Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
28 № 248/26126/26 ДЕКАБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Личный опыт Я учу английский, но у меня не получается Как поддержать в ребенке живой интерес к овладению иностранным языком НАТАЛЬЯ СИЗОВА В нашей семье никогда не было особых языковых проблем. Мы с мужем оба журналисты, и дети — а их трое — в плане красноречи- вого выражения собственных мыслей пошли в нас. С рожде- ния для их развития исполь- зовалось все, что считается необходимым: колыбельные песенки, бабушкины сказки, традиционное книжное чте- ние, аудиокниги и развиваю- щие мультики. А зачем мне это нужно? Школьная пора старшей дочери—уже позади. Прома- хи и неудачи, конечно, были, как у всех, но мы справились, выстояли, выдержали. И те- перь мне порой кажется, что я уже «не успеваю» за моей девочкой. Она, по ее же вы- ражению, «книжный червь», который даст ответ на любой вопрос. Не было у нее особых проблем и с изучением ино- странного языка, поскольку от природы имеет хорошую память и легко запоминает материал. Словом, «англи- чанами» мы не стали, но и не пропали. Большие надежды мы воз- лагали на среднюю дочь. Еще в раннем детстве она поража- ла нас своими философскими умозаключениями. Уже в пять лет порывалась идти в школу, копалась в учебниках и тетрадках старшей. К тому же у нее проявился талант к живописи, особенно полюби- ла рисовать лошадей. Бой- кая и решительная девочка с энтузиазмом отправилась в первый класс. Здесь интерес больше вызвала математика. Но мы не волновались — ре- бенок развит. Из детского сада нас выпускали с легким сердцем. Тревожные звоночки раз- дались уже в конце второго учебного года при изучении английского. Сначала она очень горди- лась тем, что теперь тоже «ан- гличанка». Но со временем стало ясно, что дочка никак не может правильно усвоить произношение звуков—этого вшколе ейне дали. Сужасомя поняла, что такая же пробле- ма была и у племянника, ко- торый на четыре года старше. Пока он не стал заниматься с репетитором, ничего не кле- илось. Мы, изучавшие в свое время немецкий язык, ничем не могли помочь дочери. А старшей было некогда зани- маться с сестрой, она лишь изредка помогала с переводом текста. Пробовали включать на компьютере развивающие программы по английскому. Но в школе почему-то требо- вали другого. Дошло до того, что наша «серединка» заявила: «Нуине буду я английский учить. За- чеммне это нужно?»Икакмы ни объясняли, что придется сдавать обязательный ОГЭ по английскомувшколе, чтоино- странный язык пригодится в жизни, — ничего не помогло. Вот так естественная тяга ребенка к знаниям переросла в обязаловку и принуждение. К слову, из положения мы все же вышли с помощью ре- петитора. Но, как говорится, осадок остался. Учиться с удовольствием По мнению специалистов, основуизучениялюбогоязыка составляетличнаямотивация. Детей разного возраста надо обучать по-разному. Напри- мер, еслиребенок еще не умеет читать, емуне нужно смотреть мультики и фильмы с англий- скими субтитрами, в этом нет смысла. Субтитры— это тема длявзрослых.Дошколят боль- ше интересуют картинки, а не буквы. Но для начала стоит спросить у ребенка: хочет ли он смотреть мультфильмы на английском. Если да, то пусть смотрит то, что нравится. Даже если нам кажется, что ребенок ничего не понимает, то это не так. Мозг работает, и раноилипоздномалышстанет понимать речь. Посмотрите, какмыучимродномуязыку— мы просто общаемся на нем с ребенком. Санглийским—тот же метод. Если вы не знаете языка, просто заменяйте рус- ские глаголы на английские, разбирайте и запоминайте новые слова. Опытные профессионалы советуют: к языку не стоит подходить с осознанием, что ты что-то учишь. Все должно быть естественно и непри- нужденно. Нужно просто заниматься тем, что нравит- ся. В процессе такого непри- нужденного погружения в язык как раз и приобретаются знания, умения, навыки. Нужно отойти от понятия, что язык надо учить, а про- сто разговаривать с детьми на английском. Младших детей, которые только-только учатся говорить, надо помещать в среду говорящих на англий- ском — тогда успех гаран- тирован. Например, можно ребенкунанять няню, которая будет часть дня говорить с ним только по-английски, а часть дня — по-русски. Сколько часов проводить ребенку в англоязычной сре- де? Единых стандартов здесь нет. Все индивидуально. Но английскую речь ребенок должен слышать регулярно. Кстати, о репетиторах. Кто такойрепетитор? Это человек, «натаскивающий» по языку, у него конкретная цель — на- пример, сдача экзамена. Для тех, кто начинает знакомить- ся с английским, репетитор- ство не нужно. Язык вполне можно усвоить и самостоя- тельно. Если ребенок не ходит на дополнительные занятия по английскому языку, а няня-«англичанка» родите- лям не по карману, то стоит смотреть мультфильмы и дет- ские книжки на английском. Родители сами перед сном могут читать малышу книж- ку на английском. Но если и родители языком не владеют, то необходимо заниматься языком вместе с ребенком, играть, смотреть мультики, общаться, используя англий- ские слова и выражения. В любом случае, в семье должно сформироваться некое разго- ворное пространство. Но зани- маться английским все долж- ны с удовольствием! Это — обязательное правило. Изу чение языка не может быть принудительным для роди- телей, ведь дети мгновенно «считывают» напряжение и фальшь. Вообще, по мнению психо- логов, не нужно с детства «за- париваться» с языком. Неред- ко мы заставляем детей знать что-то, потому что считаем, что им это нужно. Но знания приходят тогда, когда они становятся необходимы. Если ребенок заинтересовался, он рано или поздно это «схватит» и будет развиваться. Нужно просто вызвать интерес. Как? Это могут быть и онлайн-уро- ки по Интернету, игры—все, что угодно. В любом случае, инициатива должна идти от взрослых. Если папа и мама разговаривают между собой на английском, смотрят филь- мы на английском, малыш захочет сделать то же самое. Совместный труд объединяет Когда я попросила одно- го учителя по английскому поделиться со мной своим видением сложностей при изучении языка в школе, она ответила: — Если дети начинают изучать английский со зву- ков, позже им становится сложно читать без помощи транскрипции, — сказала она. —Также у ребенка часто возникает непонимание, по- чему, например, одна и та же буква может читаться тремя способами. Еще одна про- блема — в начале изучения английского языка детям необходимо запоминать боль- шое количество новой лек- сики. А самое сложное — времена. Ученику трудно запомнить и различить такое количество времен, имея в своемродномязыке всего три. Поэтому на эти проблемные моментыя быобратила особое внимание родителей. Конечно, все этизаморочки с языковыми трудностями не так-то просто решить. Требу- ются воля, строгость и после- довательность прежде всего от самих родителей. Где же взять сил работающим папам и мамам? Всем хочется отдать ребенка впервыйкласс ичерез десять лет без проблем полу- чить готового, разговариваю- щего на разных языках недо- росля, способного взять часть трудностей семьи на себя. В этом отношении повезло на- шим родителям (теперешним бабушкам и дедушкам) в Со- ветскомСоюзе: они всюжизнь работали, ашкола решала все. Мы живем в другую эпоху, когда всегдаиза все отвечаешь сам. Может, это и трудно, но с другой стороны — делает нас ближе к нашим детям. Сов местный труд, как говорил незабвенный кот Матроскин, он ведь объединяет. И рушит языковые барьеры между поколениями. А это — самое главное! Но все же запомните: если внимательно прислушиваться к советам профессионалов и носителей языка, то со време- нем все станет на свои места. И в один прекрасный момент вы сами приятно удивитесь, когда услышите, как ваше чадо поет любимую песню на английском. Главное — до- ждаться! ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ”” К языку не стоит подходить с осознанием, что ты что-то учишь. Все должно быть естественно и непринужденно. Нужно просто заниматься тем, что нравится
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz