Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

26 № 220/26098/14 НОЯБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Рецензия Прорваться сквозь шторм субъективности О чем пишет свежий номер «Петровского моста» В Липецке и области так много ценного, интересного, чем можно любоваться, гордиться, изучать, пропагандировать! Главное, не прозевать, понять значение, сберечь ” РИСУНКИ ВИКТОРА НЕЛЮБОВА АЛЕКСАНДР БОЙНИКОВ Знакомство с прозой этого выпуска начинается с двух рассказов Михаила Коно- плева. «Прыжок в небеса» — казалось бы, бытовая исто- рия, стократ повторяющаяся в обыденности, однако ее концовка меняет все. «Босс и Лыцарь» распадается на две истории о братьях наших меньших: первая оставляет после себя надрывно-щемя- щую ноту, вторая написана с незлобивой усмешкой. Импровизации на заданные темы «Современный роман» ВикторииАрутюнян—в чем- то забавная, в чем-то угнетаю- щая повесть о взаимоотноше- ниях женщины и мужчины, о понимании и возможности найти себя. АлександрПензенский де- бютировал сразу и в литерату- ре, и в «Петровскоммосте». И чем! Мощным историческим романом «Одиннадцатый». На сюжетных перипетиях мы останавливаться не будем (тем более что продолжение следует), а просто отметим его художественные достоин- ства: добротная фактическая основа, реальные персонажи, неожиданность экспрессии, пружинистость письма. И детективная, с упоминанием тогдашних «думских красно- баев» многослойная интрига вокруг Петра Столыпина, ко- торая у ученых-историков вы- зовет неприятие, а у читателя непременную жажду узнать, чем все закончится. Публикация рассказов пи- сателя Олега Лукьянченко из Ростова-на-Дону стала при- мером укрепления межре- гиональных литературных связей. Далекие советские реалии показаны глазами ре- бенка, и оттого окружающий его мир предстает совершенно иным — добродушно-смеш- ным, буквальнонепонятными поразительноточным: онецен- зурныхвыражениях, которым из озорства хотели научить его старшие дворовые маль- чишки, главный герой сказал однозначно: «Они воняют». 80-летие ушедшего изжиз- ни в 2013 году липецкогожур- налиста илитератораЛеонида Винникова журнал отметил публикациями его расска- зов о войне. Пронзительно реалистичны, наполненные пафосом преодоления всего во имя Победы, они — жи- вые свидетельства суровых военных лет — без прикрас передают атмосферу тыловых будней, где были и безмерные лишения, и смерть, и малень- кие радости. С комедией «Как Новый год встретишь, или Лифтера не видели?» выступил Алек- сандр Пономарев. Толчок сю- жета — переезд супружеской пары на новую жилплощадь отсылает отчасти к фильму «Ирония судьбы…», но про- должение совершенно иное. В чужую квартиру (симво- лическая деталь — отсут- ствие замка на входной двери) случайно, в соответствии с жанром комедии положений, попадают самые разные люди, и, в конце концов, все вместе, вскладчину отмечают новый год, смеются и веселятся. Однако, на наш взгляд, в эмоциональную канву пьесы вплетена грустинка: сегодня такое спонтанное, естествен- но-доброе, объединяющее общение людей исчезло — исчезло как черта нашего менталитета. Искрятся азбучные истины Поэтическийразделрадует встречей с популярными име- нами. Изящные стихотворе- ния Александры Тамбовской пронизаны мотивом теплой памяти и размышлениями о земном предназначении. Каждое из них — остановка в путешествии души, устрем- ленной и в прошлые века, и к дальним берегам детства. Название подборкихорошо известного читателям Олега Севрюкова «Всю душу прон- зающий свет» — весьма крас- норечиво. Именно свет играет в его строках разными эмоци- ональными и образными гра- нями, а вкупе с подчеркнутой философичностьюсоздает осо- быйколоритмировосприятия. Татьяна Скрундзь вновь постигает сущность человека, захваченного потоком сомне- ний и «импульсами смертель- ного влеченья», а идейный экскурс в феноменологию воплощен в мрачных, но кра- сивых метафорах: Шторм субъективности за валом вал Сорвать грозит и парус, и штурвал И смыть с ботдека ялики сизифов. Корабль лавирует средь объективных скал Имеждуинтерсубъективных рифов. Рубрика «Антология двух стихотворений» стала в «Пе- тровском мосте» постоянной. В этот раз в ней представлены стихотворения членов литера- турной студии при Липецкой областной научной библио- теке (руководитель — поэт Наталия Демчева). Светлана Марченко с большим чув- ством живописует печальное время предзимья; Юрия Ви- нокура волнует бессмертие искусства и в частностимузы- ки; строкиИриныМарухиной привлекают напевностью, восходящей к лирике Коль- цова и Никитина, и детской открытостью; Дмитрий Лев- ковский искренен, но пока склонен к повторению общих мест; стихиНадеждыГартнер привлекают оригинальными сравнениями и эпитетами. В целом же, всем есть, что ска- зать и что совершенствовать. ОлегШухарт дебютировал в качестве поэта тоже вполне удачно. Его взор, в желании нарисовать «имя идеала», об- ращен к бездонности космоса, звездам, Вселенной. Строки Александры Була- виной отличаются гармонич- ными перепадами интонаций; в многообразиях пережива- ний бьется неравнодушное сердце. Она дистанцируется от реальности и вновь возвра- щается в нее. Культура России всегда будет прирастать провинцией Блок публицистики тоже получился интересным и раз- ноплановым. К редкому жан- румедитативного эссе «Чтобы этот вечер никогда не кончал- ся» обратился Борис Бужор. По своей тональности к ним примыкает цикл лирических миниатюр Сергея Литаврина «Восеннемлесу».Небольшая, но емкая рецензия Ксении Аксеновой на вторуюпоэтиче- скуюкнигу СветланыПешко- вой тонкои с любовьюраскры- вает своеобразие ее лирики. А следомужеСветланаПешкова с подвижнической страстью пишет о фестивале русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба», кото- рый в седьмой раз проходил в городе Борисоглебске Воро- нежской области в начале ав- густа с.г. После прочтения ее отчета приходишь к твердому убеждению: культура России всегда будет прирастать про- винцией. Обращает на себя внима- ние обстоятельный очерк «Размышления у памятника мастеру» Татьяны Нечаевой. Она говорит о народном ху- дожнике России Викторе Со- рокине в связи с установкой ему памятника, далее оцени- вает взаимодействие липец- ких архитекторов и художни- ков с городскими властями, а также размышляет о судьбах личных коллекций многих местныхживописцев. Ничего нельзя возразить против ее слов, продиктованных и забо- той, и опасением: «ВЛипецке и области так много ценного, интересного, чем можно лю- боваться, гордиться, изучать, пропагандировать! Главное, не прозевать, понять значе- ние, сберечь». Воспоминания Елены Бредис «Да не судимы бу- дем…» открываются крайне актуальным сейчас пред- упреждением: «С некоторых пор мы стали смотреть на прошлое нашей страны с позиций прокурора». И по- тому цель ее семейной саги, полностью достигнутая, не обличение, а взволнованное и увлекательное повествова- ние об истории всего лишь одной семьи, в которой, как в капле воды, отразилась история страны. Новые главы мемуарного цикла «И судьбы как исто- рии планет…» (предыдущие опубликованы в журнале в 2016—2019 гг.) предлагает Юрий Бакланов. Приводя множество и примечательных фактов, и деталей, он увлечен- но рассказывает о своей рабо- те в газете «Тихоокеанская звезда», где ему довелось, к примеру, столкнуться с серьезным обстоятельством: один из районов «вышел в краевые лидеры по преступ- ности»; причина же такого «достижения» оказалась поч- ти курьезной. Две житейские зарисовки Игоря Чичинова совсем не- похожи одна на другую: если первая — поучительная — заставляет задуматься, то вторая вызывает смешанные чувства. Историко-литературный очерк Виктора Елисеева «По- следняя любовь поэта», в центре которого Александра Смирнова-Россет и Михаил Лермонтов, хотя и компи- лятивен, но добротен и по- знавателен. К грядущему 75-летию Победы журнал поместил текст и ноты песни «Здравствуй, город-герой!» на стихи Надежды Севериной и на музыку Валерия Заваль- ного, профессора кафедры музыкального образования Елецкого госуниверситета имени И.А. Бунина и еще од- ного дебютанта «Петровского моста». ОписателеВладимире Добрякове и его творчестве в рубрике «Незабытые имена» коротко рассказала Елена Митина. Завершает выпускпоэтАн- дрей Новиков ироническими стихами, где интеллектуаль- наяусложненность сочетается с мягким бытовым юмором. Пусть последнего в жизни будет больше.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz