Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

4 № 248/26126/26 ДЕКАБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Профессионалы «Цифра» вместо рутины Липецкая гимназия № 12 учит интегрироваться в информационную среду ЕЛЕНА ТАРАВКОВА Какой быть парадигме российского образования: гу­ манитарной или технократи­ ческой? Как школа отклика­ ется на запросы современных учеников, кудаповедут страну и мир дети цифровой эпохи и погубит ли рацио российскую душевность и сердечность? Об этом и многом другом мы беседуем с Аллой Волковой, заместителемдиректора, учи­ телем физикииинформатики липецкой гимназии № 12. — Как изменилась ин­ форматика с тех пор, как вы пришли в школу? —За шестнадцать лет, что я работаювшколе, преподава­ ние информатики вышло на совершенно новый уровень. Если раньше уходил не один месяц, чтобынаучить ребенка держать мышку в руке и на­ жимать на нужные клавиши, то сейчас с пятиклассниками мы на это время не тратим, а сразу же приступаем к работе с информацией. Кстати, не все мои уроки проходят за компьютерами, мы работаем и с бумажными носителями, с книгами, изучаем тексты, преобразуем схемы в связные рассказы. Да что там пяти­ классники! Сейчас я занима­ юсь подготовкой шестилеток кшколе. Из них 90 процентов уверенно выполняют задания наразвитиелогическогомыш­ ления. — Цифровые технологии помогают вам в работе? — Я разрабатываю, ак­ тивно использую и пропа­ гандирую новые цифровые образовательные ресурсы. При организации занятий ориентируюсь на возмож­ ности современной техники, помогающие учащимся инте­ грироваться в информацион­ ную среду. Для взаимодействия со школьниками и их родителя­ ми активно использую ресур­ сы социальных сетей, видео­ чатов, официального сайта липецкой гимназии № 12, который неоднократно стано­ вилсяпобедителемипризером городского фестиваля инфор­ мационных ресурсов «Откры­ тое образование». Кроме того, я автор контента, размещае­ мого на сайте кафедры есте­ ственно-математическихнаук гимназии, и собственного персонального сайта учителя физики и информатики. Мои материалы размещаются и в профессиональных электрон­ ных изданиях. — Двенадцатая гимназия у большинства липчан ассо­ циируется с инновациями. В каких экспериментах она участвует сейчас? — Мы одними из первых подружились с компанией SMART, которая производит современное учебное обору­ дование. Не только следим за ее разработками, но и при­ меняем на уроках. Это и инте­ рактивные доски, и документ- камеры, и системы опроса, и многое другое. А в этом году наша гимназия вошла в инте­ ресный проект Сбербанка по персонализированной моде­ ли образования и внедрения цифровойплатформы. Проект реализуется фондом «Вклад в будущее». В нем участвуют три пятых класса. Процесс обучения строится на основе учебных моделей, включа­ ющих в себя задания трех уровней сложности. Главная роль отводится ученику. Он самостоятельно определяет траекторию своего развития, уровень сложности учебных целей и способ их достиже­ ния. Меняется и роль учителя. Он разрабатывает контент, проверяет работы учеников. Причем не все задания вы­ полняются индивидуально. Предусмотрено и межлич­ ностное общение, коллектив­ ная, групповая деятельность. Цифровая платформа полно­ стью меняет традиционную классно-урочную систему образования. Рутинные про­ цессы автоматизируются, что экономит время и учителя, и ученика. Эта модель разви­ вает у детей гибкие навыки, которые нужны в современ­ ном мире, такие как умение работать в команде, пользо­ ваться разными источниками информации. —Нет ли опасности в том, что дети полностьюпогрузят­ ся в виртуальный мир? —Для нынешнего поколе­ ния компьютер не диковинка, а повседневный рабочий ин­ струмент. Задача взрослых — не делать из электронной машины врага, а превратить ее в помощника. И научить детейпользоватьсякомпьюте­ ром не в ущерб другим делам, например, чтению книг. Не спорю, это сложно, но все- таки возможно. Да, время общения с техникой нужно контролировать и даже огра­ ничивать. Но изолировать ребенка от информационных технологий, развивающихся стремительными темпами, нельзя. Без них он рискует остаться на обочине жизни. Безусловно, родители долж­ ны быть в курсе, какие сайты посещает их ребенок, с кем переписывается. Необходимо обучать детей кибергигиене, безопасной работе в Интер­ нете. — Сегодня в районах об­ ласти появляются новые об­ разовательные пространства — «Точки роста». Как вы к этому относитесь? — Положительно. Не се­ крет, что материально-тех­ ническое оснащение сель­ ских школ часто отстает от городских. Поэтому «Точки роста», оборудованные но­ вейшей техникой, открывают перед сельскими ребятами большие перспективы, дают возможность идти в ногу со временем, заниматься тем, что пригодится в нашу цифро­ вую эпоху. Однако очень важ­ но в первую очередь обучить самих педагогов, обеспечить ихметодическимиматериала­ ми, провести мастер-классыи так далее. Как говорится, кто информирован, тот вооружен. — Еще одно новшество — это масштабный проект обу­ чения учеников 8 – 9 классов программированию«Яндекс. Лицей».На сегодняшнийдень уже сотнишкольников регио­ на приступили к бесплатным занятиям по специальной программе. Что вы думаете по этому поводу? — Это очень интересный проект, в рамках которого школьники смогут изучить основы Python — одного из самых востребованных в со­ временном мире языков про­ граммирования. При этом дети проходят серьезный от­ бор по развитию математиче­ ских навыков и логического мышления. Организовано специальное обучение для учителей. Это хорошо, это нужно. Но, на мой взгляд, обучать программированию надо раньше, начиная с пя­ того-шестого класса. Кстати, среди «яндекс-лицеистов» естьиученикнашей гимназии — это восьмиклассник Федор Титов. Интерес у него про­ явился еще в начальной шко­ ле. Он победитель олимпиад по информатике, обучается в Центре одаренных детей «Стратегия». — У Вас большой педаго­ гический стаж. Что вы счита­ ете самым большим достиже­ нием в своей работе? — Четыре года назад я по­ бедила во Всероссийском кон­ курсе «Учитель года». Ядолго к этому шла, готовилась. Это было непростое испытание, но я с ним справилась. Получила своего рода оценку проделан­ ной за многие годы работы. Но в то же время поняла, что надо постоянно учиться. За последнее время у меня было много образовательных поез­ док. Ямал, Волгоград, Санкт- Петербург, Краснодарский край — вот далеко не полный переченьмест, где япобывала. По однимпозициямнашреги­ он однозначно выигрывает, а по другим не помешает изу­ чить опыт соседей. Кроме того, после кон­ курса у меня появилась воз­ можность влиять на образо­ вательную политику страны. Я вхожу в жюри данного конкурса. Являюсь членом Экспертного совета по защите прав педагогических работ­ ников комитета по образова­ нию Госдумы РФ. Состою в комиссии по национальной системе учительского роста Министерства просвещения России. Вхожу в редакци­ онный совет «Учительской газеты». Часто выступаю на разных мероприятиях. Это важно, когда слышат голос учителя из региона. — Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель? —Неравнодушнымктому, что происходит вокруг. Наша профессия немыслима без же­ лания постоянно развиваться, учиться. Педагог должен ува­ жать детей и принимать их такими, какие они есть. Не бояться трудностей, которые есть в любой профессии. Не стесняться задавать вопросы старшим коллегам, наставни­ кам. К сожалению, молодые педагоги иногда не слышат советы, которые им дают бо­ лее опытные коллеги. Когда я только начинала работать, мои уроки часто посещала директор гимназииОльга Ни­ колаевнаУласевич.Икаждый раз потому нее в кабинетешел разбор «полетов». Сначала, признаюсь, меня это немного задевало. Но со временем я поняла, что задача руководи­ теля была не наказать меня за неправильные действия, а рассказать и подсказать, как можно было провести занятие по-другому. Иза это наставни­ чество я ей благодарна. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Для нынешнего поколения компьютер не диковинка, а повседневный рабочий инструмент ” У Аллы Волковой на уроках информатики скучно не бывает. НАША СПРАВКА За годы работы в школе Алла Волкова завоевала множе­ ство наград. Она победитель конкурса «Лучший учитель Российской Федерации» в рамках приоритетного нацио­ нального проекта «Образование», заслуженный работник образования Липецкой области, образцовый учитель SMART Международного уровня, победитель Всероссий­ ского конкурса «Учитель года». Ав этомгоду она удостоена премии Министерства просвещения РФ за достижения в педагогической деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz