Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

4 № 26-27/25904-25905/9 ФЕВРАЛЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Край родной Искать людей, у которых есть мечта «Липецкая газета» совместно с администрацией города Задонска провела «круглый стол» на тему «Событийный туризм: сегодня и завтра» Михаил Зарников, Александр Косякин Ждем достойного гостя Ведущий: — Тема въездного, событийного туризма стала сегодня сверхмодной. Но что это такое — журавль в небе или синица в руках? Ясно, что все мечтают о госте с тугим кошельком. Но какова тут динамика: идем вперед, топчемся на месте, отстаем? Екатерина Пешкова: —В области есть устоявшиеся, знаменитые на всю страну бренды: «Русборг», «Кудыкина гора», «Скор- няково», «Антоновские яблоки»… При этом каждый год у нас проводится и много мелких мероприятий, и этот процесс развивается. Но одна из основных про- блем—слишкомкороткая программа фестивалей или праздников. Они быстро проходят иперестают удержи- вать и привлекать гостя. Значит, нужен постоянный поиск своего, оригинального… Владимир Калугин: — Необходимо совершенствовать уже созданное. Пять лет назад мы провели на Дону конкурс любите- лей подледной ловли рыбы. Потомпостепенно на берег стали приходить болельщики — жены, тещи, дети… Так утвердился ежегодный событийный фестиваль «На Дону стоим, рыбой славимся». Теперь он собирает тысячигостей, чтопотребовалонаходуменятьимидже- вые, сервисныемоменты.АвообщеЗадонскуповезлоне только с Доном. Монастырский строй, леса, федераль- ная трасса М-4 — все это работает на развитие темы. Из Москвы уже на выходные часто приезжают гости… Николай Вальковский: —Апо моим наблюдениям, ценына услуги (в част- ности, гостиниц) в глубинке уже ненамного уступают столичным, при этом качество сервиса оставляет же- лать лучшего. Поэтому для многих потенциальных посетителей поездка выходит слишком далекой и до- рогостоящей. Туристическое направление в регионах требует более серьезного подхода и крупных вложений — без этого вести речь о дальнейшем укреплении от- расли невозможно. Существующие мероприятия и объектытребуют обновления, организациипостоянной работы. Нужна и грамотная реклама, сейчас работать с ней не умеют. Нужен особый повод Елена Дмитриева: —Недавномыпознакомились с туристическимком- плексом«Нелжа» под Рамонью, паркомдля семейного отдыха. Там много интересного: и театрализованные программы, и мастер-классы, и состязания, и вкусная кухня. При разности подходов и событийных нюансов «Нелжа» сравнима с нашей усадьбой «Скорняково-Ар- хангельское»: и там, и там активно работает частный капитал, вкладываясь вновыепроекты, снижаяриски. Ведущий: — В Скорняково событие превращено в инстру- мент, деталь, причем важную деталь, бизнеса. Соче- тают расчет с романтикой, экономику с поэтическими вечерами у камина, там вообще уникальная методика работы с гостем. Событие включено в план, в долго- срочный прогноз. Цыганский хор, кубинские танцы, джаз… Всегда ожидаешь чего-то новенького. Семей- ный бизнес в усадьбе — отличная школа опыта для начинающих. Темнеожиданней, думаю, прозвучит вот эта цитата от хозяйки усадьбыПолиныШкрапкиной, ее она прислала к нашему «круглому столу»: «Как такового событийного туризма в Липецкой области почти нет. Хотя отвечаю- щим за его существование, возможно, кажется иначе. Это фестиваль «Русборг», Джаз на пруду и с небольшой натяжкой— «Опера о граде Ель- це». Ради этих мероприятий к нам в область действительно могут приехать туристы. Многочисленныефестиваликлубники, малины, варенья и сала — это не событийный туризм. Это просто рынки. Событийныйтуризм—это мировой тренд. Туристы решают поехать не просто погулять по улицам, например, Вены, они покупают билеты на открытие оперного сезонаилинавыступление любимого артистаи заодно осматриваютдостопримечательности города. Нужно создаватьтакие поводыдля при- езда в нашу область, какие не может создать никто другой. Опера о граде Ельце, кстати, тут может быть вполне удачным началом. Но его надо раз- вивать. Пока это всего один день в году, когда турист решает ехать в Липецкую область. А нужно, чтобы из этого вырастали фестиваль, а потомнастоящее движение, чтобытуристы, да и сами жители области хотели приезжать регулярно, чтобы это было на разных площад- ках. Мы в усадьбе в этом году планируем серию фестивалей с уникальной тематикой и инте- ресным контентом. Надеемся, что они при- влекут новых гостей и в усадьбу, и в область». В этой точке разговора была сделана пауза, участни- кампредложили видеосюжет о ристалищахнаКургане с участием еще первого «Русборга»… Ведущий: — По своей теме этот фестиваль один из первых в Европе. Около тысячи участников — серьезных мужчин с мечами и в латах. Но ведь и зрителей тут до 30 тысяч в гостевой день! Присовокупим к этому бойкую торговлю, ведут ее в основном местные пред- приниматели, которые платят налогив своемЕлецком районе. Мы заранее попросили Павла Семенова, че- ловека авторитетного и состоявшегося, который все это придумал, поделиться своими соображениями о событийном туризме в области. Вот его мнение: «На раскрутку территории работают люди. Люди едут только к людям. Никаких особенных достопримечательностей у нас нет. Поэтому надо создавать своих звезд, своитемы итенденции—такие, чтобыэто было интерес- но представителям других регионов. У нас же, к сожалению, все и все хотятконтролировать. Понимания, что люди, которые создаютновое, никогда не отдадутсвоюмечту кому-то на от- куп, нет. Надо признаться, что наш туризм пока — это пикники, шашлыки и девочки, и с этим надо начинать работать, решая насущ- ные проблемыименно самых простых пикнико- вых форм отдыха. Чтобы к нам хотя бы соседи начали регулярно ездить и копеечку привозить. Еще проблема — размазывание туризма по территории. Вместо того чтобы сконцентри- ровать усилия натехтурзонах, которые созда- ныв Задонске иЕльце, мыначалитрататушки по всем районам». Ксения Сабина: — Вряд ли можно согласиться с абсолютной уни- кальностью вашего «Русборга». Тема реконструкции былых сражений в стране и в мире достаточно по- пулярна. Я — крымчанка и могу свидетельствовать: наш«Генуэзскийшлем», начинавшийся когда-то как фестиваль выходного дня, теперь событие длиной в месяц. Многие жаждут окунуться в романтику про- шедших эпох—для отдыха от обыденной реальности. Реконструкции сражений и ярмарки древних ремесел — успешные практики. Но проводить их необходимо как минимум в течение нескольких дней. Спортивный туризму нас—тоже удачное решение. Спортивное ориентирование, мотокроссы, водные видыспорта и так далее. Сегодня я работаювЛуганске, но о туризме там говорить не приходится. Да и многие брендовые объекты оказались на чужой стороне, за линией фронта. Ведущий: — Спросим чеченских гостей. Иса, является ли туризм приоритетом в политике республики? Чем заманить гостя? Что берется за основу: география, природа, история? Иса Закриев: — У нас есть на что посмотреть. В республике уни- кальная природа. Горы, ущелья, родники… Конечно, главные событийныемероприятияпроходят вГрозном. На День города, например, в гостинцах мест нет. Для чеченца гость—это посланник Аллаха. Для нас самое главное — гостеприимство. Тут и традиции, и мента- литет. Но это не значит, что нам нечему поучиться у русских друзей. Мы вообще за упрочение связей. За- донскиежурналистыуже дваждыпобываливГрозномс миссией—наладить контактымежду нашими детьми- инвалидамии вашими. Ктуризму это отношение вроде не имеет, но категорично утверждать это не стоит… Анзор Матаев: —А мне представляется очень важным вашподход к своей малой родине — городку или просто деревень- ке. Найти что-то и показать всему миру—это дорогого стоит. Мы замусолили слово «патриотизм», но в дан- ном контексте это точное определение. Найти свою «изюминку» Александр Анохин: — Цель сегодняшнего «круглого стола» — обме- няться опытом с нашими гостями. Город должен вы- глядеть как центр туристической зоны, а значит, быть изюминкой. Задонск необходимо привести в полный порядоки дляжителей, и для приезжих. Аупор нужно делать на гостеприимство, учиться у коллег с Кавказа. Елена Дмитриева : — Есть и такая проблема. К нам часто приезжают туристы со своими экскурсоводами, которые иногда такие истории о крае рассказывают, что диву даешься. Разве такое возможно, скажем, в Санкт-Петербурге? Там каждый экскурсовод имеет лицензию со всеми вытекающими… Александр Анохин: — Проблема шире. Историю родного края нужно тщательнее изучать в школе, причем с начальных классов. Есть смысл подумать над обучением в вузах и средних учебных заведениях будущих экскурсово- дов, хотя бы на факультативах. Гостиничный, ресто- ранный, музейный и прочий сервис — это будущие рабочие места. Значит, нужно учиться науке приема Гостя — тут вообще непаханое поле. Ведущий: — Еще одна тема. Задонск как центр туризма об- ласти в свое время был укреплен бизнес-площадкой, что называется, на вырост. Туристический автокла- стер в пригороде много лет успешно «прикрывает» модную теперь тему туризма и бьет все рекорды по инвестициям, но у самих задонцев вызывает вопро- сы: закопали (буквально) большие деньги и ни одного инвестиционного объекта так не построили. Говорят, что в этом самом кластере создано 26 рабочих мест. Кристина Цыбульская: — Туристический кластер расширяется, есть инвесторы, территории продолжают осваиваться, в автокластер включены поселения района, где идет строительство. Ведущий: — Появился устойчивый термин — «паломниче- ский туризм». Я не совсем понимаю, что это такое. Посмотрите на этого «туриста»: стоит у амвона ста- рушка в ситцевом платочке, она купила свечку, она причастилась и, благословившись, поехала домой. Она не селится в гостинице, не идет в ресторан или на выставку и такси не заказывает. Она вообще не пойдет в город. Но ее уже посчитали! Между тем тут есть тема к формату разговора за «круглым столом». Главное событие в крае, кото- рое собирает (причем века!) христианскую Русь с ее крестными ходами и православными традициями— День памяти Святителя Тихона. В области нет более масштабного по духовной мощи события, чем это. Конечно, под ногами у Церкви путаться не надо, но перед 25-26 августа (или сразу после) можно прово- дить светские мероприятия. Используя только один фактор — большое скопление людей. Это могут быть «круглые столы» с учеными, писателями, публици- стами (по типу Изборского клуба Проханова), тема- тические выставки, показы, реконструкции… Тихон Задонский был популярнее (по тиражам) Пушкина в ХIХ веке. Вот об этом стоит вспомнить, если затевать серьезное событийное действо в Задонске. Эту тему можно географически расширить, распространив и на соседний Елец. Речь идет о фестивале федерального звучания. Важно и то, что после таких мероприятий статус области в России повысится. НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ Сегодня тема туризма, увы, еще не стала в России предметом дотошного исследования, каждая территория ковыляет от одного собы - тийного фестиваля к другому, не пытаясь что- то обобщить, сделать выводы и внести правки в текущую работу. Никто не советуется с обще - ственностью — мол, сами с усами. Трудно не согласиться с Павлом Семеновым, когда он об - ращается к чиновникам: «Найдите у себя хотя бы одного человека, кто занимается чем-то не - обычным и который может об этом интересно рассказать. Ищите людей, у которых есть Мечта и которые хотят что-то показать миру вокруг. Россия богата талантами». Пока же рост мероприятий есть, а качества (смысла и денег) особо нет. Нужны четкие кри - терии. Фестиваль, который напоминает ярмарку и к обеду сворачивается, оставляя после себя гору отходов, — это что-то другое. Событийный должен проходить минимум два дня, наполняя гостиницы, рестораны, выставки, музеи, давая заработок торговле, таксистам и прочим, что опосредованно попадает в казну. В разговоре, проходившем несколько непривычно, в чем смогут убедиться читатели после прочтения этого отчета, приняли участие гости из Чеченской Республики, Москвы и Луганска. Кроме того, были впервые использованы сетевые ресурсы, расширившие аудиторию. В формате заочного «круглого стола» свои соображения высказали журналисты из разных регионов: Урала, Алтая, Сибири, Саратовской, Воронежской, Курской областей, что позволило максимально широко оценить проблему (материалы коллег будут переданы в Центр событийного туризма для изучения). А собственно за столом собрались Александр Анохин, председатель Задонского городского Совета депутатов, Николай Вальковский, журналист (г. Москва), Иса Закриев, редактор городской газеты (г. Грозный), Елена Дмитриева, заведующая районным отделом культуры (г. Задонск), Владимир Калугин, глава администрации Задонска, Анзор Матаев, директор издательского комплекса (г. Грозный), Виталий Первеев, редактор «Задонской правды», Елена Пешкова, заместитель директора областного Центра событийного туризма, Ксения Сабина, журналист из Луганска, Кристина Цыбульская, начальник отдела инвестиций Задонской районной админи- страции, Александр Косякин, обозреватель «Липецкой газеты» (ведущий). Скажем сразу: ситуация в Липецкой области типична для Центральной России. Вот цифры. Наци- ональным туристическим рейтингом-2018 составлен ранжированный список регионов с их при- влекательностью. Он разбит на три группы. В первую —«Золотая двадцатка»— вошли регионы с 1-го по 20-е место включительно. Во вторую попали регионы, занявшие позиции с 21-й по 69-ю. Липецкая область занимает 30 место в группе. Из соседей по Черноземью во вторую группу также вошли Воронежская (27 место), Белгородская (34 место) и Курская (56 место) области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz