Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
4 № 248/26126/26 ДЕКАБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Профессионалы «Цифра» вместо рутины Липецкая гимназия № 12 учит интегрироваться в информационную среду ЕЛЕНА ТАРАВКОВА Какой быть парадигме российского образования: гу манитарной или технократи ческой? Как школа отклика ется на запросы современных учеников, кудаповедут страну и мир дети цифровой эпохи и погубит ли рацио российскую душевность и сердечность? Об этом и многом другом мы беседуем с Аллой Волковой, заместителемдиректора, учи телем физикииинформатики липецкой гимназии № 12. — Как изменилась ин форматика с тех пор, как вы пришли в школу? —За шестнадцать лет, что я работаювшколе, преподава ние информатики вышло на совершенно новый уровень. Если раньше уходил не один месяц, чтобынаучить ребенка держать мышку в руке и на жимать на нужные клавиши, то сейчас с пятиклассниками мы на это время не тратим, а сразу же приступаем к работе с информацией. Кстати, не все мои уроки проходят за компьютерами, мы работаем и с бумажными носителями, с книгами, изучаем тексты, преобразуем схемы в связные рассказы. Да что там пяти классники! Сейчас я занима юсь подготовкой шестилеток кшколе. Из них 90 процентов уверенно выполняют задания наразвитиелогическогомыш ления. — Цифровые технологии помогают вам в работе? — Я разрабатываю, ак тивно использую и пропа гандирую новые цифровые образовательные ресурсы. При организации занятий ориентируюсь на возмож ности современной техники, помогающие учащимся инте грироваться в информацион ную среду. Для взаимодействия со школьниками и их родителя ми активно использую ресур сы социальных сетей, видео чатов, официального сайта липецкой гимназии № 12, который неоднократно стано вилсяпобедителемипризером городского фестиваля инфор мационных ресурсов «Откры тое образование». Кроме того, я автор контента, размещае мого на сайте кафедры есте ственно-математическихнаук гимназии, и собственного персонального сайта учителя физики и информатики. Мои материалы размещаются и в профессиональных электрон ных изданиях. — Двенадцатая гимназия у большинства липчан ассо циируется с инновациями. В каких экспериментах она участвует сейчас? — Мы одними из первых подружились с компанией SMART, которая производит современное учебное обору дование. Не только следим за ее разработками, но и при меняем на уроках. Это и инте рактивные доски, и документ- камеры, и системы опроса, и многое другое. А в этом году наша гимназия вошла в инте ресный проект Сбербанка по персонализированной моде ли образования и внедрения цифровойплатформы. Проект реализуется фондом «Вклад в будущее». В нем участвуют три пятых класса. Процесс обучения строится на основе учебных моделей, включа ющих в себя задания трех уровней сложности. Главная роль отводится ученику. Он самостоятельно определяет траекторию своего развития, уровень сложности учебных целей и способ их достиже ния. Меняется и роль учителя. Он разрабатывает контент, проверяет работы учеников. Причем не все задания вы полняются индивидуально. Предусмотрено и межлич ностное общение, коллектив ная, групповая деятельность. Цифровая платформа полно стью меняет традиционную классно-урочную систему образования. Рутинные про цессы автоматизируются, что экономит время и учителя, и ученика. Эта модель разви вает у детей гибкие навыки, которые нужны в современ ном мире, такие как умение работать в команде, пользо ваться разными источниками информации. —Нет ли опасности в том, что дети полностьюпогрузят ся в виртуальный мир? —Для нынешнего поколе ния компьютер не диковинка, а повседневный рабочий ин струмент. Задача взрослых — не делать из электронной машины врага, а превратить ее в помощника. И научить детейпользоватьсякомпьюте ром не в ущерб другим делам, например, чтению книг. Не спорю, это сложно, но все- таки возможно. Да, время общения с техникой нужно контролировать и даже огра ничивать. Но изолировать ребенка от информационных технологий, развивающихся стремительными темпами, нельзя. Без них он рискует остаться на обочине жизни. Безусловно, родители долж ны быть в курсе, какие сайты посещает их ребенок, с кем переписывается. Необходимо обучать детей кибергигиене, безопасной работе в Интер нете. — Сегодня в районах об ласти появляются новые об разовательные пространства — «Точки роста». Как вы к этому относитесь? — Положительно. Не се крет, что материально-тех ническое оснащение сель ских школ часто отстает от городских. Поэтому «Точки роста», оборудованные но вейшей техникой, открывают перед сельскими ребятами большие перспективы, дают возможность идти в ногу со временем, заниматься тем, что пригодится в нашу цифро вую эпоху. Однако очень важ но в первую очередь обучить самих педагогов, обеспечить ихметодическимиматериала ми, провести мастер-классыи так далее. Как говорится, кто информирован, тот вооружен. — Еще одно новшество — это масштабный проект обу чения учеников 8 – 9 классов программированию«Яндекс. Лицей».На сегодняшнийдень уже сотнишкольников регио на приступили к бесплатным занятиям по специальной программе. Что вы думаете по этому поводу? — Это очень интересный проект, в рамках которого школьники смогут изучить основы Python — одного из самых востребованных в со временном мире языков про граммирования. При этом дети проходят серьезный от бор по развитию математиче ских навыков и логического мышления. Организовано специальное обучение для учителей. Это хорошо, это нужно. Но, на мой взгляд, обучать программированию надо раньше, начиная с пя того-шестого класса. Кстати, среди «яндекс-лицеистов» естьиученикнашей гимназии — это восьмиклассник Федор Титов. Интерес у него про явился еще в начальной шко ле. Он победитель олимпиад по информатике, обучается в Центре одаренных детей «Стратегия». — У Вас большой педаго гический стаж. Что вы счита ете самым большим достиже нием в своей работе? — Четыре года назад я по бедила во Всероссийском кон курсе «Учитель года». Ядолго к этому шла, готовилась. Это было непростое испытание, но я с ним справилась. Получила своего рода оценку проделан ной за многие годы работы. Но в то же время поняла, что надо постоянно учиться. За последнее время у меня было много образовательных поез док. Ямал, Волгоград, Санкт- Петербург, Краснодарский край — вот далеко не полный переченьмест, где япобывала. По однимпозициямнашреги он однозначно выигрывает, а по другим не помешает изу чить опыт соседей. Кроме того, после кон курса у меня появилась воз можность влиять на образо вательную политику страны. Я вхожу в жюри данного конкурса. Являюсь членом Экспертного совета по защите прав педагогических работ ников комитета по образова нию Госдумы РФ. Состою в комиссии по национальной системе учительского роста Министерства просвещения России. Вхожу в редакци онный совет «Учительской газеты». Часто выступаю на разных мероприятиях. Это важно, когда слышат голос учителя из региона. — Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель? —Неравнодушнымктому, что происходит вокруг. Наша профессия немыслима без же лания постоянно развиваться, учиться. Педагог должен ува жать детей и принимать их такими, какие они есть. Не бояться трудностей, которые есть в любой профессии. Не стесняться задавать вопросы старшим коллегам, наставни кам. К сожалению, молодые педагоги иногда не слышат советы, которые им дают бо лее опытные коллеги. Когда я только начинала работать, мои уроки часто посещала директор гимназииОльга Ни колаевнаУласевич.Икаждый раз потому нее в кабинетешел разбор «полетов». Сначала, признаюсь, меня это немного задевало. Но со временем я поняла, что задача руководи теля была не наказать меня за неправильные действия, а рассказать и подсказать, как можно было провести занятие по-другому. Иза это наставни чество я ей благодарна. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Для нынешнего поколения компьютер не диковинка, а повседневный рабочий инструмент ” У Аллы Волковой на уроках информатики скучно не бывает. НАША СПРАВКА За годы работы в школе Алла Волкова завоевала множе ство наград. Она победитель конкурса «Лучший учитель Российской Федерации» в рамках приоритетного нацио нального проекта «Образование», заслуженный работник образования Липецкой области, образцовый учитель SMART Международного уровня, победитель Всероссий ского конкурса «Учитель года». Ав этомгоду она удостоена премии Министерства просвещения РФ за достижения в педагогической деятельности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz