Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
17 Вернисаж № 234/26112/5 ДЕКАБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Праздники, которые всегда с нами В липецком Музее современной скульптуры открылась выставка «Радости бытия» ИСААК РОЗЕНФЕЛЬД Наша планета, по словам поэта, для веселья мало обору- дована. Потому столько творцов и дают волю своим трагиче- ским, а то и апокалиптическим переживаниям, предчувстви- ям, комплексам. И тогда под их кистью над умиротворяю- щим, буколическим сельским пейзажем, над заснеженными деревьями и тихими избами поднимается черное солнце. А у скульпторов рождаются тревожные, угрюмые символы. Как человек, как женщи- на, как художникМаргарита Воскресенская не хотела при- нимать эту модную мрачную философию, эстетику распа- да, обреченности, духовной капитуляции. Уже то, что она предпочитала бронзе, меди, камню дерево, говорит о природе ее таланта. В юно- сти Маргарите Михайловне повезло: она оказалась рядом с великим ваятелем Сергеем Тимофеевичем Конёнковым. От него Воскресенская зараз- илась любовью к деревянной скульптуре, кживой, теплой, не терпящей насилия факту- ре дерева. Металл послушно и равнодушно подчиняется воле мастера. С деревом всту- пают в диалог, улавливая тая- щиеся в его изначальной, уже существующейструктуре воз- можности, даже подсказки для реализации замысла. Воскресенская это умела как мало кому дано. Оттого ее произведения так легки, свободны, артистичны, есте- ственны. Мотивы, ее вдох- новлявшие, демонстративно непритязательны. Девушки стоят под душем, готовятся ко сну или встречают утро. Певицы в национальных русских одеяниях.Музыкант с балалайкой. Молящиеся старушки. Жизнь как она есть. Как она складывается из мгно- вений, привычных занятий, сменяющих друг друга на- строений. Но у Воскресен- ской эти мгновения проник- нуты поэзией, нежностью, улыбкой. Они праздничны в самой их обыденности. Выразительные пластиче- ские решения, точные жесты скульптор находит словно без всякого напряжения, без так называемых творческихмук. Устроители выставки рас- сказывают, в каких горячих спорах придумывали ее на- звание. Хотя теперь кажется, что спорить былоне о чем.Ну, конечно, «Радости бытия»! На презентацию приехал сынМаргаритыМихайловны Алексей Смирнов-Воскресен- ский. Тоже художник, только живописец. Я спросил, как работала его мать. —Она хорошо знала, чего хочет. Была потрясающе це- леустремленной. Приходила в мастерскую и за полчаса, за час успевала то, на что ее коллегам потребовался бы не один день. Безусловно, ее искусство связано с народной скульптурой, подчас с лубоч- ными картинками. Что касается дерева. По- мимо влияния Конёнкова, сказалось и вполне прозаиче- ское обстоятельство: молодо- му скульптору та же бронза была не по карману. Но нет худа без добра. Маргарита Михайловна дереву изменяла очень редко. Пока выставка готови- лась, пока шли переговоры, пока решали, как ее назвать, пока вМоскве бережно упако- вывали, а вЛипецке трепетно распаковывали деревянные фигуры, пока искали для каждой свое место, чтобы все вписалось в музейное пространство, гармонично сочеталось, хорошо смотре- лось, подоспелденьрождения Воскресенской. Доживи она, народный художник РСФСР, до липецкого вернисажа, ей бы исполнилось восемьдесят восемь. Экспозиция откры- лась аккурат накануне этой даты. В музее уверяют: про- изошла чистая случайность, никто такого не планировал. Но в судьбе творца всегда есть толика мистики и чуда. Если он, конечно, настоящий мастер. ”” Жизнь как она есть. Как она складывается из мгновений, привычных занятий, сменяющих друг друга настроений. Но у Воскресенской эти мгновения проникнуты поэзией, нежностью, улыбкой ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz