Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
6 № 244/26122/19 ДЕКАБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Среда обитания Нужен дизайн-код Станет ли Липецк не только современным, но и стильным городом? Вот такой островок остался и здесь. Высокий кирпичный забор, составляющий с домом единый комплекс, ограждает палисадник и небольшую веранду. Их подняли прак- тически на высоту первого этажа, и получилась уютная, скрытая забором и деревьями территория. И сейчас можно прочувствовать атмосфер- ность этого места, если бы не одно но. Фасад нынче «украшает» навес из поликарбоната крас- ного цвета и вывеска торговой точки одной из алкогольных торговых сетей. На входе ми- гают огнями буквы«К» и «Б», по аутентичным ступеням с красной окантовкой сбегают люди сшуршащимипакетами со звякающим содержимым. «Планета чего-нибудь» Там, на Ленина, испорти- ли атмосферу. Казалось бы, однотипным пятиэтажкам на соседней улице Плехано- ва это не грозит. Наоборот, унылые фасады так и просят: «Укрась меня». И владельцы многочисленных магазинчи- ков на первых этажах вняли этому призыву — каждый в меру своего вкуса и наличия средств. Кто-то ограничился пластиковой дверью и не- замысловатой вывеской, у кого-то крыльцо, отделан- ное камнем, занимает едва ли не половину тротуара. А кто-то и вовсе пристроил еще метра два-три полезной площади к бывшим когда-то малогабаритнымквартиркам. Шрифты, цвета, эмблемы и ТАТЬЯНА МИРЗОЕВА Пешие прогулки по центру Липецка для тех, кто умеет смотреть и видеть, всегда полны открытий. Так однажды во время одной из таких прогулок на улицеЛенина обнаружился обычный пятиэтажныйжилой дом, возведенный где-то в 70-х годахпрошлого века, аможетираньше. Ещене «хрущевка», но уже и не «сталинка», хотя именно от монументальной и краси- вой архитектуры50-х остались у него несколько характерных деталей. ВЛипецке очень мало таких домов. Развитие города пришлось больше на 60-70 годы, когда советская экономика должна была быть экономной. Любые архитектурные «укра- шательства» нещадно вымарывались из проектов, поскольку требовали дополнительных затрат при строительстве. Так и появилось засилье типовой застройки с редкими изысками, когда, видимо, проектировщикам становилось невмоготу штамповать одно и то же. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА символы, кованые перила и мини-клумбы — смешалось все. Рваная линия фасада та- кого дома в результате сводит нанет все креативные изыски, если таковые вообще были. Выглядит ли дом красиво? Стала ли улица приятнее глазу? Нет. И вряд ли кто-то возьмется с этим спорить. Новые микрорайоны, надо сказать, недалеко ушли. Предусмотренные проекта- ми специализированные площади на первых этажах еще как-то упорядочивают размещение там торговых и офисных точек, однако с вы- весками дело обстоит также: главное — выделиться среди себе подобных. Если театр начинается с вешалки, то бизнес — с вывески. И вот уже на фасаде бьются за место под солнцем «Памятники» и «Фейерверки», «Зоомага- зин» и «Аптека», «Двери», «Вобла», «Ателье «Пушин- ка», «Ритуальные услуги» и «Планета чего-нибудь». Совсем малый бизнес как в центре, так и на окраинах (а на окраинах тем более), и вовсе не загружает ни себя, ни клиента эстетикой. На одном баннере умещают сразу название, перечень продук- ции, цены и часы работы. Коротко, ясно, бюджетно. И некрасиво. Покажите паспорт Стоит отметить, сегодня размещение любой вывески в Липецке регулируется муни- ципальными нормативными актами. В городском депар- таменте градостроительства и архитектуры«Липецкой газе- те» пояснили, что требования к визуальному оформлению торговых точек содержатся в «Порядке размещения и содержания информацион- ных элементов на территории города Липецка». Документ определяет места размещения (единая горизонтальная ось), требования к материалам из- готовления информационных элементов и их размерам и так далее. Фактически опре- делены единые условия и требования, позволяющие упорядочить размещение ин- формационных конструкций на фасадах зданий. Еслидля зданиябылразра- ботан паспорт архитектурно- градостроительного облика, то все вывески, внешние кон- струкции типа козырьков и кондиционеров должны уста- навливаться в соответствии с ним. В этом документе, помимо мест размещения и размеров, может быть указана и цветовая гамма информа- ционных элементов, размер букв и даже шрифт. Правда, имеет такой паспорт далеко не каждый дом. Разработать его требуют при изменении внешнего вида фасада зда- ния или сооружения. Это же касается реконструкции или капитального ремонта, в про- цессе которых полностьюили частично меняется внешний вид фасадов. Естественно, это нужно при новом строитель- стве. Необходимо согласовы- вать и граффити на фасадах зданий. Справедливости ради надо сказать, что документ уже пережил несколько редак- ций. От абсолютного хаоса в размещении вывесок еще в начале нулевых Липецк действительно пришел хоть к какому-то порядку. Одна- ко «визуальный шум», как называют архитекторы всю эту пеструю смесь вывесок и названий, пока никуда не делся. Бороться с ним специ- алистыпредлагают введением дизайн-кода города. Закодировать и точка Дизайн-код — это иллю- стрированный свод правил, требований и рекомендаций по вопросам физического развития местности. Как по- яснил изданию Strelka Mag старший дизайнер студии АртемияЛебедева СергейСте- блин, принятый муниципа- литетом подобный документ «упорядочивает визуальный облик кварталов, обязывает бережно относиться к куль- турному наследию, позво- ляет не превращать город в рынок». Фактически, по словам того же Сергея Стеблина, стандартыиправила, которые сейчас существуют в каждом российском городе, вполне можно рассматривать как дизайн-код. Вопрос только в том, насколько полно они учитывают все исторические, архитектурные и прочие ню- ансы. Как говорят специали- сты, дизайн-код, в отличие от любых градостроительных документов, диктует то, как город должен выглядеть.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz