Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

3 № 28/25906/12 ФЕВРАЛЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Слово обозревателю Быль про… сказку Исаак Розенфельд Однажды молодой литератор Антоша Чехонте объяснил, как он сочиняет забавнуюмелочовку для юмористических журналов. Оглядел стол, заметил пепельни- цу и спросил собеседника: хоти- те, к завтрашнему дню напишу рассказ «Пепельница»? Ч то-то похожее, по-моему, бывает и у молодой липецкой писательницы, кстати нашей кол- леги, Алены Кашуры. Попалась ей на глаза, допустим,шкатулка с нехитрымипринадлежностями для шитья. И вдруг она услышала тоненькие голоса Иголки иНожниц, Сантиметра иВязального крючка. Иголка сообщала соседу Наперстку: между ниткой и звуком нет большой разницы, ведь то и другое попа- дает ей в ушко. А Мелок хотел оставить след в исто- рии. А Бегунок на молнии без устали тренировался застегивать ее и расстегивать — он мечтал поставить рекорд по скорости. Обитатели шкатулки ссорятся, мирятся, дружат, отправляются в неблизкое путешествие знакомиться соШвейноймашинкой. Короче, открывают мир иму- дрые правилажизни, когда один за всех, все за одного и всяк хорош на своем месте. Сказки — вопрос национальной безопасности и душевного здоровья юного, да и взрослого народона- селения. То есть у Алены Кашуры миссия. И она ей по силам. Не зря Аленины сказки с удовольствием издают в Москве и Санкт-Петербурге. Так, недавно появилась уже пятая книжка нашей землячки. Она выпущенапитерскимиздательством«Речь»немалень- ким по теперешним временам тиражом—пять тысяч экземпляров. Называется «Шкатулочные истории». О днако вот что любопытно: выход этих историй почти совпал с выступлением в Госдуме одного высокопоставленного господина. Он сильно озабочен финансовой неискушенностью сограждан. И ему точно известно, что тому виной. Представьте, русские сказки. Ифольклорные, и пушкинские. «Мы детям рассказываем про золотую рыбку, про щуку. Вот смотрите: старший брат работает — он дурак, средний брат работает — дурак, младший сидит на печи, дальше он ловит щуку — у него все хорошо. Это с детства переходит в плоскость отношений с фи- нансовым рынком. Мы должны отказаться от этого бэкграунда — обучать детей халяве». Поистине он был большим начальни- ком, а значит, пони- малвискусстве лучше всех. Пока в литера- турно-театральной среде тлеет дискуссия о цензуре, полезно или нет запрещать мат, похабщину, по- шлость, издеватель- ство над классикой, этот оратор, в сущ- ности, призвал ввести цензуру сказок. Бог весть каким манером он намерен ее осуще- ствить. Изъять из би- блиотек трехтомник народных сказок, со- ставленный Афана- сьевым? Отправить в костер ершовского «Конька-Горбунка»? Карать в уголовном порядке издателей детской литературы, если в ней фигуриру- ют волшебная палоч- ка, скатерть-самобранка и золотая рыбка? Вообще, такая идея гораздо раньше посетила неко- его доктора наук. Он также убежден: русские сказки опасны. Они отвлекают подрастающее поколение от овладения насущными навыками и компетенциями по зарабатыванию бабла. Тут лично у меня, а может и не только у меня, возникают вопросы. Во-первых, выудить чудо-щуку или золотуюрыбку тоже работа. Старик уАлександра Пушкина, помните, трижды невод в море закидывал. Известноже: без труда не выловишь и рыбку из пруда. Стало быть, сказки-то эти все-таки не про злостных бездельников. Во-вторых, неужто иностранные ска- зочкисильноотличаютсяотрусских?Чем, собственно, щука из русской проруби хуже джинна из волшебной лампы? Или Кота в сапогах, что пускается на любые авантюры и аферы, лишь бы его хозяин стал зятем короляиразбогател?Может, заодно с отечественными надо пустить под нож и сказки тысячи и одной ночи, и сборники Шарля Перро и братьев Гримм? П одозреваю, новым сказочнымцензорамневедо- мо, какие у них незавидные предшественники. Загляните хотя бы в мемуары Корнея Ивано- вича Чуковского. Он немало намучился с ретивыми ребятами, которые возмущались сказками в тех же выражениях, что и нынешние гонители фантазий и чудес. Пролетарским детям не надобны ни сказки, ни игрушки, ни песни, твердили они. Им нельзя за- учивать строчки: «А нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам!». А то ведь малыши решат, будто работа трубочистов унизительна. А«Муха-цокотуха» плоха, поскольку в эпоху строительства социализма сочинитель тайком протаскивает в главные герои Муху — «переодетую принцессу» — и Комара — «переодетого принца». Долой сказки! Даешь воспи- тание практичных производственников, кому дизель интереснее «Конька-Горбунка»! Получается, обличители сказочного жанра и в на- чале ХХ века, и сегодня ходят по кругу. Наступают на одни и те же грабли. И умный журналист справед- ливо отреагировал на думскуюречь финансиста. Кто, по мнению борца с золотой рыбкой, создал великую страну?—резонно спросил он.Намзавозилидля этого какой-то другой народ, не сочинявший и не слушав- ший сказок про Емелю и Ивана-дурака? А кому охота честно поискать, что отучает нас от привычки к труду, он обнаружит причину не в ста- рых книжках, а в новой реальности. Это в ней, а не в сказочном царстве-государстве счастливчики бьют баклуши, имея ренту. Это в ней блогер выбивается в миллионеры, а врачи, учителя, инженерыкое-как до- тягивают от зарплатыдо зарплаты. Вней наставляют, каким образом пополнить банковский счет, играя на разнице валютных курсов и ничего полезного притом не делая. Вот почему народ редко повторяет поговорку о рыбке, которую не поймаешь без труда. Ему прихо- дит на ум другое: от трудов праведных не наживешь палат каменных. Т ак что не будем цепляться к сказкам, господа. И порадуемся, что Алена Кашура придумывает их и сегодня, спасая детей от прагматической зашоренности и душевного оскудения. А кому охота честно поискать, что отучает нас от привычки к труду, он обнаружит причину не в старых книжках, а в новой реальности. Это в ней, а не в сказочном царстве-государстве счастливчики бьют баклуши, имея ренту. В ней наставляют, каким образом пополнить банковский счет, играя на разнице валютных курсов и ничего полезного притом не делая ” Традиции поиска и поиск традиций Юбилею области и областной организации Союза художников РФ посвящается И. Неверов Однажды Константин Паустовский признался: в день он способен прочитать три-четыре стихотво- рения. Даже если они совсем короткие. Ведь у настоящего поэта в немногих строках сконцентри- рованы мысли, чувства, переживания, которых хватит на целый роман. А попробуйте прочитать за день сотню романов. Что-то похожее происходит со зрителями на масштабной экспо- зиции, открывшейся вЛипецком выставочном зале в честь 65-ле- тия области и 60-летия создания областного отделения Союза художников России. Десяткиживописцев, скульп- торов, графиков. Двести семь- десят картин, рисунков, офор- тов, пластических композиций. Несхожих, порою спорящих между собой, контрастных по стилистическим пристрастиям и решениям. Кто-то создает мифы, вдохновляясь образами и при- емами, восходящими чуть лине к Древнему Египту. Кто-то строго, если угодно, жестко свидетель- ствует о нынешнем дне, выбирая даже для натюрморта не при- вычные кувшины, вазы, фрук- ты, цветы, а лежащие на грубо сколоченной табуретке отвертку и молоток. Кто-то изысканно ли- ричен. Кто-то рискованно дерзок. Проза переплетается с поэзией. Поэзия прорастает сквозь прозу. Прибавьте к этому иконопись и не- увядающую рома- новскуюигрушку. Тогда вы поймете, какое душевное напряжение тре- буетсяотпублики. Шестидесятилетняя история объединения наших земляков — мастеровизобразительногоискус- ства—поистинебогата.Вдалеком 1958-м в нем насчитывалось пять членов союза. Три с половиной десятка лет назад их было всего тридцатьшесть.Асегоднябольше ста. ВтомчислеизвестныеивРос- сии, и за рубежом авторы. В сопредельных регионах с уважением, порою с удивлени- ем, а то и с завистью следят за плодоносной разносторонней деятельностьюлипецкого отделе- ния.Множествопримечательных выставок ежегодно — причем не только вЛипецке, но и в районах. Знаменитые липецкие пленэры. Разнообразные творческие кон- такты, география которых—вся страна. Рядом с признанными мэтрами появляются молодые. О чемкрасноречиво свидетельству- ет и нынешняя выставка. На ней по соседству с произведениями старейшегоживописца, ветерана Великой Отечественной войны Виктора Слушника, великолеп- ныхмастеров Евгения Сальнико- ва, Лидии Скаргиной мы видим работы представителей новых поколений. И они абсолютно лишены ученической робости. Это плоды труда и вдохновения людей талантливых, профессио- нальных, яркихи смелых в своих исканиях. Неслучайно на пре- зентации выставки прозвучали слова об органичном сочетании в их творчестве традиции и новых форм. Первая цементирует союз. Вторые открывают перспективы, определяют его рост и развитие. Юбилейная выставка, по сло- вам руководителей отделения, старт большой, рассчитанный практическина годработы.Пред- стоят новые экспозиции, новые встречи художников со зрите- лями. А итог будет подведен 25 декабря, в День художника, который занял законное место в культурном календаре региона. Кстати, пока такого праздника в России нет больше нигде. Один этот факт уже свидетельствует о многом. И прежде всего об интенсивности, насыщенности творческой жизни области. Фото Николая Черкасова и Сергея Литаврина На лыжне никто у нас не лишний В минувшую субботу липчане стартовали со всей Россией Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru Место проведения самого массового в регионе забега осталось неизменным. Любители лыжного спорта собра- лись в окрестности базы отдыха «Алые паруса» в селе Романово. А вот формат гонки, по сравнению с прошлыми го- дами, изменился. На этот раз в нем не принимали участия команды от районов области, ровно в полдень стартовав- шие в своих муниципалите- тах. Это сказалось на общем количестве физкультурни- ков в «Алых парусах», но ничуть не отразилось на ат- мосфере праздника спорта и здоровья. Предстартовую суету и легкую нервозность, свя- занную с образовавшейся у пункта регистрации длинной очередью, компенсировала развлекательная программа с конкурсами, песнями и танцами на снегу. Самых маленьких катали на соба- чьих упряжках и надувном «банане». Работали полевые кухни, где всех желающих согревали горячим чаем и кашей. — Лыжи взяли здесь на- прокат, — рассказали мо- лодожены Игорь и Наталья Поповы. — Мы любители и соперничать с чемпионами не собираемся. Но возмож- ностью стартовать вместе с профессиональными спорт- сменами обязательно вос- пользуемся. Так же как воз- можностью провести выход- ной день на свежем воздухе и почувствовать мышечную радость. Старт массовому забегу дали спикер областного Сове- та депутатовПавелПутилин, заместитель главы админи- страции Липецкой области Юрий Таран и мэр Липецка Сергей Иванов. —Уже много лет «Лыжня России» — одно из главных спортивных событий в нашей области, способствующее раз- витию зимних видов спорта и пропаганде здорового образа жизни в регионе, — сказал Юрий Таран. — Сегодня для участия в гонке только офи- циально зарегистрировалось более двух тысяч лыжников. Юношам и девушкам до 18 лет предстояло преодо- леть пять километров. Для женщин и мужчин дистан- ция была в два раза больше. Любой участник, руковод- ствуясь олимпийским прин- ципом «главное не победа, а участие» и в соответствии со своей физической формой, мог сократить дистанцию. Но в этом случае он лишался шансапобороться занаграды. А борьба за них развер- нулась нешуточная. Прежде всего, между фаворитами гонки, неоднократными по- бедителями«ЛыжниРоссии» прошлых лет Александром ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Массовые гонки в этот день прошли во всех районах нашего региона. Как сообщили в областном управлении физкультуры и спорта, в муниципальных образованиях на старт «Лыжни России-2019» вышли более семи тысяч любителей спорта. Дьяконовым и Дмитрием Смольяниновым. В этот раз победу праздновал Дмитрий. На прохождение 10-километ- ровой дистанции ему потре- бовалась 21 минута. На церемонию награж- дения тренер по лыжному спорту вышел вместе с трех- летним сыном. Дьяконов стал вторым, «бронза» до- сталась Андрею Пашину. Первой среди женщин стала Надежда Ролдугина, а луч- шим среди юношей — вос- питанник липецкой ДЮСШ № 7 Константин Иванников. Среди девушек первой стала представительница той же спортивнойшколыВиктория Кузнецова. Специальными призами организаторы соревнований отметили самуююную участ- ницу «Лыжни России-2019» двухлетнююАлисуЧуварову и самого возрастного лыж- ника — 82-летнего Игоря Шутенко. Самой спортивной признали липецкую семью Дорофеевых, зачестькоторой боролись 11 представителей трех ее поколений. Кстати, этого почетного звания До- рофеевы удостоились уже в третий раз. Меняться, чтобы оставаться собой Проект «Диалоги на равных» стартовал в Липецке Олеся Скворцова, lazis2@list.ru Однажды актеру театра и кино Евгению Кулику пришлось играть главную роль в спектакле «Вален- тин и Валентина». Вошел в образ настолько, что у театралов даже прошел слух об отношениях между партнерами вне сцены. На самом деле за кулисами «влюбленные» просто терпеть друг друга не могли. Но отбрасывали всю личную неприязнь, когда поднимал- ся занавес. Эту историю Евгений Кулик рассказал, отвечая на вопрос участницы теат- ральной студии «Театро» ЛГПУ Анастасии Шегу- ловой о том, как играть в одной постановке с чело- веком, с которым ты не в ладах. Встреча с актером, зна- комым многим юношам и девушкам по популярному сериалу «Молодежка», состоялась в рамках феде- рального проекта «Диалог на равных». — В дискуссионных студенческих клубах из- вестные люди рассказыва- ют о том, как онидостигали цели и с какими пробле- мами сталкивались, — по- ясняет исполняющая обя- занности начальника об- ластного управления моло- дежнойполитикиСветлана Карелина. — Спросить гостей можно о чем угодно —такое негласное правило каждого «Диалога». Первую встречу посвя- тили роли культуры в со- временном обществе. Вме- сте с Евгением Куликом к липецкой молодежи при- ехал Роман Любомиров, музыкальный продюсер группы «Интонация». Ра- нее он вел хип-хоп группу «Т9», его песня«Ода нашей любви» стала саундтреком к сериалу «Ранетки». Гости рассказали о сво- ем пути к успеху, сделав акцент на том, что попу- лярность — это скорее си- нонимнелегкого труда, чем возможности заработать много денег. Роман Любо- миров играл на музыкаль- ных инструментах, снимал видео, занимался режиссу- рой и рекламой, осваивал бухгалтерскую систему и работу с компьютером. — Есть две разные фи- лософии: идти против те- чения и жить в потоке, я выбрал для себя третью: определив цели, не сво- рачивать с пути к ним. Я не противопоставляю себя миру, а ищу в нем то, что позволяет вписаться в общее движение, оставаясь самим собой, — поделился продюсер. Родившийся в Волго- граде Евгений Кулик за- кончил экстерном школу и автостопом рванул на- встречумечте—поступилв Саратовскуюгосударствен- ную консерваторию имени Собинова, а затем выдер- жал огромную конкурен- цию при поступлении в Московский театральный институт имени Щукина. — Я всегда делал то, что хотел, поэтому добил- ся многого, — признается актер. —Да, пришлось на- битьмногошишек, но, если вы чего-то по-настоящему желаете, найдутся те, кто захочет вам помочь и под- держать. Гости рассказали, как сделать первые шаги в ка- рьере, каковы сложности профессии актера и продю- сера, как складываются от- ношения участников «Мо- лодежки» по завершении проекта, о чем мечтается и что происходит в личной жизни. — Узнал о «Диало - ге на равных» на сайте вуза, решил пойти, о чем ничуть не жалею, — де- лит ся впечатлениями студент ЛГТУ Ярослав Мельников. — Являюсь участником творческого коллектива металлурги- ческого института, за- нимаюсь танцами и ху- дожественным чтением. Советы состоявшихся в профессии людей очень полезны для личного раз- вития. НА ЗАМЕТКУ Такие встречи будут проходить еженедельно. Уже сегодня в РАНХиГС состоится диалог с и. о. началь- ника регионального управления по развитию мало- го и среднего бизнеса Жанной Хайрединовой, а на следующей неделе главного редактора теле- компании «Липецкое время» Руслана Харсиева ждут в ЕГУ имени И.А. Бунина. Фото Николая Черкасова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz