Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
Вне общества или вместе с ним? Липецкие дети с аутизмом нуждаются в социализации АНАСТАСИЯ КНЯЗЕВА Восьмилетний Ярослав Аломский — первоклассник. Вместе с мамой Ле- ной 1 сентября он пришел в 26-ю липецкую школу. У Ярослава — аутизм, и до сих пор для таких, как он, обычные школы были закрыты. Спас ситу- ацию так называемый «ресурсный класс». Туда зачисляют детей с таким же диагнозом, как у Ярослава. Уже вноябре сталивидныуспехи, о которых мама даже не мечтала. Ярик в классе уже выделяет учителя и ино гда правильно отвечает на вопросы, спокойно сидит за партой и успешно справляется с заданиями. Он делает уроки, как самый обычный ребенок. Школьную форму, галстук, новый коллектив, новое заведение, новый распорядок дня — все он воспринял спокойно. Только рюкзак носить не хочет. — Я жду, что наступит день, ког да Ярослав сможет пойти в обычный класс и там к нему отнесутся с сочув ствием, а не с насмешкой, — говорит Лена. Выбор без выбора Еще совсем недавно детей с рас стройством аутистического спектра (РАС * ) можно было пересчитать по пальцам. Но с каждым годом их ко личество растет. Ученые отмечают тот факт, что на возникновение иразвитие РАС влияет совокупность различных факторов, среди которых и наслед ственная предрасположенность, и экология, и возраст родителей, и раз личные психологические причины. Только вЛипецкой области на данный момент насчитывается 224 ребенка именно с аутизмом.Причемеще в2015 году их было 125 человек. Тех же, у кого различные расстройства аутисти ческого спектра, по словам психиатра детской областной больницы Павла Свиридова, может насчитываться око ло 2000.Многие просто не афишируют этот факт, отказываются становиться на учет к специалисту. Современнаясистемаобразованияв России мало приспособлена для детей с аутизмом. Еще несколько лет назад выборбылнебольшой.Еслиуребенкав порядкеинтеллект—онучитсявобыч ной школе. Это, надо сказать, чревато довольно серьезными последствиями, поскольку такой ребенок испытывает определенные трудности в общении, у него есть свои особенности, которые не понимают его сверстники и даже учи теля. Он мог стать изгоем, объектом травли. Вэтомслучае выход—перевод в другуюшколу или на домашнее обу чение. Если же у ребенка отмечались интеллектуальные нарушения, пути было два — коррекционная школа или, опять же, домашнее обучение. В последние годы сначала в крупных го родах — Москве и Санкт-Петербурге, а потоми в регионах стали появляться особые «ресурсные классы» в обычной школе. Именно такаяформа обучения максимально учитывает все особен ности ребенка с РАС и дает возмож ность осуществлять обучение наиболее эффективно. Многие дети, которым «светила» только коррекция, после обучения в начальнойшколе именно в «ресурсном классе», в среднем звене, как правило, смогли учиться по обыч ной программе. Девятилетний Максим Бочаров в первом классе учился в коррекци онной школе для детей с умственной отсталостью. — Как только мы узнали, что открываются «ресурсные классы», сразу решили переходить туда,—рас сказывает мама Максима Дина. — Я не планирую, что в будущем моего ребенка будут окружать только взрос лые с аутизмом, и потому очень за интересована именно в инклюзивной форме обучения. Родители пришли с идеей Как рассказывает исполнительный директор организации «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке» Александра Рощупкина, идея открытия «ресурс ного класса» возникла у родителей детей с аутизмом весной 2017 года. Изучив опыт нескольких регионов, которые успешно реализовывали эту модель, решили обратитьсяк властям. Иих услышали. Буквально за два года открылись и работают три «ресурсных класса» — в школах № 26, 30 и 60, в них учатся 24 ребенка с аутизмом. Функционируют также две «ресурс ные группы» в детских садах № 136 и 105. Их посещают 18 детей. Открытие всех пяти площадок стало возможно благодаря взаимо действию сторон: родительской ак тивности и поддержке властей. Глава регионаИгорьАртамонов в июне 2019 года на личном приеме родителей из организации «ВыРАСтите мир. Ау тизм в Липецке» принял решение об открытии одного класса и одной груп пыв детскомсаду в сентябре 2019 года. Многое стало возможным благо даря поддержке организаторов и партнеров проекта фонда «Выход», ассоциации «Аутизм — Регионы» в рамках проекта «Центр поддержки родительских инициатив в развитии инклюзивного образованиядлядетейс РАС и другимиментальными наруше ниями «Ресурсный класс. Регионы». Проект реализуется на средстваФонда президентских грантов. В текущем году за счет этого было закуплено необходимое оборудование и методи ческие материалы. Педагоги прошли специальное обучение основам при кладного анализа поведения, специ алисты получили навыки построения индивидуальных программ развития и обучения учащихся с аутизмом. Чудо или тяжелая работа? «Ресурсный класс» — это особая форма обучения, когда ребята зачис лены в обычный класс, но часть пред метов, аиногдаивсе, проходит в особой «ресурсной зоне» — кабинете. В каж дом обычно не более восьми ребят, и с каждым в течение всего учебного про цессакромепедагоганаходитсятьютор —своего рода наставник. Длякаждого ученика составляетсяиндивидуальная программа, учитывающая именно его особенности развития и навыки. Марина Бакулина отдала своего сына Диму в «ресурсный класс» в про шлом году и уже сейчас видит значи тельные успехи: улучшились навыки самообслуживания, хотя целенаправ ленно его этому не учили. Мальчик научился ждать, появилась фразовая речь, которая активно развивается буквально каждый день. — Можно ли назвать это чудом? Вряд ли, хотя мы, конечно, надеялись на серьезный рывок, — говорит Ма рина. — Это тяжелая работа: необхо димо очень интенсивно заниматься и дома, и вшколе, ина улице, и в гостях. И когда ты получаешь результат, по нимаешь, что он того стоит. С искренностью и самоотдачей Лариса Саввина работает психоло гом в «ресурсной группе» в детском саду. — Работа с детьми всегда дает бес ценныйопытизаставляетразвиваться. И здесь неважно — обычный это чело век или с особыми образовательными потребностями. Чтобы был результат, нужно уметь самому превращаться в ребенка, — считает Лариса. Дети требуют искренности в обще нии, эмоциональности и большой самоотдачи. «С ними нельзя слука вить»,—как выразилась Лариса. Для них очень важна доброжелательная атмосфера в группе. — Работая с этими детьми, ты меняешься сам, становишься более терпимым по отношению к окружаю щим.Нашидетименяют нас в лучшую сторону. Очень важно любить, пони мать и уважать ребенка со всеми его особенностями. Проблемы детей с РАС знакомы самой Ларисе не только в теории — у нее ребенок с таким диагнозом. И ей, как и всем мамам «особенных» детей, пришлось столкнуться с множеством трудностей, связанных с неприятием общества, с трудностями в обучении. — Моя работа вдохновляет меня. Каждый новый навык детей — это одна маленькая победа, — говорит Лариса. Совсем новой деятельностью ока залась работа для тьюторов, которые проходили специальное обучение, что бы помогать ребятам. Как отмечают многие из них, работа очень сложная, ответственная, но интересная. Эта профессия не для всех — сложно бы вает не только психически, но и физи чески. Но когда ты видишь результат, трудности отходят на второй план. Не прятать голову в песок Решение об открытии классов в 2020 году еще не принято, хотя роди тели очень ждут этого. Семь человек уже подали документы в городской департамент образования, еще двое собирают. И родители, и педагоги надеются, что «ресурсные классы» будут от крываться не только в Липецке, но и в районах области. Инклюзивное об разование — это путь к цивилизован ному обществу, где все равныи имеют одинаковые возможности. Очень важно и то, чтобы система «ресурсного класса» функциониро вала с детского сада и до окончания школы, ведь именно тогда она даст эффект — включение ребенка с РАС в общество. Ведь не все дети смогут «вы йти в норму», скорее всего, большин ству будет необходима инклюзивная форма обучения и в будущем. Сейчас это детский сад и начальная школа, а нужно продолжать эту работу и в сред нем звене. Подобный успешный опыт уже есть в Белгороде, Москве, Красно ярске, Воронеже. Иэто будет правиль нее, чем вернуться к коррекционному образованию. Мировой опыт показы вает, чтоинтеграция—обучение детей с РАС в общеобразовательныхшколах с предоставлением по мере необходи мости дополнительнойпомощи вместо спецучреждений—приносит высокие результаты социализации человека в обществе, адаптации общества к «осо бенным» людям, снижая конфликты и непринятие обществом. Липецкиемамытаких детейимели возможность познакомиться с систе мой, существующей, к примеру, в США. Там с 1973 года работают по модели «Инклюжен», где школы приспосабливаются ко всем детям, вне зависимости от их особенностей. Да, там не отказываются и от специ альных школ, но помещают туда ребенка лишь в крайних случаях. Для того чтобы подобная система заработала и у нас, нужно много со ставляющих. Необходимо перестать «прятать голову в песок» родителям, отрицая диагноз у ребенка, скрывая его ото всех и пытаясь заставить ре бенка учиться в обычной школе. Это еще нужно и для того, чтобы в вы соких кабинетах поняли, что таких детей действительно много, что есть родительский запрос на создание инклюзивного образования. Уровень цивилизации общества оценивается, как известно, отношением к детям, старикам и людям с ограниченными возможностями развития. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА 6 № 229/26107/28 НОЯБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Актуально Доброжелательная атмосфера располагает к общению. * РАС —это поведенческое наруше- ние психического развития, которое характеризуется ограниченными ин- тересами, частоповторяющимисяпо- веденческими действиями и стойким дефицитом способности начинать и поддерживать контакт с людьми. Может сопровождаться значитель- ныминтеллектуальным снижением, а также наоборот — незаурядными умственными способностями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz