Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом СМОТРИМ В ЯНВАРЕ Супергерой исправляется СЕРГЕЙ ИВАНОВ 24 № 3/25881/10 ЯНВАРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Прямая речь | кино ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Новогодние каникулы закончились, а репертуар в кинотеатрах по прежнему празд- ничный. Например, «Сказочно приличная вер- сия» фантастического супергеройского боевика «Жил-был Дэдпул» с Райаном Рейнольдсом и Джош Бролин. Еще во время работы над оригинальной картиной режис- сер Дэвид Литч и Райан Рейнольдс задумали сделать семейный вариант «Дэдпула-2», где нет мата и крови. В итоге получился ролик средней длины, так что им пришлось до- снять несколько дополнительных сцен и ввести эпизоды, где Дэдпул рассказывает историюФреду Сэвэджу (ребенок из фильма «Принцесса-невеста»). «50 оттенков стали» — девиз триллера «Пирсинг» по мотивам романа Рю Мурака- ми с Кристофером Эбботтом и Миа Васиков- ска. Рид — симпатичный парень, любящий муж и отец. Но в тихом омуте… Уже много лет он одержимжеланием убить кого-нибудь ножом для колки льда. Когда наваждение становится нестерпимым, он решается при- кончить проститутку. План преступления разработан до мельчайших деталей. Рид не предусмотрел только, что по его вызову приедет она, Джеки, работающая в стиле садо-мазо, сама любительница холодного оружия, немного чокнутая, но романтичная. Они встречаются… и между ними начина- ется смертельная игра в кошки-мышки, игра, где между любовью и ненавистью 50 миллиметров стали. «Мэри Поппинс возвращается» в одно- именной картине с Эмили Блант. Сюжет семейной картины основан на произведени- ях Памелы Линдон Трэверс (1899—1996). Фильм рассказывает о новых приключениях Мэри и ее друга Джека, которым предстоит встретиться с представителями следующего поколения семейства Бэнкс. Когда писался сценарий для самого первого фильма «Мэри Поппинс» (Роберт Стивенсон, 1964), Уолт Дисней лично предложил роль главной ге- роини актрисе Джули Эндрюс. Та ответила, что беременна и принять участие в съемках не сможет. Дисней так хотел, чтобы роль Мэрри Поппинс исполнила именно Эндрюс, что отложил начало съемок до того момента, когда актриса будет в состоянии вернуться на съемочную площадку. Аналогичная история произошла и на съемках этого фильма, тем не менее ЭмилиБлант вновь была утверждена на роль главной героини. «Снежные гонки» — канадский мульт- фильм для всей семьи. В маленькой живо- писной деревушке на заснеженных горных склонах Канады детвора устраивает настоя- щее спортивное состязание—гонки! Каждый участник подходит к делу со всей ответствен- ностью и сам мастерит себе санки. Но, как и в любом другом виде спорта, в снежных гонках не обходится без обмана, ведь победить хочет каждый! Еще один мультфильм в прокате — ин- дийский «Тайна семьи монстров» . Однажды юныйЛукас узнает, что он не совсем человек, а необычное создание. Да что там приукра- шивать: оказывается, что Лукас—огромный монстр. Эта новость кардинально меняет его жизнь. Особенно обидно выходит, когда он превращается в монстра прямо на вечеринке, куда пришла половина школы. В поисках своих корней мальчик отправ- ляется в увлекательное ижуткое путешествие на Остров монстров. Приключения помогают Лукасу обрести новую, необыкновенную семью и осознать, что отличаться от других совсем не страшно. Оставим мат шахматистам! П од Новый год немножко уже примелькав- шаяся компа- ния из ток- шоу «Звезды сошлись» об- суждала сквернословие в книгах, на сцене, на экране. А может, оно необходимо? Может, без мата нет правды жизни? И вообще — кто позволил огра- ничивать творцов в процессе их самовыражения? Видимо, теперь, господа, самовыражение без выражений невозможно. Я следил за «звездными» пре- пирательствамии вспоминал одну мою хорошую знакомую. Когда она водила пятилетнего сынишку в детсад, то по дороге, не теряя времени, прививала ему хорошие манеры. «А теперь,—командова- ла,—повторим слова, которые ты никогда не должен произносить». И он повторял. Довольно-таки спорный пе- дагогический прием, скажете вы. Но, с другой стороны, откуда ребенку знать, что не все слова одинаковы? Что иными можно унизить, обидеть?Такчто не стоит весь освоенный тобою лексикон выплескивать где попало, на кого попало. По крайней мере, с тем маль- чиком такой способ сработал. Сегодня бывшему детсадничку за сорок.Но ондо сихпорне способен никого обматерить. Ни сгоряча, нинечаянно. Похоже, назубок вы- учил в детстве мамин список табу. Дело было, как вы догадывае- тесь, в кошмарное время застоя. Тогда, при тоталитаризме, мало кому пришло быв голову дискути- ровать: мат — он нужен в романе, фильме или не нужен? Браниться нельзя, и все тут. Неисправимые матерщинники с этим тоже со- глашались.Правда, перестать бра- ниться у них не получалось. Как у курильщика. Он помнит, о чем его нервно и устало предупреждает Минздрав, а не дымить не может. И вот застой, который пре- небрегал правами суверенной личности, кончился. Наступила свобода. В том числе слова. В том числе матерного. Личность рас- правила плечи и взялась на все сто реализовывать обретенные права. Курить у детской площадки, у подъезда даже винно-водочной лавки строго не положено. А материться — матерись сколько угодно. Теперь это и мелким ху- лиганством не считается. Дальше больше. Книга или фильм без мата вызывают со- мнения. Включая классику. Вот у Льва Толстого, драматурга Островского, Антона Чехова чего- то явно недостает. Кто поверит, будто крестьяне, замоскворецкие купцы, столбовые дворяне, город- ские ремесленники обходились без тех заветных русских суще- ствительных и глаголов? Зато вот современные литераторы Влади- мир Сорокин и Виктор Ерофеев молодцы. На их книжках не зря помещают предупреждение: текст содержит нецензурную лексику. А Тургенев и Достоевский были лакировщиками. На ТВ кое-что пока запики- вают. Но на концертах Шнура и его группы «Ленинград» или баттле рэперов все звучит громко и внятно. Впрочем, а зачем теле- визионщикам что-то запикивать? Словно публика эдаких слов сроду не слыхивала и не поймет, о чем речь. Главное — из чьих уст они вылетают. Запикивать-то прихо- дится реплики народных и заслу- женных артистов, поп-«звезд», эстрадных любимцев. Так и происходит легитими- зация того, что сотни лет призна- валось неучтивым, бесстыдным, недопустимым. Что было грехом, объявляется нормой. Боюсь, ны- нешниммамамнелегко объяснять своимчадам, отчего темне следует вторить персонажам на «голубом экране». Прежде человек в кадре был примером: поглядите, детки, как он одет, как говорит, как улыбается, насколько ему чужды примитивность, грубость, вуль- гарность. Вон, детки, дяденька — его знает вся страна, и он ни за что не будет выкрикивать что- нибудь, смахивающее на вопли нашего соседа, когда тот в сильном подпитии. Все, господа. Проехали. Нынче берут за образец Павла Волю и остальных хохмачей из «Комеди клаб». Рядом с ним даже Иван Ургант прямо-таки безупречный, тонкий, высоконравственный джентльмен. А эти ребята убеж- дены: вХХI веке публика не будет смеяться, если до нее не донесутся простонародные названия генита- лий. Или хотя бы намека на них. Итак, «звездная» тусовка. Си- дят рядком театральные артисты, рэперы, продюсеры, исполнители ментов и бандитов в сериалах. По- жаловал и сам господинМилонов. О мате в искусстве у каждого свое мнение. Плюрализм, то есть, на- лицо. Рэпер был рассержен: он со- товарищи обвинялся и за бранные скороговорки, и за пропаганду наркоты, и в целом за «маловы- сокохудожественный уровень». Доказывая обратное, он с па- фосом декламировал собственный опус—приблизительно зарифмо- ванный, банально-графоманский, барабанный. Но поскольку в нем настойчиво повторялось слово «Россия», автор, замолкнув, по- бедно окинул взором слушателей. Что, убедились? Я не матерщин- ник, я патриот. Не берусь судить об его патри- отизме. А касательно того, что он сочинил... Подобные вирши не печатались в свое время даже в «Пионерской правде». Начинаю- щему сочинителю ласково отве- чали: тема правильная, нужная. Но тема темой, а поэзия поэзией. Ее у тебя, дорогой, нет и в помине. Внимая гостюток-шоу, я вдруг подумал: а может, ему и вправду лучше писать и петь что-нибудь матерное? Это хотя бы не будет конъюнктурной профанацией, пародией на патриотические чувства. Некоторые участники разго- вора мат осуждали. Некоторые наоборот. Дескать, без него худо- жественное полотно потеряет силу и выразительность. Некоторые пытались всех помирить. Кому грязные строки на эстрадных подмостках действуют на нервы, пусть не ходит на выступления Шнурова. Акому нравится, пусть ходит. У нас свобода. Что меня поразило: почти ни у кого недостало духу заявить напрямую, что ненормативную лексику, также, как снимание на сцене штанов и всего остального, надо запретить. Совсем. Абсолют- но. Раз и навсегда. Наряду с про- пагандой нацизма, религиозной розни и экстремизма. Господин Милонов, и тот почему-то засуетился, забормо- тал. Дескать, мужики, я ведь тоже против цензуры, я не за то, чтобы что-то там запрещать. А ведь он из самых главных борцов за нравственность, православные ценности, обличитель провокаци- онных выходок. «Запрещено запрещать». Этот импортный слоган, кажется, вре- мен парижской «студенческой весны», витал над аудиторией, проступал на стенах студии. И неважно, если психологи говорят о негативной, опасной энергетике «черного» словаря. А социологи и историки объясняют: мат в неза- памятные времена культивиро- вался исключительно в изолиро- ванном, готовящемся к яростной схватке сообществе воинов, вдали от женщин и детей. А женщинам и детям произносить и слушать ритуальную брань, стимулиру- ющую агрессивное начало, под страхом сурового наказания не разрешалось. Безотносительно к болтовне «звезд» на днях один из очень заметных наших писателей и публицистов забил тревогу: кто- то «наверху», заигрывая с мо- лодежными субкультурами, с их неизменной патологической сутью, открывает дорогу мату. И это плохо, очень плохо, господа. Право же, в публичном про- странстве мат, я уверен, надо оставить только в шахматах. “ Книга или фильм без мата вызывают сомнения. Включая классику
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz