Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

17 № 224/26102/21 НОЯБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Вера. Надежда. Любовь Встреча с «Путеводительницей» Питерский режиссер мечтает снять мультфильм о Тихоне Задонском СЕРГЕЙ КИБАЛЬНИЧЕНКО — В 2001-м году близкий друг семьи предложил сде- лать мультфильм, посвящен- ный Тихвинской иконе Божи- ей Матери. Эта идея оказа- лась удивительно созвучной моим мыслям и чувствам. Я все чаще задумывалась над тем, что современные мульт­ фильмы только развлекают детей. Картины, которые за- ставляют задуматься, ставят ребенка перед нравственным выбором, практически ис- чезли с телеэкранов, —с этих слов началась наша беседа с питерским режиссером На- тальей Федченко со студии «Балтийское телевидение», приезжавшей в Липецк на Рождественские образова- тельные чтения. После того судьбоносного разговора Наталья заново начала учиться, несмотря на свой режиссерский диплом, полученный в старейшем театральном вузе России. Еще в студенческие годы она окончила художественную школу. Приобретенные зна­ ния позволили поступить в колледж, где Наталья отто­ чила технику рисунка. За­ тем несколько лет работала художником в анимационной студии «Петербург». Заклю­ чительным штрихом стали курсы аниматоров, которые она окончила в 2006 году. Только постигнув все эти «университеты», Наталья приступила к воплощению своей идеи. Самая трепетная работа Но как рассказ о чудот­ ворной иконе сделать ин­ тересным для детей, дале­ ких от церкви? Иначе юные зрители с первых же минут потеряют интерес к мульт­ фильму, не затронувшему их сердца. Постепенно решение было найдено. Героем карти­ ны обязательно должен стать Наталья Федченко: «Картины, которые заставляют задуматься, практически исчезли с телеэкранов». События в этом мультфильме происходят в XVII веке, герои переживают нелегкие испытания. ребенок, чья судьба чудес­ ным образом переплетается с рассказом об иконе. Этой живой детской историей мультфильм заинтересует юного зрителя и одновремен­ но «зацепит» его за душу, заставит задуматься об очень серьезных вещах. Первый созданный Ната­ льей Федченко мультфильм получил название «Путево­ дительница», как переводят на русский язык греческое слово «Одигитрия». В Ви­ зантии оно обозначало икону Божией Матери с младенцем на руке. Но в названии картины, несомненно, звучат и личные нотки. Тихвинская икона Божией матери стала путе­ водительницей не только для героев мультфильма, переживших нелегкие ис­ пытания. Дорога самой На­ тальи Федченко к ее первой режиссерской работе тоже была непростой. Были на этом пути и события, напол­ ненные глубоким символи­ ческим смыслом. Разве не чудо произошло в 2007 году, когда Министерство куль­ туры России неожиданно выделило грант на съемки мультфильма. К настоящему времениНаталья создала еще семь картин, которые теперь стали циклом мультфильмов «О православных святынях России». Но о «Путеводи­ тельнице» она вспоминает с неизменной теплотой. — Это самая трепетная моя работа, — утверждает Наталья Федченко. — Кол­ лектив единомышленников сложился сам собой. Сцена­ ристы были мои друзья — Яна Тумина, Максим Якуб­ сон, Любовь Апраксина. Озвучивать мультфильм согласились замечательные актеры Алексей Петренко и Сергей Бехтерев. В картине много вещей, которые потом не повторялись, например, ручная анимация из крупы и воска. Поначалу реакция про­ фессионального анимацион­ ного сообщества на «Путево­ дительницу» была прохлад­ ной. Но на кинофестивале «В кругу семьи» режиссер­ ская работа Натальи Фед­ ченко заняла первое место за успешный дебют. Затем ее мультфильмы получали мно­ жество наград. Отмечались они на фестивалях «Золотой витязь», «Лучезарный ан­ гел», «Радонеж», «Покров». Но и сейчас Наталья самым важным считает тот первый успех, вдохновивший ее на продолжение работы. Поиски героя Когда смотришь мульт­ фильмы Натальи Федченко, невольно возникают ассоциа­ ции с советскимкинематогра­ фом. Режиссер не скрывает своей любви к творчеству Льва Атаманова, известность которому принесли карти­ ны «Снежная королева» и «Аленький цветочек». — Наше детство было наполнено мультфильма­ ми, героями которых были дети, — рассуждает наша собеседница. — Сейчас теле­ экраны заняли Смешарики, Лунтики, Плюшастики. Так что я продолжаютрадиции от­ ечественного киноискусства, создававшего добрые, напол­ ненные глубоким смыслом истории о детях. Согласитесь, трудно найти ребенка, которо­ го оставил бы равнодушным фильм «Снежная королева». Но о вере и религии советский кинематограф не говорил, в разработке этих тем прихо­ дится быть первопроходцем. Картины Натальи Фед­ ченко подчеркнуто психоло­ гичны, она как бы стремится заглянуть в душу ребенка. Действия в ее мультфильмах происходят в разные истори­ ческие эпохи: и во времена татаро-монгольского ига, и в Смуту, и в годы Великой От­ ечественной войны. Но всех своих героев она проводит че­ рез испытания, в которых им приходится выбирать между добром и злом, надеяться на Божье чудо. Может даже показаться, что первые мультфильмы Федченко слишком наивны. Но впечатление это поверх­ ностное. В ее картинах чув­ ствуется глубокая вера в Бога, в красоту созданного иммира. Это непосредственное, почти что детское чувство глубоко воздействует на юного зри­ теля. Последние работыФедчен­ ко отличают напряженные жанровые поиски. Чувству­ ется, что режиссеру стано­ вится тесно в первоначально очерченных границах. Если герои первых картин прош­ ли нелегкие испытания, то мультфильм«Божийдар»вос­ принимается уже как полно­ ценная драма, переживаемая семьей репрессированного священника. Режиссердопре­ дела сгущает «жизни мглу», описывая, как сверстники презирают поповичаАлексея. В довершение всех бед у его матери жулик вытаскивает кошелек с последнимиденьга­ ми. Но твердыйнравственный стержень позволяет героям преодолеть все испытания. Оставшись без денег, мать продает дорогое ее сердцу ожерелье, чтобы накормить двух мальчиков-сирот. В финале картины Алек­ сей вместе с матерью спасают сирот, унесенных по реке на льдине. Совершая этот подвиг, мальчик явственно ощущает небесную помощь. В итоге ожерелье, чудесным образом вернувшееся к ее хозяйке, приносится в дар Феодоровской иконе Божией Матери. Главная награда художника У Натальи Федченко море замыслов. Она давно мечтает снять мультфильмы о Ксении Петербургской и Тихоне За­ донском. — Вот уже много лет оте­ чественныйкинематографму­ чительно ищет героя, — рас­ суждает Наталья Федченко. —Я вижу в этой роли святых, чья жизнь являет собой при­ мер самопожертвования, слу­ жения людям. Тот же Тихон Задонский совершал в своей жизни поступки, которые мо­ гут«зацепить»иневерующего человека. Вот только на создание пятнадцатиминутного мульт­ фильма требуется порядка четырех-пятимиллионов руб­ лей. Такова суровая проза жизни. На центральном теле­ видении мультфильмы Ната­ льиФедченко не показывают. Так что режиссер не получает поступлений от кинопроката, которые можно было бы на­ править на финансирование новых проектов. Ее картины интересны только телекана­ лу «Спас», чьи финансовые возможности весьма и весьма скромны. Ивсе-таки главным своим стимуломНатальяФед­ ченко считает вовсе нематери­ альный успех. — Недавно в городе Пав­ ловске, считающемся при­ городом Санкт-Петербурга, я выступала в местном Дворце культуры, — вспоминает ре­ жиссер. — Детям я показала свой новый мультфильм, по­ священный чудотворной ико­ не «Всех скорбящихРадость». После просмотра юные зрите­ ли поинтересовались, где на­ ходится эта святыня. Их гла­ за светились неподдельным интересом к рассказанной в мультфильме истории. Дети поверили, что икона — не до­ ска или рисунок. К Божией Матери можно обращаться за помощью. Ради таких мгно­ вений стоит жить и работать. КАДР ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «БОЖИЙ ДАР» ФОТО ГЕННАДИЯ ЛОГУНОВА Режиссер органично соединяет в своих мультфильмах разные исторические эпохи. КАДР ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz