Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

телизаулюлюкали: да онжене лучше нас, такой же грешник и эгоист. Тогда-то наш Алек- сандр Сергеевич посоветовал приятелю: не присоединяйся к толпе, будь на стороне гения. Гений грешен, но он оставил человечеству «Паломничество Чайльд-Гарольда»и«ДонЖу- ана». А что оставят улюлюка- ющие мещане? С о времен Горького самая ненавистная клас- сику человеческая порода — мещане — как будто бы изменилась. Лет сто назад эти люди тихонько занимались своим гешефтом, набивали кубышки и предпочитали не высо- вываться. Они не лезли в политику, в сферу творчества, их не касалась жизнь соотечественников, судьба Отечества. Теперешнее мещанство прорастает повсюду. Его, так сказать, доминантные черты остались прежними. Эгоизм, примитивная философия: все хорошо и правильно, что хо- рошо и правильно для меня, любимого, никуда не делись. Но сегодня мещане нежелают замыкаться в своей скорлупе. Им хочется власти, хочется диктовать другим, как жить. И вот они уже захватили и телеэфир, и Интернет. Они развлекают и троллят. Они ждут рукоплесканий даже в том случае, когда у них нет ни намека на талант, на способ- ность сеять разумное, доброе, вечное. Они-то как раз сеют безумное, бездумное, без- вкусное и недоброе. Но быть на виду, сделаться випом для мещанина задача не менее на- сущная, чем иметь большие деньги. Оттого и наше телеви- дение становитсямещанским. Ведь обывателей по обе сторо- ны экрана в избытке. Имитаторы Горьковские мещане худо- бедно хотя бы внешне были добропорядочными, даже консервативными, избега- ли шума и скандалов. В со- временном своем изводе они готовы эпатировать, имити- ровать то аристократизм, то богемные нравы. А часто и то, и другое сразу. Силиконовая светская львица в золоте и бриллиан- тах, но с повадками двоечни- цыизПТУкапризножалуется на прислугу: «У меня в доме аристократические поряд- ки, а она, неотесанная, все портит». Вот и приходится хозяйке поучить ее половой тряпкой по физиономии. Престарелый эстрадник после громкого развода с же- ной и дележки имущества расписывается с дамой на тридцать лет моложе и про- должает рассказывать по- шлые анекдотыпро тещ, жен, мужей и семейные измены. Телеведущая, блогерша, повенчавшись в центральном храме Москвы с экстрава- гантнымрежиссером, отправ- ляется на свадьбу в гробах на катафалке. Потом ее спросят: не смущало ли молодоже- нов, что это продолжение церковного таинства, мягко выражаясь, озадачит многих и верующих, и неверующих? Она равнодушно, пожалуй, не без легкого презрения ответит журналисту прибли- зительно следующее: ну, вот так была расписана эта сцена. А чьи-то там чувства меня не касаются. Я думаю, к горьковским определениям мещанства сейчас логично прибавить пастернаковское: «Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех». Но обыватель не видит в том позора. Наобо- рот. Он находит, что это такой особый дар: быть никем и ничем, но считаться элитой, собирать сотни тысяч лайков и класть на банковский счет миллионы. Мещанин в политике, как некогда мещанин во дворян- стве — тема отдельная. Во всем мире обыватели пере- носят во власть нравы ком- муналки. Что-нибудь вы- гадать, напакостив соседу. Припугнуть и пошантажиро- вать слабаков. Скорешиться с сильным и бессовестным, добившись его покровитель- ства. Распустить подленькие слухи и сплетни о тех, кто не нравится и мешает. Но на го- сударственном уровне эта воз- ня уже именуется санкциями, гибридной войной, защитой прав человека, демократии и западных ценностей. В конце концов, что есть национализм? Мещанский патриотизм, когда предан- ность своим срастается с не- навистью к чужим, пусть эти «чужие» веками живут рядом. Что есть история по- мещански? Байки о древних украх, с которых началось человечество. Или перечер- кивание героизма народа, что внес решающий вклад в по- беду над фашизмом. Что есть демократия по-мещански? Манипулирование толпой, анархия майдана, названная «революцией достоинства». Даром, что таже Украина, до- стигнув «гидности», никогда еще не была так унижена, опозорена, разорена. На ТВ беспрерывно су- дят-рядят про Владимира Зеленского. Что он хочет, что может, чего не может. Но, по- моему, честнее всех объяснил, отчего у Владимира Алексан- дровича не заладилось пре- зидентство, политолог Сергей Кургинян. Да, нет опыта, нет команды, давят бандеровцы, грозя новыммайданом. Одна- ко главная причина в другом. Просто не тот масштаб у че- ловека. Для своей миссии он мелкотравчат. Мещане во дворянстве ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом ” Я думаю, к горьковским определениям мещанства сейчас логично прибавить пастернаковское: «Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех». Но обыватель не видит в том позора. Наоборот. Он находит, что это такой особый дар: быть никем и ничем, но считаться элитой, собирать сотни тысяч лайков и класть на банковский счет миллионы Диагноз жестокий, но в самую точку. Представьте себе на месте слегка постарев- шего, но все равно симпатич- ного весельчака-кавээнщика, предположим, Столыпина. А можноЛенина, Рузвельта или де Голля. Как ни относись к любому из них, то были люди идеи, бескомпромиссной веры в свою правду. Потому и вы- бор у них был невелик: либо сделай, либо умри. С Зеленским иначе. Не сделает — вернется в милый сердцу «Квартал-95», а то переедет вЕвропу—душевное равновесие восстанавливать. О чем проговорился в эмоцио- нальном запале отец прези- дента: эх, бросил бы сынок эту фигню и зажил бы спокойно. Так и сказал: фигня. Что он имел в виду? Голоса семи- десяти с лишним процентов граждан, отданные за Зелен- ского-младшего? Конфликт Киева и Донбасса? Борьбу с коррупцией? Разваливающу- юся экономику?ИлиУкраину вообще? А вдруг и сам президент думает так же: если припе- чет, соскочу? Тогда перед нами образцовый пример мещанина во дворянстве. В сериале «Слуга народу» зву- чит лейтмотивом песенка с повторяющейся строчкой: «Я люблю свою страну, люблю свою жену, люблю свою соба- ку…». Мне почему-то кажет- ся, чтоженуи собаку онлюбит больше. Не то бы Владимир Александрович действовал по-другому. Не раздражайтесь, госпо- да. Я больше не буду про Украину. Тут и без меня оцен- щиков тьма. Но вот «синдром Зеленского» как явление не только украинское, не только политическое заслуживает внимания. Поставьте рядом с милейшим Володимиром Александровичем Терезу Мэй, польских, прибалтий- ских, болгарских лидеров, да хоть самого великого и ужасного мистера Трампа с его деляческим подходом и к соперникам, и к союзникам США, и вы поймете, о чем речь. В мире словно что-то над- ломилось и пошло вразнос. В разных странах мещане полу- чили фору и неограниченное влияние. Оттого общее наше будущее и вызывает столько тревожных вопросов. О героях и лакеях Говорят, что для лакея нет героя. Ведь лакей видит великого человека в подштан- никах и халате, усталым, угрюмым, страдающим от насморка и колик в желудке. Какое ужтут величие. Ав эпо- ху ТВиИнтернета о слабостях нашихкумиров знают не толь- ко камердинерыи горничные. Помните, как Пушкин за- ступилсязаБайрона?Посмерт- ная публикация дневников английского поэта, не предна- значенных для посторонних глаз, стала сенсацией. Обыва- Но вот знаменитости на- ших дней нечасто вызывают желание за них заступиться. И не только потому, что они, мягко говоря, не Байроны. Парадоксальный факт: по ча- сти создания своей скандаль- ной репутации они перешли на самообслуживание. Им не требуются зоилы и папарац- ци. Эти ребята с садо-мазо- хистским энтузиазмом обру- шивают собственный имидж, сложившийся благодаря их фильмам, спектаклям, пес- ням. И не опасаются выгля- деть циничными. Известная актриса, ни- чуть не стыдясь, посвящает публику в подробности сво- его романа с криминальным авторитетом. Она меняла му- жей, но он всегда оставался ее любовником и покровителем. Популярный певец охотно по- зирует с хлыстом для эротиче- ских забав в жанре садо-мазо. Герой детективной саги, на экране — рыцарь без страха и упрека, приходит в теле- студию для разборок с женой и случайной подружкой. И все это на камеру, на камеру, на камеру! У сегодняшних героев, их фанатов, простолюбопытству- ющих одна и таже мещанская мораль: деньги и популяр- ность любой ценой. Какая разница, как разбогател, на чем пропиарился. Мы помянули мещан в политике, в исторической науке, в средствах массовой информации. Но придется добавить к этому еще и куль- туру, которая по определению испокон веков противостояла обывательщине. Что такое массоваякультура?Этоискус- ство в услужении у бизнеса. Это симфония Бетховена, что ценится исключительно как рингтонвмобильнике иликак фоновая музыка в рекламе колбасыи средств от пота. Это актеры, чьи семейные склоки и разводыкуда занимательнее их ролей в театре и кино. Нет, заступаться тут не за кого. Герои и лакеи неотличи- мы друг от друга. Правда, кое-кто не прочь усидеть на двух стульях. В последнее время по неведомой мне причине все настырнее раскручивают СергеяШнуро- ва как общественного деятеля иблюстителянравственности. Он везде. Среди наставников «Голоса» и в других телешоу. В Общественном совете по культуре в Госдуме. Он рас- суждает о молодежной поли- тике и проблеме подготовки рабочих кадров. Короче, госу- дарственный человек. А я вот не могу забыть, как он сидел в килте и дамы настойчиво старались подглядеть, что там у него под этой шотландской юбкой, подействовал или нет наШнура препарат для повы- шения потенции, который он рекламировал. Я уже молчу о вкладе нашего героя в про- паганду матерного шансона. Шнурова сильно беспокоит будущее страны. Мне хочется думать, что оно не может при- надлежать поклонникамшну- ровской группы «Ленинград» и людям, что восхищаются свадебным катафалком Ксе- нии Собчак. 24 № 248/26126/26 ДЕКАБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Прямая речь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz