Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
17 № 224/26102/21 НОЯБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Вера. Надежда. Любовь Встреча с «Путеводительницей» Питерский режиссер мечтает снять мультфильм о Тихоне Задонском СЕРГЕЙ КИБАЛЬНИЧЕНКО — В 2001-м году близкий друг семьи предложил сде- лать мультфильм, посвящен- ный Тихвинской иконе Божи- ей Матери. Эта идея оказа- лась удивительно созвучной моим мыслям и чувствам. Я все чаще задумывалась над тем, что современные мульт фильмы только развлекают детей. Картины, которые за- ставляют задуматься, ставят ребенка перед нравственным выбором, практически ис- чезли с телеэкранов, —с этих слов началась наша беседа с питерским режиссером На- тальей Федченко со студии «Балтийское телевидение», приезжавшей в Липецк на Рождественские образова- тельные чтения. После того судьбоносного разговора Наталья заново начала учиться, несмотря на свой режиссерский диплом, полученный в старейшем театральном вузе России. Еще в студенческие годы она окончила художественную школу. Приобретенные зна ния позволили поступить в колледж, где Наталья отто чила технику рисунка. За тем несколько лет работала художником в анимационной студии «Петербург». Заклю чительным штрихом стали курсы аниматоров, которые она окончила в 2006 году. Только постигнув все эти «университеты», Наталья приступила к воплощению своей идеи. Самая трепетная работа Но как рассказ о чудот ворной иконе сделать ин тересным для детей, дале ких от церкви? Иначе юные зрители с первых же минут потеряют интерес к мульт фильму, не затронувшему их сердца. Постепенно решение было найдено. Героем карти ны обязательно должен стать Наталья Федченко: «Картины, которые заставляют задуматься, практически исчезли с телеэкранов». События в этом мультфильме происходят в XVII веке, герои переживают нелегкие испытания. ребенок, чья судьба чудес ным образом переплетается с рассказом об иконе. Этой живой детской историей мультфильм заинтересует юного зрителя и одновремен но «зацепит» его за душу, заставит задуматься об очень серьезных вещах. Первый созданный Ната льей Федченко мультфильм получил название «Путево дительница», как переводят на русский язык греческое слово «Одигитрия». В Ви зантии оно обозначало икону Божией Матери с младенцем на руке. Но в названии картины, несомненно, звучат и личные нотки. Тихвинская икона Божией матери стала путе водительницей не только для героев мультфильма, переживших нелегкие ис пытания. Дорога самой На тальи Федченко к ее первой режиссерской работе тоже была непростой. Были на этом пути и события, напол ненные глубоким символи ческим смыслом. Разве не чудо произошло в 2007 году, когда Министерство куль туры России неожиданно выделило грант на съемки мультфильма. К настоящему времениНаталья создала еще семь картин, которые теперь стали циклом мультфильмов «О православных святынях России». Но о «Путеводи тельнице» она вспоминает с неизменной теплотой. — Это самая трепетная моя работа, — утверждает Наталья Федченко. — Кол лектив единомышленников сложился сам собой. Сцена ристы были мои друзья — Яна Тумина, Максим Якуб сон, Любовь Апраксина. Озвучивать мультфильм согласились замечательные актеры Алексей Петренко и Сергей Бехтерев. В картине много вещей, которые потом не повторялись, например, ручная анимация из крупы и воска. Поначалу реакция про фессионального анимацион ного сообщества на «Путево дительницу» была прохлад ной. Но на кинофестивале «В кругу семьи» режиссер ская работа Натальи Фед ченко заняла первое место за успешный дебют. Затем ее мультфильмы получали мно жество наград. Отмечались они на фестивалях «Золотой витязь», «Лучезарный ан гел», «Радонеж», «Покров». Но и сейчас Наталья самым важным считает тот первый успех, вдохновивший ее на продолжение работы. Поиски героя Когда смотришь мульт фильмы Натальи Федченко, невольно возникают ассоциа ции с советскимкинематогра фом. Режиссер не скрывает своей любви к творчеству Льва Атаманова, известность которому принесли карти ны «Снежная королева» и «Аленький цветочек». — Наше детство было наполнено мультфильма ми, героями которых были дети, — рассуждает наша собеседница. — Сейчас теле экраны заняли Смешарики, Лунтики, Плюшастики. Так что я продолжаютрадиции от ечественного киноискусства, создававшего добрые, напол ненные глубоким смыслом истории о детях. Согласитесь, трудно найти ребенка, которо го оставил бы равнодушным фильм «Снежная королева». Но о вере и религии советский кинематограф не говорил, в разработке этих тем прихо дится быть первопроходцем. Картины Натальи Фед ченко подчеркнуто психоло гичны, она как бы стремится заглянуть в душу ребенка. Действия в ее мультфильмах происходят в разные истори ческие эпохи: и во времена татаро-монгольского ига, и в Смуту, и в годы Великой От ечественной войны. Но всех своих героев она проводит че рез испытания, в которых им приходится выбирать между добром и злом, надеяться на Божье чудо. Может даже показаться, что первые мультфильмы Федченко слишком наивны. Но впечатление это поверх ностное. В ее картинах чув ствуется глубокая вера в Бога, в красоту созданного иммира. Это непосредственное, почти что детское чувство глубоко воздействует на юного зри теля. Последние работыФедчен ко отличают напряженные жанровые поиски. Чувству ется, что режиссеру стано вится тесно в первоначально очерченных границах. Если герои первых картин прош ли нелегкие испытания, то мультфильм«Божийдар»вос принимается уже как полно ценная драма, переживаемая семьей репрессированного священника. Режиссердопре дела сгущает «жизни мглу», описывая, как сверстники презирают поповичаАлексея. В довершение всех бед у его матери жулик вытаскивает кошелек с последнимиденьга ми. Но твердыйнравственный стержень позволяет героям преодолеть все испытания. Оставшись без денег, мать продает дорогое ее сердцу ожерелье, чтобы накормить двух мальчиков-сирот. В финале картины Алек сей вместе с матерью спасают сирот, унесенных по реке на льдине. Совершая этот подвиг, мальчик явственно ощущает небесную помощь. В итоге ожерелье, чудесным образом вернувшееся к ее хозяйке, приносится в дар Феодоровской иконе Божией Матери. Главная награда художника У Натальи Федченко море замыслов. Она давно мечтает снять мультфильмы о Ксении Петербургской и Тихоне За донском. — Вот уже много лет оте чественныйкинематографму чительно ищет героя, — рас суждает Наталья Федченко. —Я вижу в этой роли святых, чья жизнь являет собой при мер самопожертвования, слу жения людям. Тот же Тихон Задонский совершал в своей жизни поступки, которые мо гут«зацепить»иневерующего человека. Вот только на создание пятнадцатиминутного мульт фильма требуется порядка четырех-пятимиллионов руб лей. Такова суровая проза жизни. На центральном теле видении мультфильмы Ната льиФедченко не показывают. Так что режиссер не получает поступлений от кинопроката, которые можно было бы на править на финансирование новых проектов. Ее картины интересны только телекана лу «Спас», чьи финансовые возможности весьма и весьма скромны. Ивсе-таки главным своим стимуломНатальяФед ченко считает вовсе нематери альный успех. — Недавно в городе Пав ловске, считающемся при городом Санкт-Петербурга, я выступала в местном Дворце культуры, — вспоминает ре жиссер. — Детям я показала свой новый мультфильм, по священный чудотворной ико не «Всех скорбящихРадость». После просмотра юные зрите ли поинтересовались, где на ходится эта святыня. Их гла за светились неподдельным интересом к рассказанной в мультфильме истории. Дети поверили, что икона — не до ска или рисунок. К Божией Матери можно обращаться за помощью. Ради таких мгно вений стоит жить и работать. КАДР ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «БОЖИЙ ДАР» ФОТО ГЕННАДИЯ ЛОГУНОВА Режиссер органично соединяет в своих мультфильмах разные исторические эпохи. КАДР ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz