Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
14 № 24/25902/7 ФЕВРАЛЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Знаменитые знакомые Такой разный и неповторимый Александр Науменко ФОТО ЛАРИСЫ ПУСТОВАЛОВОЙ Александр НАУМЕНКО: «Меня хотели исключить из музыкальной школы» Солист Национальной Королевской оперы рассказал о своем детстве и творчестве ЛАРИСА ПУСТОВАЛОВА Александр Науменко мно- го лет живет в Лондоне, но по-прежнему чувствует себя липчанином. В нашем городе он родился, вырос, нашел свое призвание. ВЛипецк он приез- жал, чтобыучаствовать в рабо- те жюри конкурса вокалистов имени Надежды Обуховой. За времявизитауспелвстретиться содноклассниками, скоторыми не виделся 43 года, и провести творческий вечер в салоне «Экслибрис», где ответил на вопросы поклонников и жур- налистов. Настроение — не гость — Меня собирались отчис- лить из пятой музыкальной школы. За профнепригод- ность! — рассказал он. — Я тогдаиспытывалполное отвра- щение к тому, чем занимаюсь. Произошло это потому, что пе- дагог постоянно била меня по рукам во время игрына форте- пиано. Накануне отчисления директормузыкальнойшколы Лидия Васильевна Костюкова вызвала на беседу мою маму и дала последний шанс — взяла меня в свой класс. И все изме- нилось. Благодаряее занятиям я заинтересовался музыкой настолько, что начал бегать в нотный магазин, узнавал, что появилось из классики на прилавках. Я бы не состоялся как композитор, если б не Белла Серафимовна Елисеева, пред- ложившая нам, ученикам, на- писать музыку. Мы растеря- лись, начали оправдываться, что требуется вдохновение… Ее ответ словамиЧайковского помню до сих пор: «Настрое- ние — не гость. Надо садить- ся и работать». Я согласен с утверждением, что Бетховен, написавший свою Девятую симфонию, и человек, при- думавший унитаз, — полу- чили одинаковое творческое удовлетворение. Каждый с полной отдачей должен за- ниматься своим делом. В становлении любой личности много составляющих частей, — продолжил наш собесед- ник.—Конечно, музыка была мне изначально интересна. Но главную роль в моей судьбе сыграли педагоги. Яркий след любви На творческом вечере были представлены произведения композитора Науменко. Не- сколько композиций липча- нина вошли в музыкальный альбом «D , Amore», в том чис- ле «Мысли из прошлого». Есть мотивы, посвященные Липецку. Речь идет о первой любви нашего з н а м е н и т о г о земляка, кото- рая случилась во время обучения в Липецком му- зыкальном учи- лище. — Нам тогда было по 16 лет. Не буду назы- вать имен, не- зачем ворошить прошлое — у нас сейчас се- мьи, дети… Но в памяти остался возвышенный след, лишенный житейских де- талей, — поде- лился он. Впрочем, помнит наш ге- рой и свою детскую любовь, впервые девочка разбила его сердце в 11-летнем возрасте. —Годы обучения в консер- ватории имени Чайковского —лучшее времявмоейжизни, — признался он собравшим- ся. — У нас, студентов того времени, было ощущение при- частности к чему-то великому. Еще бы: мыходили по томуже полу, покоторомуходилиЧай- ковский, Рахманинов, Танеев, Прокофьев,Шостакович... Раз уж мы появились там, зна- чит, это не просто так. Уроки физкультуры проходили под аккомпанемент Миши Плет- нева (известный дирижер, пианист-виртуоз, основав- ший Российский националь- ный оркестр. — Прим. ред. ). Как-то во время репетиции студент закурил в присутствии самого Святослава Рихтера. Я сделал замечание, на что мэтр ответил: «Ничего-ничего. Я иногда еще и не так делаю: вставляю по сигарете между каждым пальцем (при этом он показал пятерню) и затягива- юсь от каждой». Атмосфера в консерватории вообще была потрясающая: если профессор проходил мимо — мы встава- ли. Сейчас этого нет. Как-то проездом заглянул в общежи- тие консерватории и удивился — насколько, оказывается, это небольшое здание (сейчас на его месте возвели новое). А в юности мне казалось оно огромным, значимым, как и все, что нас окружало. Впо- следствии жизнь свела меня с племянницей Рахманинова, с приемным сыном Стравин- ского—РобертомКрафтом, со многими интересными людь- ми, но первые мои герои были встречены именно здесь. Случались и казусы. Пери- одически пропадали посылки, которые отправляли родители из Липецка. Я приходил к вахтеру, который говорил мне примерно следующее: «За- брали. Александр Науменко забрал». Дело прояснилось, когда получил письмо из Та- ганрога, в котором написаны были довольно интимные моменты. Я тогда чуть с ума не сошел — не был никогда в Таганроге, а тут такое! В общем, в одно и то же время в консерватории обучались два Александра Науменко. Я и Александр Анатольевич, ныне известный оперный пе- вец, солист Большого театра России. Новые грани — Чем ознаменовался для вас прошедший год? — задал вопрос журналист «Липецкой газеты». — Доказал себе, что и как преподаватель я кое-что зна- чу . Научить чему-то в этой сфере непросто — я же не могу спеть вашими связками, по- казав, как пра- вильно брать ноту. Поэтому залогом успеха становится вза- имопонимание между учите- лем и учеником, умение рабо- тать на одной волне. Придется еще поискать своего человека, здесь без везения не обойтись. — Что вы думаете о кон- курсе молодых вокалистов, который проходит в Липецке? Выступали на его сцене вы- сококлассные исполнители, которые достойныподмостков мировой сцены? — поинтере- совались мы. — Липецкий конкурс до- статочно высоко котируется на международном уровне. Это доказывает география участников: люди приехали из Монголии, Англии, Ар- гентины, Беларуси, Израиля, Вьетнама. Ия с удовольствием представил здесь корейского музыканта, который учится в Лондоне. Для Липецка Обу ховский конкурс может стать визитной карточкой, брендом. К его организации нет заме- чаний, единственное, я бы до- бавил более серьезное инфор- мационное сопровождение, возможно, с публикацией ана- литических статей. Вообще, зрителям не следует бояться оперного искусства. Чтобы его понять, достаточно прий ти и послушать. Этим надо заинтересоваться. К примеру, я раньше ничего не понимал в бильярде, и даже не знал, что существует его разновидность — снукер. Но как-то увидел соревнования по телевизору, понравилось. Почитал специ- альную литературу. Сейчас с удовольствием играю. Что касается конкурсан- тов, то в этот раз не обошлось без неожиданностей. Когда в первом туре я услышал пред- ставителя Аргентины, поду- мал: «О! Это победитель». Но в следующем выступлении — разочарование. Возможно, исполнитель взял слишком сложный материал, но не- которые ноты он не осилил. Причем недоработка была си- стемной, не из-за волнения. В итоге—изначальныйфаворит не оправдал общих ожиданий. Зато обладатели первых пре- мий составляют конкуренцию исполнителям с мировыми именами. Салон «Экслибрис» — Популярные сейчас во- кальные телешоу, в которых поют непрофессионалы, или, наоборот, звезды шоу-бизнеса пробуют себя в ином амплуа, помогают зрителюприобщить- ся к искусству? — Прообразом этих шоу стала телепрограмма «Брита- ния имеет талант». Так вот, я готов плюнуть в лицо создате- лю этого проекта. И мне даже представилась такая возмож- ность. Как-то в поезде я поде- лился своими соображениями со случайным попутчиком, который оказался известным человекоми был знаком с этим деятелем. Он дал мне телефон автора, я созвонился, пригла- сил на встречу. Ждал, но тот не пришел. Объясню свою позицию: подобныешоудискредитируют искусство. Ну о каком таланте можно говорить, если участ- ники поют «электрически- ми» голосами, улучшенными компьютером. Я не понимаю этого. Что именно должны оценить зрители — работу IT-специалиста? И очень воз- мущен проектом «Призрак оперы», который шел на Пер- вом канале. Особенно запом- нилось выступление Филиппа Киркорова. Да, он нарядился в перья и раскачивался на качелях. Шоу имело место быть. Но какже пусто было ис- полнение, как немо внутри! И это ария Мистера Икс, полная драматизма и переживаний! А жюри восхищалось, зрители аплодировали. Вероятно, теле- зрители, которые смотрели эту телепередачу, уверенытеперь, что это и есть настоящее ис- кусство. На этом фоне приятно знать, что есть проекты, по- добные липецкому салону ис- кусств «Экслибрис». Я много где побывал и могу смело ут- верждать, что этому явлению могут позавидовать мегапо- лисы не только России, но и Европы. Салон «Экслибрис» уникален своей просветитель- ской миссией, и за десять лет, которые он существует, сде- лано немало. Я благодарен его создателюСергеюБондаренко за стремление открывать пу- блике имена соотечественни- ков и за возможность познако- миться с их творчеством.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz