Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Вне общества или вместе с ним? Липецкие дети с аутизмом нуждаются в социализации АНАСТАСИЯ КНЯЗЕВА Восьмилетний Ярослав Аломский — первоклассник. Вместе с мамой Ле- ной 1 сентября он пришел в 26-ю липецкую школу. У Ярослава — аутизм, и до сих пор для таких, как он, обычные школы были закрыты. Спас ситу- ацию так называемый «ресурсный класс». Туда зачисляют детей с таким же диагнозом, как у Ярослава. Уже вноябре сталивидныуспехи, о которых мама даже не мечтала. Ярик в классе уже выделяет учителя и ино­ гда правильно отвечает на вопросы, спокойно сидит за партой и успешно справляется с заданиями. Он делает уроки, как самый обычный ребенок. Школьную форму, галстук, новый коллектив, новое заведение, новый распорядок дня — все он воспринял спокойно. Только рюкзак носить не хочет. — Я жду, что наступит день, ког­ да Ярослав сможет пойти в обычный класс и там к нему отнесутся с сочув­ ствием, а не с насмешкой, — говорит Лена. Выбор без выбора Еще совсем недавно детей с рас­ стройством аутистического спектра (РАС * ) можно было пересчитать по пальцам. Но с каждым годом их ко­ личество растет. Ученые отмечают тот факт, что на возникновение иразвитие РАС влияет совокупность различных факторов, среди которых и наслед­ ственная предрасположенность, и экология, и возраст родителей, и раз­ личные психологические причины. Только вЛипецкой области на данный момент насчитывается 224 ребенка именно с аутизмом.Причемеще в2015 году их было 125 человек. Тех же, у кого различные расстройства аутисти­ ческого спектра, по словам психиатра детской областной больницы Павла Свиридова, может насчитываться око­ ло 2000.Многие просто не афишируют этот факт, отказываются становиться на учет к специалисту. Современнаясистемаобразованияв России мало приспособлена для детей с аутизмом. Еще несколько лет назад выборбылнебольшой.Еслиуребенкав порядкеинтеллект—онучитсявобыч­ ной школе. Это, надо сказать, чревато довольно серьезными последствиями, поскольку такой ребенок испытывает определенные трудности в общении, у него есть свои особенности, которые не понимают его сверстники и даже учи­ теля. Он мог стать изгоем, объектом травли. Вэтомслучае выход—перевод в другуюшколу или на домашнее обу­ чение. Если же у ребенка отмечались интеллектуальные нарушения, пути было два — коррекционная школа или, опять же, домашнее обучение. В последние годы сначала в крупных го­ родах — Москве и Санкт-Петербурге, а потоми в регионах стали появляться особые «ресурсные классы» в обычной школе. Именно такаяформа обучения максимально учитывает все особен­ ности ребенка с РАС и дает возмож­ ность осуществлять обучение наиболее эффективно. Многие дети, которым «светила» только коррекция, после обучения в начальнойшколе именно в «ресурсном классе», в среднем звене, как правило, смогли учиться по обыч­ ной программе. Девятилетний Максим Бочаров в первом классе учился в коррекци­ онной школе для детей с умственной отсталостью. — Как только мы узнали, что открываются «ресурсные классы», сразу решили переходить туда,—рас­ сказывает мама Максима Дина. — Я не планирую, что в будущем моего ребенка будут окружать только взрос­ лые с аутизмом, и потому очень за­ интересована именно в инклюзивной форме обучения. Родители пришли с идеей Как рассказывает исполнительный директор организации «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке» Александра Рощупкина, идея открытия «ресурс­ ного класса» возникла у родителей детей с аутизмом весной 2017 года. Изучив опыт нескольких регионов, которые успешно реализовывали эту модель, решили обратитьсяк властям. Иих услышали. Буквально за два года открылись и работают три «ресурсных класса» — в школах № 26, 30 и 60, в них учатся 24 ребенка с аутизмом. Функционируют также две «ресурс­ ные группы» в детских садах № 136 и 105. Их посещают 18 детей. Открытие всех пяти площадок стало возможно благодаря взаимо­ действию сторон: родительской ак­ тивности и поддержке властей. Глава регионаИгорьАртамонов в июне 2019 года на личном приеме родителей из организации «ВыРАСтите мир. Ау­ тизм в Липецке» принял решение об открытии одного класса и одной груп­ пыв детскомсаду в сентябре 2019 года. Многое стало возможным благо­ даря поддержке организаторов и партнеров проекта фонда «Выход», ассоциации «Аутизм — Регионы» в рамках проекта «Центр поддержки родительских инициатив в развитии инклюзивного образованиядлядетейс РАС и другимиментальными наруше­ ниями «Ресурсный класс. Регионы». Проект реализуется на средстваФонда президентских грантов. В текущем году за счет этого было закуплено необходимое оборудование и методи­ ческие материалы. Педагоги прошли специальное обучение основам при­ кладного анализа поведения, специ­ алисты получили навыки построения индивидуальных программ развития и обучения учащихся с аутизмом. Чудо или тяжелая работа? «Ресурсный класс» — это особая форма обучения, когда ребята зачис­ лены в обычный класс, но часть пред­ метов, аиногдаивсе, проходит в особой «ресурсной зоне» — кабинете. В каж­ дом обычно не более восьми ребят, и с каждым в течение всего учебного про­ цессакромепедагоганаходитсятьютор —своего рода наставник. Длякаждого ученика составляетсяиндивидуальная программа, учитывающая именно его особенности развития и навыки. Марина Бакулина отдала своего сына Диму в «ресурсный класс» в про­ шлом году и уже сейчас видит значи­ тельные успехи: улучшились навыки самообслуживания, хотя целенаправ­ ленно его этому не учили. Мальчик научился ждать, появилась фразовая речь, которая активно развивается буквально каждый день. — Можно ли назвать это чудом? Вряд ли, хотя мы, конечно, надеялись на серьезный рывок, — говорит Ма­ рина. — Это тяжелая работа: необхо­ димо очень интенсивно заниматься и дома, и вшколе, ина улице, и в гостях. И когда ты получаешь результат, по­ нимаешь, что он того стоит. С искренностью и самоотдачей Лариса Саввина работает психоло­ гом в «ресурсной группе» в детском саду. — Работа с детьми всегда дает бес­ ценныйопытизаставляетразвиваться. И здесь неважно — обычный это чело­ век или с особыми образовательными потребностями. Чтобы был результат, нужно уметь самому превращаться в ребенка, — считает Лариса. Дети требуют искренности в обще­ нии, эмоциональности и большой самоотдачи. «С ними нельзя слука­ вить»,—как выразилась Лариса. Для них очень важна доброжелательная атмосфера в группе. — Работая с этими детьми, ты меняешься сам, становишься более терпимым по отношению к окружаю­ щим.Нашидетименяют нас в лучшую сторону. Очень важно любить, пони­ мать и уважать ребенка со всеми его особенностями. Проблемы детей с РАС знакомы самой Ларисе не только в теории — у нее ребенок с таким диагнозом. И ей, как и всем мамам «особенных» детей, пришлось столкнуться с множеством трудностей, связанных с неприятием общества, с трудностями в обучении. — Моя работа вдохновляет меня. Каждый новый навык детей — это одна маленькая победа, — говорит Лариса. Совсем новой деятельностью ока­ залась работа для тьюторов, которые проходили специальное обучение, что­ бы помогать ребятам. Как отмечают многие из них, работа очень сложная, ответственная, но интересная. Эта профессия не для всех — сложно бы­ вает не только психически, но и физи­ чески. Но когда ты видишь результат, трудности отходят на второй план. Не прятать голову в песок Решение об открытии классов в 2020 году еще не принято, хотя роди­ тели очень ждут этого. Семь человек уже подали документы в городской департамент образования, еще двое собирают. И родители, и педагоги надеются, что «ресурсные классы» будут от­ крываться не только в Липецке, но и в районах области. Инклюзивное об­ разование — это путь к цивилизован­ ному обществу, где все равныи имеют одинаковые возможности. Очень важно и то, чтобы система «ресурсного класса» функциониро­ вала с детского сада и до окончания школы, ведь именно тогда она даст эффект — включение ребенка с РАС в общество. Ведь не все дети смогут «вы­ йти в норму», скорее всего, большин­ ству будет необходима инклюзивная форма обучения и в будущем. Сейчас это детский сад и начальная школа, а нужно продолжать эту работу и в сред­ нем звене. Подобный успешный опыт уже есть в Белгороде, Москве, Красно­ ярске, Воронеже. Иэто будет правиль­ нее, чем вернуться к коррекционному образованию. Мировой опыт показы­ вает, чтоинтеграция—обучение детей с РАС в общеобразовательныхшколах с предоставлением по мере необходи­ мости дополнительнойпомощи вместо спецучреждений—приносит высокие результаты социализации человека в обществе, адаптации общества к «осо­ бенным» людям, снижая конфликты и непринятие обществом. Липецкиемамытаких детейимели возможность познакомиться с систе­ мой, существующей, к примеру, в США. Там с 1973 года работают по модели «Инклюжен», где школы приспосабливаются ко всем детям, вне зависимости от их особенностей. Да, там не отказываются и от специ­ альных школ, но помещают туда ребенка лишь в крайних случаях. Для того чтобы подобная система заработала и у нас, нужно много со­ ставляющих. Необходимо перестать «прятать голову в песок» родителям, отрицая диагноз у ребенка, скрывая его ото всех и пытаясь заставить ре­ бенка учиться в обычной школе. Это еще нужно и для того, чтобы в вы­ соких кабинетах поняли, что таких детей действительно много, что есть родительский запрос на создание инклюзивного образования. Уровень цивилизации общества оценивается, как известно, отношением к детям, старикам и людям с ограниченными возможностями развития. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА 6 № 229/26107/28 НОЯБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Актуально Доброжелательная атмосфера располагает к общению. * РАС —это поведенческое наруше- ние психического развития, которое характеризуется ограниченными ин- тересами, частоповторяющимисяпо- веденческими действиями и стойким дефицитом способности начинать и поддерживать контакт с людьми. Может сопровождаться значитель- ныминтеллектуальным снижением, а также наоборот — незаурядными умственными способностями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz