Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

17 № 220/26098/14 НОЯБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА тке трех эпох ери связана с историей села Ксизово коил отца, напомнив ему, что у него три сына. «Так пусть один из них послужит Небесному Царю», — сказал Владыка. В итоге Никандр так и остался в монастыре, где прожил в трудах и молит- ве 40 лет. Немаловажно, что Тихон Задонский несколько раз бы- вал уАлексеяБехтеева вКси- зово.Постепенномеждуними завязалась теплая дружба. В одну из таких поездок свя- титель и обратил внимание на религиозно одаренного сынапомещика.Помолитвам святителя Никандр выбрал духовный путь. Но все же святитель чаще бывал в Липовке, где нахо- дилось другое имение Бехте- евых. Это село также нахо- дится на правом берегу Дона, но только выше по течению реки. О Липовке «Липецкая газета» также рассказала в рамках нашего проекта «Ин- тересней, чем кажется» (см. номер за 21 марта). Солнечный храм Никольская церковь, уча- стие в строительстве которой принимали помещики из рода Бехтеевых, стоит того, чтобы хотя бы раз в жизни постоять под ее величествен- ными сводами. Заходя в нее, человек неожиданно окуна- ется в море света. Обычно православные храмы строят с узкими окнами, благодаря чему внутри царит полумрак, напоминающий о грехов- ности земной жизни. Но в Никольской церквиширокие окна расположены так, что- бы отовсюду струился свет. Облитый солнечными луча- ми, храм наполняет сердце неизмеримой радостью. И эта земная красота служит неложным символом того истинного Света, что «просве- щает всякого человека, при- ходящего в мир» (Ин. 1:9). — Обратите внимание на образ апостола Иакова,—не- ожиданнонарушилавоцарив- шуюся тишину Валентина Зыкова. — На нем отчетливо выступают капли драгоцен- ного мира. Такие чудеса в нашем благодатном храме нередки. Бывает, что одно- временномироточат сразу две или три иконы. Но взгляд невольно оста- навливается на образе свя- того, держащего на руках спеленатого младенца. Ино- земное происхождение этой иконы выдавала надпись на греческом языке. Оказалось, что изображен на ней препо- добный Стилиан Пафлагон- ский, ведший отшельниче- скуюжизнь в далекомV веке. По его молитвам исцелялись от тяжелых недугов младен- цы, а бесплодные женщины становились многодетными матерями. Имя этого под- вижника в России знакомо немногим, зато в греческих церквах к нему часто обраща- ются за помощью. Икону Стилиана Пафла- гонского отец Георгий при- вез из-за границы. Батюшка часто путешествует по свя- тым местам вместе с прихо- жанами. Из каждой такой паломнической поездки он обязательно возвращается либо с иконой, либо с части- цей мощей прославленного подвижника. Удивительно, но во внутреннем убранстве храма настоятелю удалось сохранить стилистическое единство. Все церковные иконы (и русские, и загра- ничные) гармонируют друг с другом, как будто все они вышли из-под одной кисти. А Стилиан Пафлагонский творит чудеса уже на липец- кой земле. В последнее время к этой иконе все чаще стали приезжать безчадные пары, которые просят святого помо- литься о даровании им детей. Хранитель церковной святыни Но особо дорога отцу Геор- гиюТихвинскаяиконаБожи- ей Матери, в честь которой в храме освящен один из приделов. Батюшка узнал об этом только тогда, когда при- ехал из Воронежа в Ксизово. Эту весть он воспринял как Божийпромыселинастоящее чудо. Дело в том, что в семье отца Георгия всегда особо по- читали названную икону. По преданию, этот образ написал евангелист Лука еще при земной жизни Пре- святой Богородицы. Долгие годы величайшая христиан- ская святыня хранилась в Константинополе, но в XIV веке она исчезла из столицы Византии и явилась на севере Руси. На том месте впослед- ствии построилиТихвинский монастырь. С иконойБожией Матери связывают множе- ство чудес. В XVII веке она защитила обитель от шведов, которые пытались захватить наши северные земли, вос- пользовавшись ослаблением России в Смутное время. После Октябрьской ре- волюции Тихвинский мона- стырь был закрыт, а чудо­ творная икона оказалась в местном краеведческом му- зее. В 1941 году германские войска на короткое время за- няли Тихвин, так в их руках оказалась одна из главных церковных святынь. Но вско- ре в пропагандистских целях икону возвратиливерующим, после чего она оказалась в православной общине Риги, возглавляемой епископом Иоанном Гарклавсом. Владыка вместе со своим приемным сыном Сергеем вывез икону вначале в Гер- манию, затем в Соединенные Штаты Америки. Впослед- ствии Иоанн Гарклавс стал архиепископом Чикагским и Миннеаполисским. В 1982 году он перед своей кончиной завещал приемному сыну, который служилпротоиереем в православной церкви, хра- нить икону Божьей Матери до тойпоры, когда начнет вос- станавливаться Тихвинский монастырь. Практически всю свою жизньСергейГарклавс (1927– 2015) посвятил тому, чтобы сберечь для России эту свя- тыню. Несколько раз он при- езжалвнашу страну, посещал Тихвинский монастырь. В одну из таких поездок он понял, что настало время для возвращения святыни на Родину. По благословению патриарха Алексия II в 2004 году икона была передана Тихвинскому монастырю. Удивительно, но вся эта история имеет прямое отно- шение к настоятелю храма Николая Чудотворца в селе Ксизово. Ведь Сергей Гар- клавс приходился ему близ- кимродственником. Не менее интересно и то, что предел в честь Тихвинской иконы Божией Матери появился в Никольской церкви благода- ря помещикамБехтеевым. Ее точную копию пожертвовал храму один из представите- лей этого рода. Так в истории села спле- лись в причудливую мозаику время, события и людские судьбы. С космическим акцентом Взаключение остаетсярас- сказать еще об одной мозаике — той, что украсила фасад сельского Дома культуры. История эта будет неполной, еслинеупомянуть, чтовсовет- ское время в Ксизово органи- зовали колхоз имени Ленина. Долгое время им руководил АлексейАбанин, прикотором сельхозпредприятие вошло в числопередовых.Вотизахоте- лосьуспешномупредседателю придать типовому зданию сельского Дома культуры необычные черты. Мозаика стоила по тем временам не- дешево, но колхоз-миллионер мог многое себе позволить. —Домкультуры строился в конце 1960-х годов, — рас- сказывает глава Ксизовского сельскогопоселенияНадежда Стебенева. — В то время вся страна жила романтикой по- корениякосмическихпросто- ров. Это и предопределило, что в мозаике доминирует не только советская символика, но прослеживаются и косми- ческие мотивы. Серп и молот органично вписаны в звезду. Колхоз носил имя Лени- на, вот почему рядом с ДК установили памятник вож- дю мирового пролетариата. Правда, в настоящее время бюст нуждается в ремонте. прекрасными пейзажами. Отец Георгий (в центре) мечтает о том, чтобы святой источник стал местом массового паломничества. На мозаике мирно уживаются звезды с серпом и молотом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz