Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

16 № 244/26122/19 ДЕКАБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Интересней, чем кажется Смотрительница музея неожиданно узнала на этом портрете свою маму. СЕРГЕЙ КИБАЛЬНИЧЕНКО, ЕЛЕНА ПАНКРУШИНА, АНАСТАСИЯ КАРТАШОВА В уходящем году на страницах нашей газеты появилось более 20 публика- ций, посвященных местным легендам и мифам. Но сухим языком цифр разве выразишь впечатления от общения с интересными людьми, от открытия не- изведанных страниц нашего прошлого и настоящего? Неудивительно, что и краеведы, ижурналисты, иисторики, инаши читатели сошлись вомнении, что проект необходимо продолжить и в наступающем году. Вот только название у него изменится. Свой вариант могут предложить и читатели. Подводившая итоги проекта встреча в краеведческоммузее подарила нам и новые сюжеты. О самых интересных из них мы сейчас расскажем. Приведение в стенах собора Наталья Селезнева пришла в краеведческий музей в 1981 году, когда он еще располагался в Христо- рождественском соборе. В те времена сотрудникам приходилось поочеред- но дежурить по ночам. Проходя по пустым залам, необходимо было по- тушить везде свет, закрыть входную дверь и позвонить на пульт охраны. В один из таких унылых осенних ве- черов Наталья Селезнева выполняла привычные действия. Оставалось только отключить свет в последнем помещении и выйти наружу, как вдруг на втором этаже раздался глу- хой топот. На окне всколыхнулась штора, откуда-то повеяло холодом. Стрелой пролетев к выходу, На- талья открыла дверь. Она никак не могла надышаться свежим воздухом, а в памяти в это время одна за другой всплывали когда-то слышанные от бабушки молитвы. Через несколько минут она нашла силы вернуться в помещение. Со временем приведение все чаще давало о себе знать. Не раз сотрудни- ки музей слышали тяжелые шаги на втором этаже и стук в свои кабинеты. На вопрос «кто?» сдавленный голос отвечал: «Я». Но в коридоре было пусто, спуститься вниз по крутой винтовой лестнице за пару секунд было нереально. У музейных сотруд- ников нередко бесследно исчезали деньги. Пропадали и личные вещи, но их потом находили в потаенных уголках — смятыми, истоптанными, вымазанными в грязи. — По-видимому, работников му- зея из собора выживало само зда- ние,— полагает Наталья Селезнева. —ВбывшемДоме политического про- свещения, куда в 1991 году переехал краеведческий музей, загадочные звуки больше не слышались. Спокойная жизнь продолжалась до тех пор, пока в музее не разме- стилась выставка восковых фигур, посвященная династии Романовых. На ней были представлены не только царственные особы, но и лица из их окружения. Тяжелое впечатление на всех производил Григорий Распутин, от него исходила какая-то гнетущая сила. С того времени практически каждую ночь в музее срабатывала сигнализация. Так продолжалось до той поры, пока выставка не уехала обратно в Санкт-Петербург. 11 сентября 2001 года, когда в Нью-Йорке были атакованы здания Всемирного торгового центра, в музее неожиданно «заговорил» телеграф- ный аппарат Морзе. В течение не- скольких часов он принимал какое-то послание. Увы, знатоков морзянки среди музейных работников не на- шлось, такчто расшифровать загадоч- ное послание было некому. Однажды на третьем этаже му- зея устроили выставку предметов, найденных на городском кладбище в районе улицы Фрунзе. Здесь были и человеческие черепа, и нательные кресты, и даже небольшой детский гробик, восстановленный нашим ре- ставратором. Трудно сказать, кому в голову пришла такая жуткая идея. Вот только на третьем этаже по вече- рам были слышнышаги и раздавался детский плач. Поначалу никто ничего не понимал, но только потом проис- ходящее связали с детским гробом. —Если расспросить наших охран- ников, которые дежурят по ночам, они много интересного могут рас- сказать, — завершила свой рассказ Наталья Селезнева. — То какие-то свечения появляются, то непонятные звуки. Вероятно, это связано с опре- деленными экспонатами, имеющими сильную энергетику — культовыми предметами из древних захоронений, надгробными плитами, старинными вещами, хранящими память о своих бывших владельцах. Загадка одной картины Бывает, читаешь книгу или смо- тришь фильм и понимаешь, что это чистейшей воды вымысел. Но порой и жизнь преподносит такие сюжеты, что даже барон Мюнхгаузен им по- завидует. Примером тому служит история картины «Мать и дитя», хранящейся в краеведческом музее. Написал ее наш знаменитый земляк Иван Космин. —В80-е годымывелибольшуюра- боту по пополнению своих фондов, — вспоминает главный хранитель музея Татьяна Цупко. — Мне довелось по- бывать в Москве у падчерицы Ивана Космина. Известный художник вна- чале писал портреты белогвардейцев, а затем создал целуюгалереюобразов, с которыми ассоциируется советская эпоха. На своих полотнах он запе- чатлел Ленина, Крупскую, Горького, Дзержинского, Циолковского, Мичу- рина, Жуковского. После той встречи в Москве фон- ды музея пополнились картинами, семейными фотографиями и до- кументами знаменитого земляка. Но полотна его попали на выставку лишь десятилетие спустя, когда для живописи выделили отдельный зал. Одна из смотрительниц, ТамараКаку- нина, впервые увидев картину «Мать и дитя», воскликнула: «Это же мама моя изображена!» Такое утверждение, казалось бы, противоречило здравому смыслу. В 1963 году, когда былнаписанпортрет, мама Тамары Какуниной выглядела бы намного старше, чем запечатлен- ная на картине женщина. К тому же на ней был дорогой платок, шея и линия декольте оголены совсем не так, как это могло быть у крестьянки. Но Тамара Алексеевна не унима- лась. В музейных фондах она нашла семейные снимки Космина, доказы- вающие, что на картине изображена не его жена. После этого пригласила экспертов по идентификации и предо- ставила им фотографии своей мамы Антонины Михайловны Селезневой. Они подтвердили, что на картине и снимках изображен один и тот же человек. Теперь оставалось только найти объяснение, как художник по- пал в Талицу, где проживала семья Селезневых. Но нашлись свидетельства, что в послевоенные годы Иван Космин не раз заезжал в это село по пути в свою родную Слепуху и рисовал портреты местных жителей. Стало даже из- вестно, что картину эту он хотел по- дарить Антонине Михайловне, но та из скромности отказалась ее принять. Несколько лет спустя, уже в Москве, Космин дорисовал младенца и назвал картину «Мать и дитя». — Проделанная работа позволила уточнить время написания полот- на, — говорит Татьяна Дмитриевна. — К указанной художником дате мы добавили 1947 год, когда началась работа над картиной. Икона с характером В художественном отделе немало и других полотен, интересных не Какой музей без п «Липецкая газета» продолжа Заведующая отделом истории областного краеведческого музея Наталья Селезнева увлеченно рассказывает о полтергейсте. Основатель сообщества «#Открыватели» Иван Климов (крайний справа) является неизменным участником нашего редакционного проекта «Интересней, чем кажется». ФОТО СЕРГЕЯ КОЖЕВНИКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz