Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
Однажды тридцать лет назад А зародился театр еще в 1985 году на базе Лебедянского завода строительно-отделоч- ных машин. Потом вслед за руководителем творческого коллектива Еленой Васильев- ной Кочетовой он перебрался в Лебедянский педагогический колледж, где получилназвание «Улыбка юности». Здесь же уже в 1994 году не без участия известного в районе педагога ВячеславаМихайловича Ясен- кова театр был удостоен звания народного. В спектакле «Вы- ходили бабки замуж» по пьесе Флорида Булякова, препода- ватель математики, физики, вычислительной техники и ин- форматики играл главную роль. Несколько лет назад коллектив возглавила Оле- ся Матус е вич . Опыт позволяет ей безошибочно выбирать под свою труппу спектакли и по- этические композиции, а об- разование по направлению «Театральная режиссура» — профессионально их ставить. Сегодня «Улыбка» располага- ется в районномДК—за ней за- креплено отдельное помещение со сценой. От реализма к чуду Народный театр живет по тому же распорядку, что и профессиональный. Те же репетиции, распределение и обсуждение ролей, тот же эмо- циональный накал на сцене, то же ожидание реакции от зрите- ля. Но ОлесяЮрьевна считает, что есть одно принципиальное отличие. В профессиональной среде артисты обязаны отра- батывать зарплату. А в люби- тельские коллективы людей приводит неподдельнаялюбовь к театру. —Наши актеры не жалуют реализм, его хватает и в обыч- ной жизни, — рассказывает Олеся Матусевич. — А то, что происходит на сцене, — всегда немного чудо. В театре мож- но попробовать прожить ту жизнь, которая не сложилась в реальности или о которой мечтается. У нас можно стать принцессой, инопланетянином и даже самой Историей! Искусство перевоплощения В коллективе «Улыбки» сейчас 20 человек. Наталья Илларионова, работающая в органах соцзащиты, в театре около 10 лет. Сколько ролей сыграла — от бунинских ге- роинь до Бабы-яги, сколько костюмов помогла смастерить! — «Улыбка» для меня от- душина, — признается она. — Приходишь на репетицию — забываешь о домашних забо- тах и усталость от работы как рукой снимает! Дарья Лаврищева, пе- дагог и студентка Институ- та филологии ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, пришла в театр вместе с се- строй-близняшкой Натальей, к слову, тоже педагогом. По- ставленный народным театром спектакль «Кадиш» о педагоге Януше Корчаке, погибшем вместе со своими воспитанни- ками-сиротами в концлагере, так впечатлил девушек, что они захотели присоединиться кколлективу. Дарья с улыбкой вспоминает, как на первых за- нятиях стеснялась прочитать текст в присутствии знакомых и как ей, в ту пору не слишком улыбчивой, предложили роль Чеширского кота в сказке по Льюису Кэрроллу. Сегодня на сцене она чувствует себя уверенно и уже применяет полученные умения на уроках в школе — по ее мнению, учи- тель должен быть актером. Еще две сестры — Антони- на и Елена Лукаш — учатся в школе. Пятиклассница Тоня сыграла роль чудовища в со- вместном со студентами Лебе- дянского педколледжа спекта- кле «Андромеда». Постановка была признана лучшей в своей номинации на областной «Сту- денческой весне». А по итогам II Международного фестиваля сценических искусств «Теа- тральная вольница» в Ростове- на-Дону сестры были названы лучшими актрисами. Играли они как раз воспитанниц дома сирот в спектакле «Кадиш» по мотивам поэмы Александра Галича. Студентка Лебедянского педагогического колледжа Анастасия Маркова любит ос- ваивать новые направления, за этим пришла в «Улыбку», да так и осталась: не может быть неинтересным перево- площение на сцене. А студент того же учебного заведения Валерий Коломиец уверен, что занятия в театре помогут ему лучше освоить специальность: менеджеру гостиничного сер- виса без умения разбираться в людях не добиться успеха. Психология человека постига- ется через вживание в образ и взаимодействие со зрителем. Эмоции разрешены — В обычной жизни мы ча- сто слышим, мол, оставьте свои эмоции за порогом, поэтому приходитсясебясдерживать,— говорит Олеся Матусевич. —В театре люди могут избавиться от этой эмоциональной нереа- лизованности. При этом сцена не терпит неискренности. Зри- тель простит несовершенство техники, исполнения, люби- тельские декорации, но никог- да не простит лжи на сцене. В«Улыбке»по-своемупере- фразируют известную фразу Шекспираотом, чтовесьмир— театр. Здесь говорят так: наш театр — это целый мир. И живут тут порой по особенным законам. Устраивают чаепития в праздники, дни рождения и премьеры, верят в приметы. Так, не поздравляют с новым спектаклем заранее, а если ро- няют текст с ролью, садятся на него, даже если это происходит на улице. Следят здесь и за со- хранением осанки (уточняют: царской осанки). Здесь ценят крепкуюдруж- бу не только внутри коллек- тива: к примеру, «Улыбка» долгое время сотрудничает с художником Ириной Собка- ловой, которая всегда рада по- мочь с декорациями и афиша- ми.Ине стесняютсярасширять свои знания в области музыки, истории, хореографии и пре- жде всего литературы, ведь без тщательной подготовки не- возможно поставить хороший спектакль. Любят здесь Ивана Бунина, Иосифа Бродского, Давида Самойлова, Алексан- дра Галича, Владимира Вы- соцкого, Юрия Левитанского, Марину Цветаеву и, конечно, земляка Евгения Замятина, которому ежегодно посвящают целыйфестиваль «Покровские встречи». Самыеюные актерычитают наизусть Осипа Мандельшта- ма, а их товарищи постарше— Роберта Бернса на старошот- ландском языке. Заведующая постановочной частью Юлия Ибатуллина, которая в театре играет около 20 лет, вспоми- нает, как после их спектакля по мотивам романа Замятина «Мы» в библиотеке невоз- можно было взять его книги —многие захотели перечитать это произведение. С «Улыбкой» не заскучаешь Народный коллектив из Лебедянского района три десятка лет объединяет творческих людей От Пушкина до Уайльда В Липецком кукольном театре молодым режиссерам смело разрешают экспериментировать Ольга Васильева —Мы не только приглашаем именитых режиссеров со стороны, но и даем дорогу липецким постановщикам, — рассказывает художественный руководитель Липецкого государственного театра кукол заслуженный артист России Олег Пономарев. — Важно воспитать плеяду мастеров сцены, которые придут на смену старшему поколению актеров и режиссеров. По словамОлега Витальеви- ча, сегодня ставят спектакли хорошо известные липецким зрителям актерскими работа- ми Сергей Русаненко и Вален- тина Бабкина, получившие в свое время режиссерское об- разование. Это представители старшего и среднего поколения творческого состава театра. Недавно громко заявил о себе Иван Карпов, влившийся в коллектив несколько лет на- зад. Молодой человек с искро- метной творческой натурой окончил вначале театральное отделение Липецкого област- ного колледжа искусств имени К.Н. Игумнова, затем Инсти- тут филологии ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, а совсем недавно получил ди- плом режиссера театра кукол в Санкт-Петербургской государ- ственной академии театраль- ного искусства, пройдя курс в мастерской Петра Наумова. Дипломной работойИвана стал спектакль «Соловей и роза» по Оскару Уайльду, недавно показанный зрителям. Инс- ценировку этюда в прозе (так Уайльд называл свои сказки) сделал самрежиссер, рассказав историю о сотворении сказки, которая рождается у автора в спорах со своим эго прямо на сцене. «Соловей и роза» не первая постановка Ивана Карпова. Вначале была музыкально- литературная композиция «Письма» в одномиз городских домов детского творчества, затем дебютный спектакль в театре кукол «Сны Танаиса» по творчеству поэтов так назы- ваемой «Заозерной школы». В спектакле «СныТанаиса»Иван Карпов выступил в качестве автора инсценировки, актера и режиссера. — Желание стать режиссе- ромпоявилось еще вшкольные годы. Хотелось участвовать в литературно-музыкальных композициях, продумывать, как скомпоновать материал, как постановка должна вы- глядеть в целом. Ипостепенно, придя в театр кукол, стал про- бовать себя в режиссуре,—рас- сказалмолодой человек.—По- чему Оскар Уайльд? Мне близ- ки его эстетика, его романтизм и, конечно же, темы красоты, жертвенности, которые он поднимает. Кроме того, у этого автора поэтичный язык, и мне это очень близко. Театр — это магия, которая так или иначе способна воспитывать зрителя. Мне кажется, даже в детских спектаклях должны звучать важные взрослые темы. —«Соловейи роза» —спек- такль экспериментальный, но вполне вписывается в наш репертуар, — считает Олег Пономарев. — Он получился почти камерным. Нам даже пришлось немного модернизи- ровать сцену, сделать допол- нительный черный кабинет. В постановке заняты шесть актеров. На премьере были зрители разного возраста, в том числе и подростки. Поначалу они возились и хихикали, но постепенно погрузились в ат- мосферу спектакля и смотрели его с большим интересом. Нам хотелось бы показать эту по- становку более зрелой публи- ке. Она подходит и для тех, кто интересуется зарубежной литературой, и для семейного просмотра. Мы продолжа- ем свою программу вечерних спектаклей по принципу сказ- ки на ночь, или спектаклей для взрослого зрителя. В нее входят «Вечерницы в Мало- россии», «Метель», «Соловей и роза». А в будущем есть идея поставить «Поминальную мо- литву» Григория Горина. Жизнь, наполненная премьерами Сразу два служителя Мельпомены готовятся отметить замечательные юбилеи Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru Год театра в Липецком драматическом ознаменуется юбилеями. 80-летие отметят народный артист России Виталий Пономарев и художник-декоратор Нина Курбатова, стоявшие у истоков театра, выпустившие первую его премьеру в декабре 2000 года. И сегодня коллектив невозможно представить без этих талантли- вых и добрых людей. Про шаржи и тягу к творчеству У Виталия Пономаре- ва более 300 ролей, при- знание публики и любовь коллег. Даже тот, кто не- часто бывает в театре, что-нибудь да слышал про актера, не только играю- щего на сцене, но и пишу- щего картины, рисующего дружеские шаржи. Заяд- лый рыбак, в живописи он отдает предпочтение пейзажам и организовал уже две персональные вы- ставки. —Шаржейуменяштук сто. Они дороги мне как память о насыщенной те- атральной жизни. Поч- ти все рождались в так называемый застольный период, когда мы читали очередную новую пьесу. Каждый, слушая коллег и прочитывая слова своего героя, не следит за собой, вовлеченный в процесс рождения спектакля, — раскрывает ВиталийВаси- льевич секреты театраль- ной кухни. — Эта непо- средственность и запечат- лена на бумаге. Да, забавны шаржи Виталия Пономарева на коллег из Липецкого госу- дарственного академиче- ского театра драмы имени Л.Н. Толстого, который он когда-то строил, таская кирпичи на стройплощад- ке, на сцене которого стал мастером и признанным талантом, с труппой кото- рого исколесил всюстрану. Он поддержал и новый сокольский театр, влив- шись в его труппу и щедро делясь опытом с начинаю- щими актерами. — Виталий Василье- вич Пономарев — наш талисман, — утверждает директор Липецкого дра- матического театра Гали- на Кулешова. — Он при- шел сюда, имея почетное звание народного артиста России, оставив академи- ческий театр, в котором состоялся. Это был ри- скованный эксперимент, но, сыграв в «Хануме» на открытии первого сезона, он, любимый зрителем, до сих пор остается на сцене. ВиталийВасильевич—до- брыйиискреннийчеловек. Никогда никого не подво- дит, всегда помогает кол- легам в работе над ролью. Такому отношению к делу он учит и наших молодых актеров. Каковы сегодня на- дежды и чаяния Вита- лия Пономарева? Сыно- вья его уже состоялись. Старший Сергей — ху- дожник. Младший Олег— заслуженный артист Рос- сии и художественный руководитель Липецкого государственного театра кукол. Переживает Вита- лий Васильевич только за внуков. Старший, Артем Олегович, хотя и уважал театральную сцену и даже играл в папиных поста- новках, все же с большим трепетом относился к бра- тьям нашим меньшим, по- этому получил профессию ветеринара вВоронежском государственном аграрном университете и продолжа- ет обучение в аспирантуре. Младший, Глеб Олегович, ему еще двенадцать, ду- мает о том, что хорошо бы стать президентом страны. Да, у парня далеко идущие планы. И в этом он берет пример с отца и деда. Про клещи и другие важные вещи В театре без бутафории не обойтись. Поэтому толь- ко здесь можно встретить художника-декоратора. Этой профессииНина Кур- батовапосвятилапочтидва десятка лет. — В последнее время для оформления спекта- клей стали заказывать баннеры. А раньше все так называемые задники (фон, на котором разворачива- ется действие постановки) мы расписывали вручную, растянув ткань на полу в фойе ДК, — вспоминает Нина Ивановна.—Задник для спектакля «Ханума», которым открыли первый сезон театра, девятнадцать метров шириной и девять с половиной метров дли- ной, делили на три части и лишь после того, как расписали каждую, соеди- нили на швейной машин- ке. На это ушло почти два месяца. Мне тогда помогал младший сын Андрей. Кстати, и старший сын Нины Ивановны Сергей унаследовал мамин та- лант. Сыновья окончили Орловское художествен- ное училище и трудятся в сфере рекламы. А внуки, Никита и Антон, учатся на худграфе Липецкого педуниверситета. Сама Нина Ивановна шестьдесят лет назад вы- брала профессию худож- ника-оформителя. К этому подтолкнули занятия в изостудии. Но поскольку она была старшей в своей многодетной семье, отец не отпустил помощницу Нину в Пензенское худо- жественное училище.При- шлось получить рабочую профессиюи устроиться на завод «Свободный сокол». Трудясь машинистом на- сосных установок, Нина Ивановна окончила в Ли- пецке годичные курсы ху- дожников-оформителей. Между прочим, живопись ей преподавал сам Виктор Сорокин. — Тогда в каждом за- водском цехе была своя художественная мастер- ская, — вспоминает Нина Ивановна. — И радиатор- ный, где я работала, не исключение. Наш худож- ник, Виктор Дмитриевич Панкратов, часто просил меня помочь ему в оформ- лении наглядной агита- ции. А перед праздниками нас приглашали помогать оформлять ДК «Сокол». Эта работа стала на- стоящей школой профес- сионального мастерства, пройдя которуюНинаКур- батова стала художником сокольского ДК, а ког- да здесь открыли театр, освоила множество побоч- ных технологий. —В работе приходится использовать ткани, по- ролон, пенопласт, клей, краски, проволоку, пло- скогубцы, клещи…Япере- несла в театральную ма- стерскуювесь свой чердак, — шутит она. — Когда-то сыновья открывали в на- шем доме мастерскую по изготовлению рекламы. Она просуществовала два года. Все, что не пона- добилось после, отнесли на чердак. А нам с кол- легой, Галиной Седовой, очень даже пригодилось. Лет мне много, но дома оставаться не хочу. Театр — это жизнь, всегда на- полненная чем-то новым. А премьер ждут не только зрители... 4 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Тема года КСТАТИ Широкой публике спектакль «Соловей и роза» будет по- казан только после новогодних праздников. А к зимним каникулам Олег Пономарев поставил спектакль «Корабль счастья», сделав в содружестве с липецким автором Элен Кораблиной свою инсценировку истории, рассказанной в популярном мультфильме. Но наши кукольники взяли из него только сюжетную линию. ДОСЛОВНО — Учимся сами и пытаемся вдохновлять других, — го- ворит Олеся Матусевич. — Может, мы несколько старо- модны и консервативны, но продолжаем поддерживать культ книги. Сейчас много рассуждают о том, что такое патриотизм. Я считаю, что настоящая любовь к России — это не политика, не борьба с окружающим миром за право называться сверхдержавой, а знание русской ли- тературы, истории, театра. Осознание того, носителями каких истинных сокровищ мы являемся, и рождает па- триотизм. Фото Сергея Кожевникова Фото из архива театра Олеся Скворцова В «Большое космическое приключение Деда Мороза и его друзей» приглашают юных зрителей артисты народного театра «Улыбка» из Лебедяни в эти новогодние денечки. Добрую сказку о дружбе и взаимовыручке, где даже отрицательные герои исправляются, коллектив выбрал не случайно. Такова традиция, сложившаяся на протяжении более тридцати лет, — просвещать, воспитывать, трогать умы и сердца зрителей разного возраста. Фото Павла Острякова № 1-2/25879-25880/1 ЯНВАРЯ 2019 Фото Павла Острякова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz