано для организации комфортного отдыха и оздоровления детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. На всей территории предусмотрены пандусы. В жилом корпусе для детей-инвалидов санитарные комнаты оборудованы специальными поручнями для удобства передвижения. Дети-колясочники имеют возможность свободно переме- щаться в помещениях и по территории. Для удобства проживания и лечения медицинский и жилой корпуса оснащены подъёмными устройствами. В здании клуба-столовой установлен лифтовой подъёмник для детей-инвалидов и маломобильных групп населения. В учреждении имеется специ- ально оборудованный автомобиль для перевозки детей-колясочников. В корпусе «Дети-инвалиды» функционирует круглосуточный пост медицинской сестры, обо- рудованы кабинеты врача-педиатра и психолога, имеются сенсорная комната, массажный кабинет, библиотека. Территория реабилитационно-оздоровительного центра благоустроена, освещена, оборудована местами отдыха. Для разнообразного досуга работают спортивные и игровые площад- ки. За 2017 год в ОГБУ РОЦ «Лесная сказка» прошли социальную реабилитацию 2 404 ребёнка, в том числе 197 детей-инвалидов. В целях организации оказания услуг по комплексной реабилитации инвалидов, проживающих в семьях, в 2019 году в г. Липецке начнется создание Центра комплексной реабилитации и абилита- Продолжение. Начало на 7–8-й стр. Продолжение на 10-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz