Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
Я совершил маленькое открытие: повод для юмора и повод для смеха, оказывается, разные вещи. Вот в пьесе Евгения Шварца Король встал не с той ноги и призвал к себе Шута: быстро исправь мне настроение! И Шут начал шутить: «Купец по имени Пе- терсен вышел из лавки, да как споткнется — и ляп носом об мостовую! А тут шел маляр с краской, споткнулся об купца и облил краской старушку. А ста- рушка испугалась и наступила собаке на хвост. А собака укусила толстяка…». Король сильно смеялся. Он был доволен: у его придворно- гоПетросяна отменное чувство юмора. Ведькогда спотыкают- ся, падают, разбивают носы и кусаются — это юмор и есть. Но смешнее всего, что так думает не только Король из сказки, но и короли и звезды нашей эстрады. А также и те- леначальники, не жалеющие для них эфирного времени. И все счастливы, когда с экранов несется: Надо больше есть укропа, Чтоб была красивой… Дальше — пауза, пауза, пауза. И наконец: ВНЕШ- НОСТЬ! Ваши бурные аплодисмен- ты, господа! Дайте мне освежитель воздуха! Аюмор-то, представьте, не всегдавызывает гомерический хохот. Рассказывают,Михаил Зощенко на комедийном спек- таклемог ниразуне улыбнуть- ся. Драматурги и режиссеры расстраивалисьиспрашивали: вам скучно, МихалМихалыч? Аон отвечал: «Наоборот. Увас очень веселое представление». Он знал то, о чем не догадыва- лось большинство зрителей. Забавные сюжеты, персона- жи, реплики рождаются не из забавных обстоятельств. Комедия — обратная сторона драмы, а тоитрагедии.Издесь оннебылодинок.Другойвели- кий юморист Марк Твен гово- рил: «Все человеческое груст- но. Сокровенный источник юмора не радость, а скорбь. На небесах юмора нет». С этим не поспоришь. Праведники под райскимикущамине смеются, посколькуимнеочемплакать. По Марку Твену, там уже не вспоминают и не печалятся об оставшихся в земном аду ближних и дальних. Повод для смеха ко всей этойфилософии отношенияне имеет. Тут голая физиология: вас щекочут — вы смеетесь. Аркадий Райкин, Роман Кар- цев, Михаил Задорнов учили страну смеяться и думать. Дроботенко, Клара Новикова и Гарик (Бульдог) Харламов думать отучают. А кто, не дай Бог, задумается, уже не смеетсяи самсебе удивляется: и как я повелся на эту чушь? Наследники королевского Шута оккупировали сцену, радио и, конечно, телеэфир. Два отвязных парня — один изображает контрабас, дру- гой — контрабасиста. Глав- ный прикол, ради которого все и затевалось: «контраба- сист» дергает струны «кон- трабаса», в том числе, прости- те великодушно, и в районе ширинки. В том же месте фокусиру- ется чувство юмора у многих несолнечных клоунов. Оче- редной дуэт: одноклассники встречаются в сортире. Они справляют свои надобности, ностальгически вспоминая прекрасные школьные годы. «А где сейчас такая-то? — А, это та скромная отличница? Теперь проститутка. Жалко девчонку. Я на ней женат. Четверо детей. — Дашь теле- фончик?—Конечно, дам. Она тебе такую скидку сделает!» Излагаю по памяти — до- словно записать не удосу- жился. Все-таки не Гоголь, не Чехов и даже не Жванецкий. Но суть диалога около унитаза я не исказил ни капельки. Очень впечатлили меня школьные задачки, осовре- мененные шутами все того же «Камедиклаб». Попробуювы- брать для иллюстрации что- нибудь не слишком похабное, а это, поверьте, нелегко. Итак, условие задачки. У Кати роскошный загородный дом, автомобиль и шикарный муж. УОли ни дома, нимаши- ны, ни мужа. Вопрос: у кого из девочек на носу большая бородавка? У кого на носу бородавка? ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом ” Писатель на телеэкране – нечастый гость. Что вполне объяснимо. Писательство — занятие тихое, отшельническое. Зачем создателю новых «Мертвых душ» или «Мастера и Маргариты» ярмарка, вернее, барахолка тщеславия в эфире? Вас пока не стошнило? Вы захихикали, разозлились или отрецензировали это остро- умие шепотом, непечатными словами? Зря стесняетесь. Говорите громко. Ведь эти ребята не стесняются.Мат для них—самый безотказный по- вод для смеха. В этих программах любо- пытно наблюдать за проис- ходящим в зале. В «Камеди клаб» обожают тусоваться VIP-персоны: певцы, пловцы, звезды сериалов. Видишь, как они беспрерывно хохочут, и до тебя доходит, откуда у нас столько идиотских «мыльных опер»искандаловс санкциями WADA. Чего еще-то ждать от людей, что угорают от рифмы к слову «укропа» и радуются чьей-нибудьбородавкенаносу? Блистательный афоризм Ежи Леца: «Скажи мне, над чем смеется народ, и я ска- жу, за что он готов пролить кровь».Любители«школьных задачек» в наших телешоу не станут ее проливать ни за что. Потому что им не за что. Господин икс Писатель на телеэкране — нечастый гость. Что вполне объяснимо. Писательство — занятие тихое, отшельниче- ское. Зачем создателю новых «Мертвых душ»или«Мастера и Маргариты» ярмарка, вер- нее, барахолка тщеславия в эфире? Чтобы отложить рукопись и прийти в студию, нужен сильный нравственный им- пульс, именуемый чувством долга. Но далеко не все испо- ведуют принцип, красиво за- рифмованный еще в прошлом веке: «Писатель, если только он—волна, а океан—Россия, не может быть не возмущен, когда возмущена стихия». Вот патриарх отечественного на- ционального сопротивления Александр Проханов или по- бывавшийна войне вДонбассе ЗахарПрилепин ему следуют. К их монологам на ТВ мы привыкли. Они представляют почвенническое направление в нашей словесности. С литераторами-запад- никами сложнее. В не столь отдаленные годы была своя программа у талантливого прозаика, поэта, публициста ДмитрияБыкова.Но онисчез. Я бы добавил: к сожалению. Мне было быкуда интереснее, если бы с Сергеем Кургиня- ном или тем же Прохановым дискутировал Быков, а не крикливый до истерики ки- ношник Григорий Амнуэль. Я выразился неточно: Бы- ков не исчез, а перебрался на радио «Эхо Москвы». Как раз тогда писатель очень уж задружил с либералами, да- ром, что прежде отзывался о них без большой симпатии. Однаждыдаже побранил глав- ный либеральный печатный орган — «Новую газету». Ту, что по словам другого писателя, борется уже не с властными и правоохрани- тельными структурами, а со всем неправильным русским народом. До поры до време- ни это отталкивало от нее и Дмитрия Быкова. Но вот его прямо-таки переклинило. И теперь он активнейший автор «Новой», еженедельно публи- кует сатирические «письма счастья», в которых пророчит России либо крах, либо, коли повезет, жалкое прозябание до скончания веков. В его лучших романах не было этой безнадеги. Не скрою: мало в чем се- годня с ним соглашаясь, я с любопытством слежу за быковскими публикациями. Они по-своему поучительны. Допустим, стихотворение с таким зачином: С той поры, как Крым для меня закрыт (Вычислять доколе — удел гадалок), Я повадился ездить на Кипр и Крит И нашел, наконец, для себя аналог. Господи, да кто же закрыл крымские пляжи любезному Дмитрию Львовичу? С чего бы он посчитал нужным под- чинитьсяпорошенковскимза- конам и запретам? У него же, как-никак, все еще паспорт гражданина России. И живет он в Москве, а не во Львове и не в Житомире. Или раскрываешь свежень- кий, только что изданный двухтомник Быкова о писате- лях-шестидесятниках. А там, наряду с проницательными суждениями, наталкиваешься наэпатажные,нопримитивные пассажи. Например, о роковом родовом вывихе России. Вы- вих этот столетиями пытают- ся вправить, да ни у кого не получается. Поневоле загля- дываешь на обложку: кто это сочинил—господинБыковили покойная Валерия Ильинична Новодворская. И что за вывих имеется в виду? Неприятие разобщенности, несправедли- востимироустройства,которые Запад объявляет нормой? То, что русским матерям как-то неловко баюкать младенцев, напевая:«Чтотамзашумзасте- ной?Чтонамза дело, родной»? ВзгляднаРоссию, русскую историю, русскую судьбу у Быкова не столько сложный, сколько путаный. Народ ему не нравится, но он его жа- леет. Не понимает, но без устали объясняет. При этом он запамятовал тютчевское: «Умом Россию не понять…». Апонимание через веру емуне дано. Вернее, он потерял спо- собность такого понимания по пути в «Новую газету». Противоречий у него не счесть. Быков то проклинает «красный проект», то про- говаривается, что он был не- обходимиоправдан. Кажется, его и сейчас вдохновляют великие потрясения, а не ве- ликая Россия, которая была нужна и большевикам, и за- щитникам «Белого дома». В романе «Икс» Быков предложил свою разгадку «Тихого Дона». УШолохова в книге другая фамилия—Ше- лестов. Воспользовавшись па- лочкой-выручалочкой«мыль- ных опер», Быков повествует, что герой теряет память о про- шлом. Теперь он советский человек, журналист. И вдруг обнаруживает у себя начатую неведомым ему белым офи- цером рукопись — на самом деле, она его собственная, из другой жизни. Шелестов бе- рется ее завершить… В предисловии Быков пи- шет, что его издавна занимает древняя проблема — раздво- енности авторской личности. Не потому ли, что эти нецель- ность и раздвоенность в из- бытке присущи ему самому? …Уменялежитноваякнига Быкова. «Июнь» называется. На день рождения подарили. Надо будет прочитать. Вдруг Быков раскроется с какой-то иной стороны. Писатель-то он и вправду хороший. 24 № 234/26112/5 ДЕКАБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Прямая речь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz